search
main
0

Любовь на всю жизнь

Как хорошо, что есть на свете такие, как вы!

Каждый учитель знает, что если в классе за последние два-три года поменялись 5-6 учителей, то вряд ли по этому предмету следует ожидать от учащихся блистательных знаний. Вот таким и предстал много лет назад наш 7‑й «А» класс перед новым учителем русского языка и литературы Любовью Петровной Бутенко – знаний мало, претензий много, ведь сами себя мы считали вполне грамотными и подготовленными…

Ольга МЕЩЕРЯКОВА-КАЗЬМИНА

Каково же было наше изумление, когда то и дело стали выявляться непростительные пробелы по русскому языку. А когда по литературе лучшему чтецу класса Маше Сергеевой новая учительница поставила «три», нашему возмущению и недоумению не было предела. Я хорошо помню этот урок. Тогда Любовь Петровна как-то мягко, тактично и в то же время твердо начала говорить о требованиях к выразительности и особенностях чтения наизусть. За «вызубрил и пробубнил» больше тройки получить стало невозможно. Требования к нам резко и неумолимо повышались!

А с русским языком было еще больше проблем. Страшной формой проверки знаний стал для нас фронтальный опрос. Отвечать на вопросы надо было быстро и четко, подняв предварительно руку. По итогам опроса оценивался почти весь класс – каждому свое, заработанное! Только сейчас я понимаю, как, наверное, трудно было нас раскачать, сдвинуть с места, чтобы мы заговорили и начали наконец соображать на уроках русского языка.

Получалось не сразу, мы сердились, считали даже, что от нас требуют невозможного. Потом наконец дошло: без тщательной домашней подготовки и без огромной сосредоточенности на уроке дело не пойдет, новая учительница от требований своих не отступится.

Помню, как я сердилась: делаю все возможное, а мне ставят «4»! Но Любовь Петровна, хорошо чувствуя и зная, где у ее учеников находится эта грань возможного, лишнего не требовала. Однако если видела, что ученик способен на большее, выжимала все. Именно за это я сейчас ей очень благодарна!

И, представьте себе, мы приняли ее, стали уважительно относиться к ее требованиям, увидев первые результаты… Как-то на уроке она очень точно подметила, что интересен тот предмет, в котором разбираешься, который понимаешь.

Я очень часто вспоминаю эти слова. Они ведь справедливы не только для школьных предметов, но и для многих жизненных ситуаций!

На уроках литературы мы слушали Любовь Петровну, открыв рты. Она всегда рассказывала что-нибудь очень интересное! А как красиво! Только она так умела! А ее чтение наизусть! Давала творческие домашние задания. Как приятно было получить у нее пятерку!

Скоро мне понравился и фронтальный опрос. С волнением и азартом тянула я руку, отыскивая все новые и новые примеры на то или иное правило… Этот момент урока стал очень интересным: кто больше, кто лучше, кто точнее, кто правильнее!

Перед тем как идти на свои первые уроки, я спрашивала себя, могу ли увлечь своих учеников так, как это сделала Любовь Петровна? Способна ли систематизировать и привести в порядок знания учащихся, как это сделала она? До сих пор помню многие ее таблицы-конспекты. С примерами!

А какие уроки литературы были в 10‑м и 11‑м гуманитарных классах! Уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-диспуты, уроки-концерты… Мы всегда слушали ее затаив дыхание, спорили до хрипоты, искали истину, а она, как мудрый и умелый капитан, направляла ход наших мыслей в этом океане разбушевавшихся страстей.

Она умеет заинтересовать, заставить думать, работать. И все это мягко, но настойчиво. Получив однажды домашнее задание по Пушкину, я так увлеклась темой, что написала целую научную работу, которая позднее переросла в курсовую и дипломную. А какую заботу, тепло, внимание мы чувствовали, когда поступали в институт! В любое время суток она готова была помочь, подсказать. Ее учительская миссия не кончилась с последним для нас, выпускников, школьным звонком…

Вспоминаю, какой я увидела ее впервые: зашла в кабинет, а она сидит за учительским столом и, не поднимая головы, что-то пишет. Первая мысль: какая интересная, необыкновенная прическа… А после звонка на урок она встала перед классом – такой я ее и храню в памяти – высокая, красивая и… очень добрые глаза, излучающие свет. А разве кто-нибудь знает ее другой?..

Любовь Петровна… Любовь…

 

* * *

Как вы думаете, что важнее всего в школьной жизни? Затрудняетесь? А я теперь знаю – Свет и Любовь!

Я иногда думаю, чем же наиболее ценен опыт школьной жизни, школьных знаний? Даже если ученики когда-то все же забудут подробности какой-нибудь исторической битвы, запамятуют, какое значение имел каждый сон Веры Павловны, это не важно. Куда важнее, какими они стали, как научились смотреть на жизнь, воспринимать ее, умеют ли размышлять, принимать решения, отстаивать свой способ решения задачи. Свой способ жизни…

А задача перед Светом и Любовью в школе невыразимо трудная! Нужно не только отдать себя детям, но, что самое важное, научить увидеть Свет и Любовь. Да поможет вам Бог!

Ольга МЕЩЕРЯКОВА-КАЗЬМИНА, выпускница

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте