search
main
0

Любовь под запретом?

Трагическая история с Анастасией Ещенко, которую убил доцент СПбГУ Олег Соколов, прогремела на всю страну и привела к тому, что стали раздаваться призывы наказывать преподавателей за романтические связи со студентами. Впрочем, как известно, запретный плод всегда сладок. Что будет, если запретить любовные отношения между студентами и преподавателями? Об этом рассуждают наши сегодняшние авторы на полосах «Студсовета».

Анна КОЗЫРЕНКО, студентка 3‑го курса Санкт-Петербургского государственного аграрного университета:

Это смешной вопрос

Это смешной вопрос. Конечно, не нужно! Мне мама как-то рассказывала, что у нее подруга, которая училась в одном из творческих вузов, несколько раз ужинала при свечах с преподавателем. Ну и что? Мы все большие девочки, и многие харизматичные педагоги вызывают у нас симпатию. Есть девчонки вообще «охотницы» по натуре. У нас парочка таких найдется. Так им просто интересно флиртовать с кем угодно, в том числе с преподами. Особенно если преподаватель обаятельный и неприступный на первый взгляд. Такой «охотнице» скучно учиться, если она не влюблена.

Я не вижу ничего неправильного в любовных отношениях между преподавателем и студенткой или наоборот. Любовь невозможно предугадать или предотвратить. Она может случиться с кем угодно и где угодно, в том числе и в вузе. Единственное, что мне кажется странным и не очень нравственным, когда между влюбленными огромная разница в возрасте. Я в этом случае как-то не верю в чистые отношения, а верю в то, что какой-то стороне от другой что-то очень нужно. Например, статус, жилье, деньги и т. д.

К слову, такие отношения многие скрывают и правильно делают, я считаю. Если это отношения с корыстью, то тогда все будут осуждать, плеваться и завидовать, а если настоящая любовь, то все будут исходить от любопытства, будут идти пересуды, и куча народу опять-таки будет завидовать. Ничего хорошего от этого общего внимания отношения не получат.

Мне одно время тоже нравился преподаватель. Он остроумный, увлеченный своим предметом, с хорошей фигурой. Но я как-то изначально поняла, что эта симпатия должна во мне умереть и никогда не возрождаться. Перспективы нет. Таких поклонниц у него каждый год по 30 человек. А недавно я встретила парня, с которым сейчас снимаю квартиру-студию. Нам хорошо вместе, мы одного возраста, и интересы у нас общие. Что будет дальше, я не знаю, но благодаря моему парню я теперь смотрю на нашего препода именно как на преподавателя, не более.

Алина К., студентка 3‑го курса ННГУ:

В провинции такого нет

Мы читали в Интернете о недавней жуткой истории и, разумеется, обсуждали комментарии, которые оставляли в Сети студенты и преподаватели Санкт-Петербургского госуниверситета. Честно скажу: нас всех поразили тамошние нравы. Такое у нас просто невозможно представить. Наверное, потому что мы в глубокой провинции живем. У нас отношения «студент – преподаватель» настолько жестко регламентированы, что даже лишние десять минут, которые преподаватель посвятит после лекции индивидуальному объяснению материала, вызовут вопросы и подозрения. Это не исключает того, что симпатии между студентами и преподавателями могут возникнуть, наверняка кто-то кого-то выделяет. Но это никак не проявится внешне, разве что на уровне взглядов и вздохов. Потому что преподаватели дрожат за свои места, в нашем городе не так много учебных заведений, преподавателю с плохой репутацией точно не найти работу.

Елизавета Г., матмех СПбГУ:

Отношения вне иерархии

Не думаю, что романтические отношения между студентами и преподавателями – это хорошо. Потому что сразу возникают вопросы иерархии, а ведь в любви иерархии быть не должно.
Так случилось, что наш университет печально прославился по данной теме. Но могу сказать, что подобные явления все же редкость. Во всяком случае на нашем негуманитарном факультете. Иногда замечаешь оценивающие или явно благосклонные взгляды преподавателей-мужчин, но дальше молчаливой симпатии дело не идет. И у той, и у другой стороны хватает ума и выдержки не разжигать искру.

Хотя по большому счету какая разница, кто есть кто. Просто мужчина и просто женщина. Если они полюбят друг друга, то статус и положение не будут иметь никакого значения.
По поводу запретов. Разве можно отношения запретить? Как бы не возникло обратного эффекта, давно известно, что запретный плод сладок. Другое дело – оценка самими преподавателями и студентами подобных вещей. Мне кажется, у нас в институте они не приветствуются ни той, ни другой стороной. Такое неформальное мнение важнее формальных запретов.

Валерий БАЛКАРОВ, студент 1‑го курса Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины:

Запреты не нужны

С моей точки зрения, такой запрет не нужен. И если бы этот запрет существовал, то как это выглядело бы в юридическом плане? Как можно запрещать влюбляться? И потом, главное слово тут «зачем». Ведь если студент или студентка совершеннолетние и такие отношения развиваются по обоюдному согласию, то что тут плохого и противозаконного? Да и кого останавливали запреты? Если бы все в нашем обществе следовали правилам и нормам, то оно было бы идеальным, а мы пока видим обратное.

Случаи, как тот, что произошел в СПбГУ, нужно рассматривать отдельно. Человек сам решает свою судьбу. Убитая девушка сделала свой выбор, ведь ее никто не тащил за руку и не заставлял смотреть с обожанием на преподавателя Соколова. Это был ее выбор, но, к сожалению, неверный. Мне кажется, здесь прежде всего виноваты руководство и сотрудники факультета, которые замечали не совсем адекватное поведение преподавателя, но не приняли соответствующие меры. Хотя часто бывает так, что человек на работе в одном обличье, а дома совершенно в другом. Как я читал, девушка делилась своими соображениями о характере преподавателя-любовника, но не читал, чтобы кто-то из подруг ее предостерег.

Екатерина У., студентка МГУ:

Я была счастлива

Когда я училась в бакалавриате на втором курсе, у меня случился роман с преподавателем. Он был аспирантом, читал у нас одну пару в неделю и вел одно практическое занятие. Очень нравился студентам, потому что веселый и умный. Его предмет сложный, а рассказывал так, что понимали все.

Он обратил на меня внимание, и я была счастлива. Ни мгновения не испытывала смущения от того, что он мой преподаватель. Он учитель, я ученик, так можно сказать. Но мне было все равно. Какая разница, кто тот мужчина, который мне понравился. Я рассматривала ситуацию на продолжение и надеялась, что наши отношения вырастут во что-то большее и долговременное, чем вузовский роман.

Но они не выросли. Не потому что статусы не совпадали. Нашлись другие причины. Просто со временем я поняла, что он не мой мужчина. Успокоилась, умерила восторг. Перестала ждать с ним встреч. Даже от его лекций старалась уклониться. Возможно, и он понял, что я не его женщина. Мы спокойно расстались. В этих отношениях все было так, как если бы мы являлись равными по положению. Роман начался сам собой и сам собой сошел на нет.

Во время учебы в магистратуре я вышла замуж, кстати, за своего однокурсника. Он знает про мои бывшие отношения с преподавателем, но его это не беспокоит. Он мне доверяет и понимает: что прошло, то прошло.

Юлия Л., студентка 4‑го курса факультета гуманитарных наук, Нижний Новгород:

Никаких пошлых намеков

Никаких пошлых намеков или фривольных шуток ни в свой адрес, ни в чей-либо еще я не слышала за все годы учебы. У нас есть преподаватели мужчины, причем их большинство, возраст их различный, как и манера вести лекции. Есть очень обаятельные и харизматичные, есть совершенно неинтересные и скучные, даже какие-то унылые. Таких, к счастью, меньшинство. На лекции одного нашего преподавателя, уже достаточно возрастного, но еще нестарого, ходят все студенты, никто лекции не пропускает, поскольку это настоящие представления, о чем бы ни говорил Н.Н., одно удовольствие его слушать. Думаю, что кто-то наверняка и влюбляется в него, потому что нельзя не влюбиться в интеллект и артистизм. Старшекурсники нам рассказали, что когда-то, задолго до нас, у этого преподавателя была романтическая связь со студенткой, но наш Н.Н. не переходил границ дозволенного до тех пор, пока она не получила диплом. Потом они поженились. Жена, кстати, очень симпатичная и моложавая, она тоже преподает, работает на той же самой кафедре, у нас она не вела занятия, правда. Поэтому у других студенток даже желания не возникнет соревноваться с ней. И у него, наверное, тоже не появится мысль завести с кем-то из нас роман.

