search
main
0

Любовь к земле родной. Человек всегда делает выбор

​Марина Николаевна Соколова в городе Павлово на Оке человек известный. С 1987 по 2000 год она возглавляла павловскую школу №7, а затем Совет ветеранов педагогического труда Павловского района. Пять лет назад Марина Николаевна вышла на пенсию. Но и в 75 ясности ума и бодрости духа ей по-прежнему не занимать.

Как и раньше, она в курсе новостей не только родной школы, но и отечественного образования. Все, кто знает Марину Николаевну, считают ее жизненный путь воплощением успеха. Вот как сама героиня рассуждает о его слагаемых:- Успешность зависит от множества самых разных факторов, но самое главное, думаю, в амбициях человека и его взгляде на картину мира в целом. А это все идет от семьи. Я коренная павловчанка. Воспитывали меня бабушка с дедушкой, мама работала не покладая рук, чтобы обеспечить семью всем необходимым. И бабушка, и дед прекрасно пели, вообще семья была очень музыкальной. Помню, совсем маленькой бабушка стала водить меня на разные музыкальные фильмы. А еще мы часто слушали классическую музыку, ее передавали по радио. В детском саду, куда я ходила, был свой хор, я солировала. Хвалили: абсолютный слух! Немудрено, что родители, не задумываясь, отправили меня в музыкальную школу. Ее я, кстати говоря, вспоминаю, как страшный сон – музыканта из меня не получилось. Позже серьезно увлеклась баскетболом, тайком бегала на тренировки. Но больше всего любила читать. Кумиром моей юности был Владимир Маяковский. А вообще книг читала великое множество. Сейчас, к сожалению, молодые педагоги мало читают, и напрасно.Я не только читала, но и много писала сама – стихи, прозу. Даже песни сочиняла. Мечтала стать журналистом. Школу окончила на «отлично», отправилась в столицу поступать в МГУ на журфак. Конкурс был огромный. Да и вчерашних школьников брали, мягко говоря, неохотно. Вернулась домой ни с чем. Год отработала в родной школе старшей вожатой, а на следующий год все-таки стала студенткой МГУ, правда, поступила на истфак. Пожалеть о том, что все случилось именно так, впоследствии не пришлось ни разу.- Лучший университет в стране! Мало девочек из провинции смели даже мечтать об этом! Чем запомнились вам студенческие годы?- Много времени я посвящала учебе – вуз серьезный, поблажек никто не давал. Но, будучи человеком активным, я сразу взяла на себя дополнительную общественную нагрузку, была старостой группы, постоянно участвовала в спортивных и творческих мероприятиях. Хотелось успеть все. По родному городу, надо сказать, очень скучала, особенно первое время. Приезжала при каждом удобном случае. Но жизнь в столице – это совсем другой ритм: времени на уныние не оставалось. Мы часто ходили на выставки и в театры (я получала повышенную стипендию и вполне могла себе это позволить).Преподаватели проводили для нас уникальные экскурсии по памятным местам Москвы, рассказывали о старинных улочках и домах. А потом, появилось много интересных знакомств: на нашем курсе учились люди, впоследствии сделавшие головокружительную карьеру, их фамилии известны всей стране. Тогда же это были просто студенты, мальчишки и девчонки…- А что же заставило вас вернуться на малую родину, в маленький городок?- Любовь в первую очередь. С моим будущим мужем мы стали дружить еще в старших классах. Он был красивый и очень упрямый. Но я не сразу обратила на него внимание, поклонников было немало. Однако со временем разглядела в нем именно того человека, с кем захотелось связать жизнь.Но не только это, конечно, сыграло свою роль. Уверенно могу говорить и еще об одной любви в своей жизни – любви к своему родному краю, своему дому. Знаю, что многие начисто лишены этого чувства привязанности, охотно едут навстречу заманчивым перспективам, легко меняют города и веси. Но в нашей семье всегда была очень сильна тяга к родной земле…Впоследствии у меня было еще много возможностей покинуть Павлово.К счастью, и сегодня я живу там, где родилась и выросла, в нашем родовом гнезде, если можно так выразиться.- Сразу по окончании университета вы стали заместителем директора по воспитательной работе в школе №7. Наверное, нелегко было вчерашней студентке взять на себя такую ответственность?- Я закончила обучение на кафедре истории Древнего мира и крито-микенской Греции. В совершенстве владела французским и латынью и, думаю, могла бы сделать неплохую научную карьеру – специалистов в этой области было не так уж и много. Но в Павлове, как вы понимаете, эта специальность не слишком востребована. Я пошла в родную школу, где буквально за две минуты получила первое трудовое назначение. Ответственность меня не пугала. Новая работа была сродни комсомольской, которую я освоила еще в школьные и студенческие годы. Хотя, конечно, многому пришлось учиться, самое главное – азам педагогики и детской психологии. Это было сложно, но интересно. Помню, был у меня один класс. Мучились с ним все учителя. Ребята, дети простых рабочих, не интересовались буквально ничем – ни наукой, ни культурой. С уроков сбегали. На увещевания старших не реагировали.Тогда я нашла, как мне казалось, блестящий выход: вместе с учениками мы стали вместе выбираться в кинотеатр, смотрели добрые, хорошие фильмы, потом вместе обсуждали их. Впоследствии эта традиция – вместе со школьниками ходить в кино – закрепилась. Сейчас, конечно, сложнее найти в кинопрокате что-то действительно стоящее. Но возможно, если задаться такой целью.- По-вашему, сегодня дети другие?- Дети стали меняться, когда в стране сменился строй. Я не говорю, что в Советском Союзе солнце светило ярче и трава была зеленее, вовсе нет. Но факт остается фактом: старые ценности были высмеяны и отвергнуты, новых же не сложилось. Помню, несколько лет назад я пришла в класс и была поражена тем, как отзываются ребята о товарищах из параллели (как выяснилось, в другом классе учились дети менее состоятельных родителей). Сколько злобы, сколько грубой насмешки было в их словах! Не помню, чтобы в наше время было столь явное разделение на богатых и бедных. Безусловно, благодаря гаджетам и новым технологиям дети стали эрудированнее, но благодаря им же окончательно замкнулись в себе. Современные дети не общаются друг с другом, плохо владеют речью. Но ведь и с ними никто серьезно о важном не разговаривает! У педагогов в школах жесткий план по программе, им не до разговоров, лишь бы успеваемость была на уровне. Родители либо работают, либо сами сидят в Интернете. А с детьми нужно беседовать. Именно это воспитывает человечность и моральные принципы.- Вы любите работать с детьми, однако трудились не только на преподавательской стезе. Работа директора школы была так же интересна?- Менять должность я не помышляла, но грянули перестроечные годы, и на волне «демократических» выборов я была избрана директором. Не скажу, что это обрадовало. Конечно, приятно было, что коллектив единогласно проголосовал за меня – как бы оценил добросовестную работу в предыдущие семнадцать лет. Но было тревожно: уж очень многое предстояло сделать. Здание школы требовало обновления, капитального ремонта не было ни разу с момента сдачи ее в эксплуатацию почти четверть века назад. Средств из бюджета выделяли мало, да и те приходили с задержкой.Но дела пошли. С помощью завода-шефа удалось заменить всю внешнюю подводку системы отопления, перестали беспокоить бесконечные перебои с теплом в помещениях. Не сразу, но сделали капитальный ремонт, обновили фасад, заменили оконные рамы, полы и пр. Благодаря помощи одного из моих выпускников открыли первый компьютерный класс, оборудовали два кабинета домоводства: один – имитирующий кухню, второй – швейный. Школа №7 была в городе на хорошем счету, я не раз получала поощрения. Однако с нетерпением ждала пятидесятилетия, чтобы сдать этот нелегкий пост. Сегодня, когда система образования кардинально изменилась, у руля должны стоять молодые люди, четко понимающие требования современности.- Какие они – новые школьники, учителя и директора?- Они разные. Но и тем и другим однозначно в разы сложнее, чем прежде. Взять хотя бы ЕГЭ. Если в точных науках тест допустим, то в литературе, истории – ни в коей мере. С детьми нужно говорить, только так можно адекватно оценить качество знаний и интеллектуальные способности.Новые требования предъявляет время и к учителям. Сегодня педагог должен быть очень грамотным, много знать. Перед детьми лежат гаджеты, любая ошибка преподавателя вскрывается тут же. В вузах знаний теперь дают самый минимум. Результат – моментальная потеря авторитета в глазах учеников. А учителям и самообразованием заниматься особо некогда – все свободное время они посвящают никому не нужной отчетности… Одно, наверное, осталось прежним: искренняя любовь к детям и своей профессии – обязательные условия для работы в школьной системе. Без этого никак!- Марина Николаевна, знаю, что с 2015 года вы на заслуженном отдыхе. Не скучаете по работе?- Еще в 2000 году меня избрали председателем ветеранской организации в школе, а через некоторое время и Совета ветеранов педагогического труда Павловского района. Благодаря совету учителя, воспитатели объединены между собой, ведут активный образ жизни. Мы часто организуем мероприятия в школах, рассказываем школьникам о военном детстве, бывает, исполняем песни прежних лет, приглашаем почетных гостей. Все это дает мне прекрасную возможность общаться с ребятами, видеть интерес в их глазах. Для меня это очень важно – делиться своим опытом, быть полезной подрастающему поколению.А вообще, пенсия – это не самый плохой период жизни. Свободного времени стало больше. Я по-прежнему часто бываю в столице, с удовольствием посещаю музеи и театры. Занимаюсь садом и провожу время с любимыми внуками: как и сын, они стали рано проявлять интерес к литературе и языкам. А еще я много путешествую. Объездила всю Европу, была в Марокко, каждый год езжу к подруге на Северный Кавказ. В этом году планирую посетить Крым. Есть и еще одна мечта – попасть на Байкал. Очень хочется верить, что и этим планам суждено воплотиться в жизнь. Молодость в первую очередь в душе, а не в теле!Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте