Стихотворения тех, о ком мы сегодня расскажем, могут по-настоящему прочувствовать только те, кто пережил разрыв с малой родиной. Новокрестьянские поэты (условное собирательное название группы русских поэтов Серебряного века крестьянского происхождения. – Прим. ред.) – это выходцы из далеких мест, затерянных среди лесов и полей, пропахших свежей рожью, постоялым двором и лошадьми. Об этих местах в столичных и губернских департаментах и знать не знали, кроме как по бумагам и отчетам градоначальников или городничих.
Кто, если не представители этого течения, мог бы так тонко почувствовать дыхание природы – весеннее дыхание, наполненное шумом и гамом ручьев, птиц, просыпающегося мира, или осеннее – печальное-печальное дыхание с его криком улетающих журавлей, шелестом опавшей листвы, грязью под колесами телеги? Кто мог бы столь тонко ощутить и поэтизировать начало холодного, даже студеного, снежного времени? Никто.
К новокрестьянским поэтам традиционно, и даже обоснованно, относят Сергея Есенина, которого многие знают как «московского озорного гуляку», хотя в целом это не соответствует действительности, а также интеллектуала и революционера Сергея Клычкова, автора романа «Сахарный немец», премьера театральной постановки по которому недавно состоялась в МХТ имени А.П.Чехова. Невозможно не вспомнить Николая Клюева, автора цикла стихотворений «Разруха», родоначальника уникального стиля. Кроме того, среди них Александр Ширяевец, по словам Сергея Есенина, «баюн Жигулей и Волги», и другие, не менее талантливые и любимые народом поэты.
Мне же из представителей этого течения ближе всего наш сегодняшний герой Петр Орешин, автор замечательнейшей повести «Злая жизнь» и множества красивейших стихотворений о природе и о крестьянской жизни. Орешин мой земляк, уроженец Аткарска – городка в далекой и сейчас, к сожалению, постепенно в прямом смысле вымирающей Саратовской области.
Жизнь его, как говорится, помотала: он родился в 1887 году, в 9 лет пошел в начальную школу, в 12 лет попал в городскую 4‑классную школу. Окончив три класса, ушел из нее, потому что в семье не было средств для оплаты учебы. В 16 лет начал учиться в школе бухгалтеров, откуда ушел, из-за того что чувствовал себя там некомфортно. В 1911 году сделал первые шаги в литературной деятельности: появились первые публикации в «Саратовском листке», «Саратовском вестнике». В 1913 году переехал в Петербург, служил в конторе, попутно печатаясь в журналах «Вестник Европы», «Заветы»… В 1914 году ушел на фронт Первой мировой войны, где был отмечен за храбрость двумя Георгиевскими крестами. Как говорится, время для любви после войны. Любви к литературе. Орешин с конца 1910‑х по конец 1920‑х ведет бурную творческую деятельность, на одну из его книг стихов – «Зарево» – откликнулся рецензией сам Сергей Есенин. Орешин печатается в газетах и журналах, один за другим выходят его сборники стихов, а в 1924 году при его активном участии издается сборник «Творчество народов СССР»… Однако в 1937 году, а именно 28 октября, он был арестован, а позже приговорен к расстрелу. И в тот же день – 15 марта 1938 года – расстрелян. Реабилитирован, однако, в 1956 году.
А что творчество? Есть одно – да невозможно же выделить одно, однако для читателя я постарался – наилюбимейшее стихотворение, которое мои душа и сердце заучили наизусть, а слезы отшлифовали этот и без того прекрасный бриллиант до того, что он стал поистине бесценным… Для меня это стихотворение «Журавли», или «Полюбил я заоблачный лет…».
Так как это эссе в целом не литературоведческого характера, позволю себе добавить субъективности, небольшой свободы от науки.
В «Журавлях» Орешин поднимает тему, размахом достойную всей Руси. Он описывает Русь в самых главных ее проявлениях – в «ухлюпах русских болот», в «безмолвии русских полей», в «красоте неисполненных дум», в «печали человеческих лиц». Чем не Русь? Русь, и еще какая! Любит природу по-настоящему только тот, кто пил из родника, кто ловил рыбу в русской равнинной реке даже не удочкой, а веткой орешника с конским волосом, не брезгуя намочить фалды фрака, кто видел августовский звездопад, кого кусала пчела или оса, кого берет тяжелейшая, несносная тоска при виде улетающих журавлей, кто плачет, глядя в осеннее пасмурное небо, не оттого, что ему вместо стейка подали осетрину, а оттого, что грустно – непомерно грустно – из-за осени, из-за ощущения внутреннего состояния природы… Кто непосредственно понимает ее и внимает ей.
Орешин говорит о своей принадлежности к природе – непосредственной принадлежности к природе! – в последних двух строках прекрасного стихотворения:
Скоро, скоро от синих болот
Поднимусь золотым журавлем.
Он остался одним из тех журавлей, о которых писал, частью природы, частью сельского быта, частью России, частью Руси!.. Орешин таки великий поэт. Незаслуженно обделенный вниманием… Что есть академический час на прохождение творчества новокрестьянских поэтов в школе, в 11‑м классе? Ничто…
Илья БУЛГИН, Саратовская область
Комментарии