Тип урока: изучение нового произведения.Цели: знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, стимулирование активной и осознанной деятельности учащихся. Задачи:- развитие умения анализировать текст, понимать замысел автора;- формирование навыка беглого, осознанного, выразительного чтения;- развитие речи, внимания, памяти, словесно-логического мышления;- формирование умения самоопределяться и действовать в соответствии с системой человеческих ценностей;- воспитание чувств сопереживания, любви к близким.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, карточки для групповой работы, цветовые модели для изображения позиции действующих лиц, учебник «Родная речь» для 3-го класса (1 ч.), авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, М., 2007 год. Ход урока 1. Организационный момент Учитель: Прозвенел уже звонок, Начинаем мы урок! Дети: Все на свете мне по плечу. Добьюсь на уроке чего захочу. Буду руку поднимать, На вопросы отвечать! Комментарий. Положительный настрой «Я могу» в начале урока позволяет создать атмосферу взаимопонимания и поддержки. Таким образом, проходит боязнь неудачи, появляется уверенность в своих возможностях. Ученики быстро успокаиваются и настраиваются на работу. 2. Мобилизующий Учитель: Прочитайте фразу известного писателя И.С.Тургенева «Любовь сильнее…».Как вы думаете, какое слово надо вставить вместо точек? Какие у вас будут предположения? Ответы детей.Учитель: Я думаю, что более точно мы сможем сформулировать эту фразу, когда ознакомимся с новым произведением. А кто автор и как оно называется, вы узнаете, если выполните задания в группах. Работа в группах. На карточках даны задания разного уровня сложности (см. приложение 1). Комментарий: На данном этапе происходит формирование интеллектуальных умений. Задания составлены таким образом, что активизируют и развивают внимание, память, словесно-логическое мышление и особенно речь. Дети учатся обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своих суждений. С самого начала урока учащиеся вовлечены в учебную деятельность, создается установка на их активное и заинтересованное участие в предстоящей учебной работе с новым произведением, расширяются и совершенствуются литературоведческие знания. Данные упражнения пробуждают положительные эмоции учеников, заставляют творчески и нестандартно мыслить, подготавливают к самостоятельному прогнозированию и формулированию темы и дидактической цели урока. Развиваются организационные и коммуникативные умения. 3. Формулирование темы и целей урока Учитель: Учитывая содержание проделанной работы, определите, о творчестве какого автора мы будем говорить сегодня на уроке. Обоснуйте свой ответ. Представители от каждой группы рассказывают, как они выполняли задание, и делают вывод. Учитель: Сформулируйте тему урока. Дети формулируют тему.На доске открывается тема урока: Л.Н.Толстой и его произведение «Прыжок». Учитель: Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите цели: Ознакомимся… (с произведением «Прыжок»). Научимся… (правильно и выразительно читать это произведение). Проанализируем… (новое произведение). Комментарий. Участие ученика в определении целей урока приводит к предопределению, пониманию, осознанию содержания и способов осуществления предстоящих действий, что обеспечивает включенность ребенка в учебную ситуацию, создает готовность к усвоению знаний, а активность учащихся становится внутренне мотивированной. Учитель: Оцените работу в группе цветовым сигналом. 4. Подготовительный Учитель: В новом произведении вам встретятся трудные для чтения или малознакомые слова. Прочитайте их: атчам (мачта) – конструкция вертикальная, для крепления паруса; [кайута] (каюта) – жилое помещение на корабле; м.