“1940-1941 учебный год мне запомнился навсегда…”
Многие актеры называют Любовь Сергеевну Соколову своей мамой и дорожат дружбой с ней.
Пьем чай в ее уютной, без дорогой стандартной мебели квартире. Кажется, что мы не в центре столицы, а где-то на окраине ее родного Иваново-Вознесенска, который назывался городом невест.
Приглядываюсь к хозяйке, придумываю, как сделать беседу приятнее, а Любовь Сергеевна сама вдруг направляет наш разговор в запретную, как мне казалось, тему семейной жизни. Я не собиралась говорить об этом, знала, сколько переживаний выпало на долю женщины отнюдь не богатырского здоровья. Блокада в Ленинграде, раннее замужество, смерть мужа от голода, вдовство в двадцать лет. Потом трагическая смерть сына. Разрыв со вторым мужем. Когда нервы и силы оказались на исходе, Любовь Сергеевна на несколько лет уехала в Германию. На заработанные там деньги купила в столице однокомнатную квартиру.
– С кем вы дружите, Любовь Сергеевна? У вас так много знакомых. Телефон звонит, не переставая.
– Среди любимых подружек – две Лидии. С Драновской мы снимались в фильме “Поезд идет на восток”. Другая – всеобщая любимица – Лидия Смирнова. Моей любимой соседкой долгие годы была Майя Булгакова.
Несколько лет назад в прессе появилось сообщение о трагической гибели в автокатастрофе Майи Булгаковой. В той самой машине Любовь Сергеевна сидела рядом с ней.
– Как это случилось, Любовь Сергеевна?
– Мы были приглашены с Маей на концерт. Это было 1 октября 1994 года. Опаздывали. За нами прислали машину. Шофер спешил… Я была вся переломана: руки, плечо, ключица. Думала – не выживу. А Майя шесть суток оставалась без сознания, потом умерла. Тяжело терять друзей.
– Любовь Сергеевна, правда ли, что, разведясь с мужем, вы посвятили ему романс?
– Правда. Ни злобы, ни ненависти у меня не осталось. Я сочинила романс, пою его на концертах: “Полюбила его навсегда, навсегда я его полюбила, и добра я была и верна, это было давно, давно это было”. Действительно, давно. 15 лет как ушел он от меня… Я как-то спела романс ему по телефону. Он мне напомнил другой романс, который мы исполняли вместе: “Я люблю тебя, без ума люблю, об одном тебе только думаю”…
– Любовь Сергеевна, дело прошлое. Как вы познакомились с героем вашего романса Георгием Данелия?
– Познакомились в экспедиции. Я снималась в фильме Рошаля “Хождение по мукам”. Гия проходил у него режиссерскую практику. Стал ухаживать за мной. Но… Скрыл от меня, что на девять лет моложе. Так появились у меня замечательные родственники. Отец Георгия – генерал, мама – Мери Анджапаридзе, тетя – Софико Чиаурели. Жили мы со свекровью. В 1959 году родился Коленька. Прожили 26 лет. Потом Гия серьезно заболел, у него была клиническая смерть. Я за ним ухаживала, выходила. Когда посещал известную целительницу Джуну, познакомился с Галиной Юрковой. Как-то пришел домой и говорит: “Любочка, я влюбился. Женюсь…”
– А вы?
– Я поцеловала его на прощание и ушла… Перезваниваемся иногда. Спрашивает, как внучка. А теперь у нас появилась общая правнучка Сашенька.
– Поскольку разговор у нас откровенный, простите за больной вопрос. Что случилось с вашим сыном?
– Коля закончил режиссерский факультет ВГИКа. Но поработать не успел. Трагически погиб. Причина смерти его до сих пор не установлена. Их с другом нашли мертвыми в квартире, в руках у сына была телефонная трубка. Меня даже в квартиру не пустили. Я увидела его только в гробу.
Коля очень дружил с сыном режиссера Светланы Дружининой. Ее сын тоже погиб через два года, и тоже причина неизвестна. От Коли осталась дочь Маргарита Данелия, она-то и подарила мне Сашеньку.
