Социальный статус директора школы, как и вообще педагога, на селе всегда был очень высок. Помню, я, 12-летняя городская девочка, гостила у своей бабушки в новгородской деревне Витка. Мы шли с бабушкой по полю, и вдруг мимо нас на велосипеде проехала какая-то женщина. Меня поразило, что бабушка остановилась и низко, в пояс, по-старинному, поклонилась этой женщине. «Кто это, бабушка?» – спросила я. Она ответила: «Это, внучка, большой человек! Учительница, да еще и директор нашей школы!»
Теперь я сама директор сельской школы, живу в деревне, и мои соседки, пожилые женщины, хотя и не кланяются мне в пояс, но всегда с уважением и каким-то сочувственным вниманием говорят со мной. Спрашивают, завидев меня, как мои дела, не устала ли я после работы… Я думаю, такое неизменное «старинное» уважение односельчан позволяет педагогу деревенской школы чувствовать себя психологически комфортнее.
Однако такому уважению надо соответствовать. Деревенский учитель, тем более директор школы, живет, словно под микроскопом. Я стараюсь быть всегда «на высоте», относиться по-доброму к окружающим людям. Был у меня такой забавный случай. Когда мы с мужем, городские прежде жители, переехали в Ермолино, быт наш был устроен не по-деревенски: у всех в домашнем хозяйстве коровы да свиньи, а у меня – книги на полках. Однажды во время беседы с родителями учеников я услышала неожиданный упрек от одной мамы: мол, легко вам, Любовь Александровна, говорить о воспитании, когда у вас домашнего хозяйства нет, и нет проблем… Я сгоряча, придя домой, объявила мужу: всё, с завтрашнего дня заводим в хозяйстве трех поросят! Выкормить-то поросят мы, конечно, выкормили, но после того случая я уже больше «хозяйства» в доме не заводила. Поняла, что в этом отношении я не могу соперничать с деревенскими хозяйками, и время мне лучше тратить на мои непосредственные обязанности. А вот уж эти обязанности – директора и педагога – нужно выполнять на «отлично».
Любой учитель сельской школы как представитель интеллигенции испытывает потребность в посещении театра, музеев, выставок, библиотек. Я, как и все учителя нашей школы, нахожусь в этом отношении в выигрышном положении: Ермолино находится в 15 минутах езды на автобусе от Великого Новгорода, и там к нашим услугам все культурные учреждения. К сожалению, в более далекой «глубинке» сельские педагоги уже не имеют возможности часто ездить в город «за культурой».
Кстати говоря, учителя сельских школ могут чувствовать себя иногда более комфортно, чем их городские коллеги. Например, преподаватели нашей школы, приехавшие работать в деревню Ермолино до 1990 года, в том числе и я, были обеспечены жильем. И даже сейчас жилищная проблема решаема. В Новгородской области действует ипотечная программа, по которой значительная часть денег на приобретение жилья дается молодым сельским педагогам безвозмездно. Не можем мы пожаловаться и на медицинское обслуживание: сельская амбулатория, отремонтированная за счет администрации Новгородского района, предоставляет педагогам и всем жителям деревни разнообразные услуги.
Для педагогов сельских школ в Новгородской области действуют коммунальные льготы. На мой взгляд, может быть, не нужно было бы и этих льгот, если бы заработная плата учителей стала достойной. Тогда и педагоги дальних сел могли бы почаще выезжать на культурные мероприятия в город…
Комментарии