кушк. (макушка) – верхняя часть головы; аnрwшsиvнr (аршин) – старая мера длины, примерно 70 см;рас-хо-ди-лась;две-над-ца-ти-лет-ний;раз-за-до-рил-ся. Ученики озвучивают слова, объясняют их лексическое значение, учитель при необходимости уточняет, корректирует их. Прочитывают по слогам, потом целыми словами. Учитель: Исходя из названия произведения и слов, с которыми вы ознакомились, попытайтесь определить, о чем пойдет речь в этом произведении. Ответы учеников. Учитель: Давайте проверим, насколько правильно вы рассуждаете. Послушайте внимательно произведение «Прыжок» Л.Н.Толстого. Во время прослушивания определите жанр данного произведения. Учитель читает текст. Комментарий. Особого внимания заслуживает словарная работа. Процесс чтения слов затруднен, так как они написаны необычным образом. Это интригует учащихся, привлекает внимание, заставляет интенсивно думать и искать решение. Сопоставляя название произведения и «трудные слова», учащиеся пытаются предугадать, о чем пойдет речь в новом произведении, это развивает их воображение, настраивает на активное восприятие текста. 5. Первичное восприятие Учитель: Оправдались ли наши предположения? Ответы учеников.Учитель: Понравилось ли вам произведение? Какие чувства вы испытали при прослушивании произведения? Ответы учеников. Учитель: К какому жанру относится данное произведение? Докажите. Ответы учеников. 6. Анализ произведения Чтение произведения по цепочке. Проверка. Вопросы учителя: – С чего началась эта история? Как обезьяна развлекала матросов на палубе?- Почему мальчик залез на мачту корабля? Как повел себя мальчик в первые минуты? Что сделал потом?- Как вам кажется, что руководило его поступком: гордость, стыд, досада, смелость, глупость, неосторожность, страх? – Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Подтвердите свое мнение ссылками на текст.- Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитайте. Почему капитан поступил именно так? Прочитайте последний абзац. Почему капитан заплакал? Какие чувства он испытал?- Расскажите, когда вы сильно переживали за мальчика? Что вызывает у вас его поступок: сочувствие, одобрение, осуждение? 7. Обобщение по произведению Учитель: Перечитаем рассказ еще раз и найдем завязку, кульминацию и развязку.Прочитайте самый напряженный момент.Почему автор назвал свое произведение «Прыжок»? Ответы детей. Учитель: Давайте проследим, как менялись чувства мальчика на протяжении всего рассказа, и отразим эти чувства с помощью квадратиков разного цвета (см. приложение 2). Работа в парах. У ребят получилась цепочка цветных квадратиков: желтый (растерянность), зеленый (самоуверенность), черный (страх), красный (смелость). Учитель: Какой совет вы бы дали мальчику, если бы встретились с ним? 8. ИтогУчитель: Какова идея этого произведения? Что хотел сказать автор?Ответы детей. Учитель: Теперь вы сможете закончить фразу, над которой мы размышляли в начале урока? «Любовь сильнее…»Предположительный ответ детей: «…смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».9. Рефлексия Учитель: Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой? Ответы детей. Приложение 1Карточка №1 Н.Н.Носов, Л.Н.Толстой, И.А.КрыловЭтот человек был не только талантливым писателем, но и очень увлеченным человеком. Он изучал музыку, историю, рисование, медицину. Но самое главное – очень любил детей. Для них он открыл школу, написал учебник и сам их учил. Некоторые его произведения представлены в этом списке.«Мишкина каша», «Филипок», «Косточка», «Стрекоза и муравей».Кто этот человек? Обоснуй свой ответ.Карточка №2 С.В.Михалков, Л.Н.Толстой, С.Я.Маршак Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня ознакомимся. Его можно выделить из данного ряда по трем признакам одновременно.Карточка №3Прочитайте отрывок из произведения. Определите автора и название.«Вдруг кто-то с палубы крикнул: «Акула!» – и все мы увидели в воде спину морского чудовища».О чем этот рассказ, расскажи кратко.Карточка №4 Восстановите пропущенные буквы в данных именах и фамилиях и составьте из них имя и фамилию писателя, с произведением которого мы ознакомимся.Михаи . Фед . р Афана . и . . . рм . нто . . ютчев Фе .Карточка №5Определите название произведения, зачеркнув одинаковые буквы.Приложение 2
Комментарии