– Ваша вторая семья – интернациональная…
– Да. Я – русская, муж – грузин, невестка наполовину белоруска и армянка. Внучка… Сами понимаете. В правнучке еще больше кровей… Поэтому я до сих пор не могу смириться с распадом нашей великой державы.
– Что вам помогло пережить ваш личный “развал”?
– Работа.
– Вы снимались в фильмах Данелия?
– Естественно. Это картина “Сережа” по одноименной повести Веры Пановой, “Путь к причалу”, “Тридцать три”, в “Джентльменах удачи” по его сценарию.
– Если не ошибаюсь, ваш первый фильм “Повесть о настоящем человеке” с Павлом Кадочниковым?!
– В 1946 году я снялась в этом фильме, сыграла Варвару, которая нашла в лесу летчика и притащила к себе домой. Потом была большая роль фельдшера в фильме “Далеко от Москвы” по повести Василия Ажаева. Режиссер Александр Столпер пригласил Льва Свердлина, Марка Бернеса, многих других популярных артистов. В 1952-м за роль Анисьи в “Хождении по мукам” я получила первую премию за лучшую женскую роль.
– Правда ли, что вы попали в Книгу Гиннесса?
– Правда. За то, что сыграла в 325 фильмах. С детства мечтала только об артистической стезе, хотя людей с такой профессией в нашем роду не было. Папа – столяр-краснодеревщик. Мама – продавец тканей. В школе я занималась в драматическом кружке. Учительница литературы посоветовала мне поступать в педагогический институт имени Герцена в Ленинграде. Она считала, что таким образом произойдет мое сближение с искусством. Я прислушалась к ее совету.
– Но учительницей не стали. Чем же сердце успокоилось?
– В 1940-м году я училась на первом курсе пединститута и одновременно поступила в кинематографическую школу на единственный тогда актерский факультет. Интересно, что эта школа существовала при “Ленфильме” и руководил ею знаменитый питерец Сергей Аполлинарьевич Герасимов вместе с Тамарой Федоровной Макаровой. Кстати, там платили студийцам сорок рублей в месяц, а в остальных вузах в том году отменили стипендию вообще.
– Значит, 1940-1941 учебный год вам запомнился навсегда?
– Еще как! В мае девятнадцати лет от роду я вышла замуж, а в июне началась война. Сергей Герасимов сразу покинул Ленинград с Тамарой Макаровой: уехал в экспедицию и в город на Неве больше не вернулся. Моим мужем стал 29-летний Георгий Арановский – актер. В 1942-м он рыл окопы для обороны Ленинграда. Умер там же от голода.
– Как вы выжили в блокаде?
– Чудом выжила. Удалось через Ладогу перебраться на Большую землю. В Ярославле нас лечили целый месяц. Потом я приехала к маме в Иваново, долго болела. Когда поправилась, мама повезла меня в Москву поступать во ВГИК. Пошли к министру кинематографии Большакову. У него в то время находились великие братья Васильевы, кинематографисты. Узнали меня: видели мои актерские студенческие работы, те, что я делала у Герасимова. Они тогда предложили принимать во ВГИК всех блокадников. Вот я и уехала в Алма-Ату, куда эвакуировали ВГИК.
– Привычка кормить птиц у вас, наверное, с той, блокадной, поры?
– На моем подоконнике птички сидят с раннего утра. Пернатые знают, что я их накормлю. Я никогда не пройду мимо голодных людей. Знаю, что даже крошка хлеба может спасти жизнь.
– Любовь Сергеевна, довольны ли вы своей жизнью?
– Выступая в концертах, я читаю стихи:
Мне не хватило б десять рук,
чтоб завершить свои дела,
Мне не хватило б десять глаз,
оплакивать деянья зла,
Мне не хватило б десять ног
догнать далекую мечту.
А сердца хватит одного,
я сохраню в нем доброту.
Клара ХРОМОВА
Комментарии