Екатерина ТИМОШЕНКО, Томский государственный университет:

Статус не имеет значения

Мне кажется, что главное – настоящая любовь, а статус не имеет значения. Потому что люди, которые действительно любят, не станут друг друга унижать, подавлять, шантажировать оценками. Другое дело, что бывает трудно понять, любовь это уже или еще влюбленность.

Татьяна ЖУРАВКИНА, Новосибирский государственный педагогический университет:

Какое может быть родство душ?

По-моему, ничего серьезного в отношениях преподавателя или преподавательницы со студенткой или студентом нет. Студенты, конечно, люди совершеннолетние, но ведь совсем юные. А преподаватели – люди пожившие. О чем они будут говорить? Какое может быть родство душ? Просто хорошо провести время? Ну а дальше что? Если не получится, то как общаться дальше? Вряд ли это хорошо скажется на учебе, ведь вполне возможна месть: один будет оценки снижать, другой – авторитет. Думать надо, прежде чем бросаться в любые отношения.

Ольга В., магистрантка юридического факультета, Нижний Новгород:

Минуй нас пуще всех печалей!

Отношения между возрастными преподавателями и неопытными студентками всегда, на мой взгляд, основаны на принуждении. Не важно, что оно не физическое. Моральное, эмоциональное принуждение бывает не менее травмирующим. Я знаю одну реальную историю, она произошла с моей родственницей. Правда, она была в то время уже аспиранткой. Но это не меняет сути. Она была зависима от своего научного руководителя, который, несмотря на очень почтенный возраст, настолько был пленен ее красотой и юностью и так настойчиво и недвусмысленно добивался ее взаимности, что это скоро стало известно всем – и близким аспирантки, и коллегам на кафедре. Моей родственнице пришлось буквально балансировать на лезвии бритвы. Она не могла позволить себе грубо «отшить» престарелого ухажера, но и представить себя рядом с ним тоже не могла. Тем более у нее уже был жених, вскоре ставший мужем. Он, кстати, все знал и очень ей сочувствовал, как и ее родители. Профессор позволял себе часами отнимать ее время, разговаривая по телефону, назначая ненужные внеплановые консультации, на которых изводил ее сладострастными признаниями и пошлыми намеками, считая, что такими разговорами сможет вызвать интерес к себе. Конечно, он ничего не вызвал, кроме усталости и отвращения. Приставания не прекратились даже после того, как она защитила диссертацию. Он придумывал все новые и новые способы эмоционального давления. Избавиться от назойливого научрука моей родственнице удалось только тогда, когда она перешла на совсем другую кафедру другого факультета. О прошлом времени она вспоминает сегодня, как о пытке, медленной и бесконечной. Мне она советовала держаться от подобных ухажеров как можно дальше, и ее совет я всегда помню.

Иван Я., студент театрального училища:

Поощряется харассмент

Насколько мне известно, в творческих вузах неформальные отношения между преподавателями и студентами далеко не редкость. Во всяком случае никто не видит в них чего-то противозаконного и постыдного, можно сказать, это заложено в традициях. Хочу отметить, что обычно взаимоотношения завязываются на основе взаимных интереса и выгоды. То есть если сам студент или студентка не хотят более близких отношений с преподавателем, то их и не будет. Ненавязчивые намеки могут быть – надо же разведать почву, но принуждения за ними не последует, преподавателям ведь тоже не нужны проблемы. И потом нужно учитывать, что в России всегда поощрялся харассмент. Мне кажется, трудно найти россиянку, которая бы ни разу не сталкивалась с его проявлениями. Поэтому большинство воспринимают высокомерно-снисходительное отношение к женщине как норму. В отличие от Европы и США.

Что касается преподавателей, то это особая категория. К ней, наверное, стоило бы предъявлять особые требования.

Дмитрий В., Томск:

Это сродни педофилии

Мне кажется, когда взрослый мужчина пытается соблазнить юную девушку, даже совершеннолетнюю, это сродни педофилии. Во всяком случае выдает неуверенного в себе, закомплексованного человека, который тешит свое самолюбие. Бежать от таких отношений надо сразу.

Любовь К., студентка 2‑го курса технического вуза, Нижний Новгород:

Бонус в учебе

Верю ли я в искренность и бескорыстность романтических отношений между студенткой и преподавателем? Я вполне допускаю, что между молодым преподавателем и студенткой или, напротив, молодой преподавательницей и студентом могут вспыхнуть настоящие чувства. И если они действительно настоящие, то их не нужно стыдиться и тем более осуждать, особенно если основная цель отношений – создание семьи. Честно говоря, я ни разу не встречала таких случаев, но знаю от знакомых, что они бывают. Что касается интрижек, несерьезных отношений, которые имеют совершенно определенные цели и построены на взаимном договоре (преподавателю телесное удовольствие и моральное удовлетворение – вот какой я молодец! – а студентке бонус в учебе и карьере), то такого, на мой взгляд, быть в вузах не должно. Такие отношения, особенно если преподаватель состоит в законном браке, подлежат если не преследованию, то осуждению общества.

Мария МАЗУРЕНКО, Новосибирский государственный медицинский университет:

Выставлять чувства напоказ некрасиво

Мне кажется, ничего особенного в романтических отношениях между преподавателем и студенткой нет. Если оба нормальные люди, конечно. Ведь все взрослые сами решают, в кого влюбляться. Тем более я считаю, что ничего плохого нет, если мужчина старше на 10‑15 лет. Это же законно, если без всякого давления? Разве не бывает, что преподаватель и студентка женятся, живут долго и счастливо? Хотя я не думаю, что свои отношения надо демонстрировать в вузе. Во всяком случае, до свадьбы. Но не потому что преподаватель и студентка, а потому что вообще не стоит выставлять чувства напоказ – это некрасиво.

Ангелина ЯКОВЛЕВА, Омский государственный университет:

Такие отношения непедагогичны

Я считаю, что такие отношения непедагогичны. Кроме того, это подрывает репутацию учебного заведения. Некрасиво. К тому же, скорее всего, такие отношения плохо скажутся на остальных – преподаватель будет вольно или невольно выделять одного человека. Коллективу это не понравится, поэтому неизвестно, чем кончится. В любом случае студент оказывается в очень уязвимом положении. Думаю, если это любовь, то вполне можно сменить работу, учебу, дождаться выпуска. А если не любовь, то и начинать не стоит.

Елена Я., Омский государственный технический университет:

Умный человек должен понимать

Влюбиться в преподавателя много ума не надо. Особенно если молод, хорош, обаятелен. Да и в более взрослого, если он интересная личность. Сама была влюблена. Мне даже помогло – старалась отвечать, все задания делала, только чтобы заметил. Глупость такая детская. Мне кажется, умный человек это должен понимать. Между преподавателем и студентом (любого пола) и годы, и образование, и опыт, и положение. Это все равно отношения взрослого и юного, а значит, созависимость.

Константин А., Томский государственный университет:

Они нам в матери годятся

Не знаю, даже в голову не приходило никогда смотреть на преподавательниц как на женщин. Они же в матери нам годятся! Мне кажется, такие отношения не имеют будущего, они всегда взаимовыгодные. Ну хорошо, если выгодные, а не наоборот, вредные.

Елена В., Новосибирск:

Я пришла учиться

Вообще я считаю, что на рабочем месте надо заниматься делом. Я пришла учиться, хотя бывает, что девчонки влюбляются в преподавателя. Есть у нас один такой – молодой, обаятельный, мы ему глазки строим, он нам. Ну вот, предположим, завяжется с кем-нибудь, так мы же все знать будем! Такое ведь не скроешь, даже если она сама не похвастается. Я бы такого педагога не смогла уважать.

Тимофей И., Новосибирск:

Не понимаешь, что делать

Я один зачет сдавал пять раз, потому что меня преподавательница резко полюбила. Немолодая причем. Предлагала по дому у нее что-нибудь сделать, мол, тогда учить не надо. Ну понятно, что именно сделать. Нет уж, спасибо, не надо мне такого. Будь она моложе и красивее, я бы не согласился. Я не хочу зависеть от женщины, а в таких отношениях студент – лицо зависимое. Не хотел бы, чтобы мои слова выглядели как сексизм, думаю, что на моем месте могла быть и девушка. Очень неловкое положение, я вам скажу, когда ты бегаешь от преподавателя, которому надо сдать зачет, и совершенно не понимаешь, что делать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте