В советские времена cреди многих детских организаций выделялись отряды юных натуралистов. Школьники работали в производственных бригадах на учебно-опытных участках, в лесничествах. Отряды “голубых” и “зеленых” патрулей охраняли реки и леса от загрязнения и браконьерства.
В последнее десятилетие юннатское движение меняется на экологическое. И это закономерно: как никогда, перед человеком стоит задача охраны окружающей среды и рационального использования природных богатств. А чтобы защищать природу, ее надо знать и любить.
Рязанская областная станция юннатов, открытая в мае 1941 года, в начале 90-х реорганизована в эколого-биологический центр. В нем занимаются около 3 тысяч школьников. Ребят возят на экскурсии в заповедники, на станцию защиты растений, в теплицы. В октябре 1999 года состоялась областная конференция учащихся “Творческое изучение наследия Ивана Павлова”, посвященная 150-летию выдающегося русского ученого. Стали традиционными праздники урожая, “День птиц”, “Зеленая аптека”, выставки поделок из природного материала. Организуются субботники по уборке города.
Особой популярностью среди ребят пользуется областной слет-конкурс юных лесоводов, который проводится на базе школьных лесничеств. За детьми обычно закрепляется питомник.
– Последние два года слет проводится в Клепиковском районе в селе Криуша, – рассказывает заведующий лабораторией зоологии Михаил Шляк. – Основные цели и задачи конкурса – экологическое просвещение, воспитание любви и бережного отношения к родной природе. А еще это очень хорошая наглядная профориентация.
Слет-конкурс состоит из двух туров – теоретического и практического. Теория весьма обширна: ребята должны назвать предложенное им дерево или кустарник, рассказать о его биологических особенностях, хозяйственном назначении; определить породу по семенам, рассказать о сроках и способах их посева. Называя птицу или насекомое, участник должен указать, какую пользу или вред они приносят. По гербарию ребята определяют лекарственные растения, называют места их произрастания, правила сбора, хранения и применения. Участники слета отвечают также на вопросы противопожарной безопасности.
В лесу конкурсантов ждут члены жюри – преподаватели вузов или специалисты.
“Лесной” вопрос может быть таким: назначение в рубку деревьев. Тема – очень серьезная и специфическая. Здесь нужно не только уметь правильно и точно измерить диаметр ствола и высоту дерева с помощью специального оптического прибора. Необходимо учитывать расположение дерева по отношению к другим и правильно определить с помощью компаса угол его падения.
А потом участников везут в гараж лесного хозяйства. Легко отличить топор от пилы. А вот определить технические характеристики и назначение той или иной лесохозяйственной машины может не каждый. В общем, юннаты должны знать все, что связано с лесничеством.
Но самый увлекательный этап – экологическая тропа. Жюри выбирает 20-метровый участок леса и объекты – гнездо или муравейник. Преподаватель идет с юннатом по тропе и просит назвать то или иное растение, сказать, чье гнездо, найти следы животных. По скоплению выеденных шишек следопыт определяет, чья это работа – белки или дятла. Если шишки клевал “лесной доктор”, то почему их под деревом целая гора? Оказывается, здесь столовая дятла – развилка в дереве, куда удобно укладывается “продукт”…
Но слет-конкурс – это, как говорится, дело летнее.
А на турбазе “Мещера” уже девять лет действуют зимние и летние экологические школы-лагеря. Какое здесь великолепие лесов, раскинувшихся по берегам болотистой Пры! Ребята по желанию выбирают секцию, где будут заниматься: ботаника, зоология, экология воды, биомониторинг, экологическое краеведение. Для младших школьников – секция “Лесные берендейчики”. “Биологические звездочки” съезжаются из всех 27 районов области. Занятия проводятся в трех направлениях: экскурсии, лабораторные исследования собранного материала и творчество: дети придумывают экологические сказки и инсценируют их. И, конечно, большое внимание уделяется стенной газете.
Любимая экскурсия – посещение школы в Клепиках, где учился Сергей Есенин. В одном из классов стоит парта, за которой сидел поэт, хранятся его рукописи…
Кроме сказок и КВНов проводятся экологические брейн-ринги, экологический “Счастливый случай”. Помимо развлечений идет и серьезная работа – лагерь сотрудничает с Мещерским национальным парком. Составляются экологические почвенные карты, карты растительного и животного мира. В конце смены, как и положено, – итоговая научная конференция.
Не обходится в лагере и без физической работы – экологи очищают берега реки, доступную водную поверхность, огораживают муравейники, находят места обитания шмелей и ставят предупредительные таблички; в жаркое пожароопасное время очищают лес от хвороста и мусора. Последние три года в лагере работает переносная химическая лаборатория. При помощи водных сачков и временных аквариумов проводится биомониторинг. Известно, что некоторые беспозвоночные организмы живут или только в чистой, или в грязной воде. Загрязненность определяется по специальным таблицам. В верховьях Пры вода красноватого цвета, несет в себе торф, но очень чистая. Отстоенную воду можно пить…
А зимой в лагере работает секция “Белая тропа”. Ребята учатся определять следы животных, ходы под снегом. Изучают жизнь на стволах деревьев – мхи, лишайники. Узнают способы ловли рыбы и охоты. От экологии среды – к экологии души: попутно собирается местный фольклор, проводится конкурс колядок…
Когда я вошел на территорию эколого-биологического центра, дети на клумбах и грядках вскапывали землю, готовили ее под посадку. В просторной теплице выращивается рассада огородных и садовых культур. Она продается населению, отдается в рязанские школы, высаживается на участках.
“Живой уголок” напоминает мини-зоопарк. Вдоль стен небольшого помещения одна на одной клетки с попугаями и морскими свинками, аквариумы. Но многие “квартиры” пусты.
– Многих животных мы раздали, – объясняет Михаил Шляк, на время ставший моим экскурсоводом. – Зима была холодная, помещение не отапливалось. Рыбки померзли. А раньше в нашем уголке можно было увидеть орла, выпь, ворону, снегирей… Здесь проходят занятия по содержанию редких животных в неволе, изучение поведения и размножения попугаев, морских свинок. Еще наш “Живой уголок” – приют для животных, которые случайно попали к людям. Больных стараемся выходить, откормить и вернуть хозяевам.
В дверцу нижней просторной клетки бился крупный серый кролик, словно хотел принять участие в нашей беседе. Когда его выпустили, он стал по-хозяйски прыгать по комнате.
– Не убежит? – спросил я зоолога.
– Нет, – улыбнулся Михаил Ефимович. – Он ручной. Может даже на колени запрыгнуть. Однажды он, вредитель, сиганул на тумбочку, где стоял телефон, и сломал его. Долгое время были без связи… А так мы его даже на улицу выпускаем. Попрыгает, травку пожует и – в клетку…
Когда шумной гурьбой в комнату вошли дети, чтобы покормить животных, я обратил внимание, с какой радостью они это делали. Пропихивали сквозь решетку зелень, морковку, гладили кролика. Ходили от клетки к клетке, разговаривали с пернатыми и хомячками.
– Вот так прививается любовь к животным, – сказал Михаил Шляк. – Общаясь с ними, дети становятся добрее, душевней. И никакие рассказы и теории это не заменят…
Михаил БОНДАРЕВ
Рязань
Комментарии