В этом году три выпускника Югорского физико-математического лицея – Светлана Аскерова, Ярослав Захарченко и Анна Слабоузова – получили 100 баллов на едином государственном экзамене по физике. Еще 19 ребят из 62 заработали более 90 баллов. В любой другой школе такие результаты вызвали бы всеобщее ликование и стали бы причиной многодневных народных гуляний. Здесь же к успехам учеников отнеслись спокойно: молодцы, но ничего сверхъестественного, все так, как и должно быть, для того и учились… Директор ЮФМЛ кандидат физико-математических наук Валерий Чуваков своими питомцами, конечно, доволен, но при этом замечает сдержанно: «Бывали у нас времена и поурожайнее…»
В Москву! В Москву!Югорский физико-математический лицей создавался тринадцать лет назад по образу и подобию знаменитых СУНЦев – московского и новосибирского. Это школа для одаренных старшеклассников, которых педагоги, эти неутомимые «золотоискатели», разыскивают по всему округу. Конкурс в ЮФМЛ, как в престижный университет: от 7 до 10 человек на место. А чему тут удивляться? Лицей – это практически «врата в рай» и уж точно в будущую безбедную жизнь: дважды попадавший в рейтинг лучших российских школ повышенного уровня, в этом году он оказался среди двухсот средних учебных заведений страны, чьи выпускники имеют наибольшие шансы поступить в ведущие вузы РФ. За столбцами рейтингов – реальные судьбы сотен молодых людей.- Половину наших выпускников из года в год традиционно забирают Москва и Питер, – говорит Валерий Чуваков. – Затем идут другие крупные образовательные центры: Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Казань. В 2014 году 11 человек поступили в МФТИ – Московский физико-технический институт, один из самых популярных вузов среди наших детей. Семеро – в Бауманку. Идут в Высшую школу экономики, в ИТМО – Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. В нефтяные, строительные, авиационные, энергетические вузы. Не боятся штурмовать, причем успешно, Воробьевы горы – минувшим летом четверо поступили в МГУ. Если в первые годы кто-то еще выбирал гуманитарные специальности – экономику, социологию, связи с общественностью, международные отношения, – то теперь таких почти нет, все учатся на технических факультетах. Самое востребованное направление – информационные технологии. И это совершенно естественно: во-первых, точные науки – это действительно главный конек наших ребят, а во-вторых, их знания, подкрепленные дипломами престижных вузов, в округе прекрасно оплачиваются. Возвращаясь в Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Сургут, Югорск, наши бывшие ученики легко находят работу и в нефтяных, и в газовых компаниях.Первая высотаНо прежде чем мечтать о молочных реках и кисельных берегах прекрасного далека, будущим лобачевским и ньютонам надо совершить, возможно, первый в своей жизни взрослый поступок: поступить в ЮФМЛ. А это сложно! Необходимо выиграть специальную физико-математическую олимпиаду, задания для которой разрабатывают здешние преподаватели. С наскока эту вершину не взять – приходится серьезно готовиться. В лицее работают подготовительные дистанционные курсы, каждый год ЮФМЛ организует летние и осенние школы для учеников седьмых-девятых классов. Педагоги постоянно ездят по округу, устраивают дни науки, читают публичные лекции не только для своих потенциальных абитуриентов, но и для их учителей. С недавних пор стали практиковать занятия по скайпу. А получив статус ресурсного центра по работе с одаренными детьми, приобрели оборудование, которое позволит организовывать телемосты со школами отдаленных районов. Первые пилотные эфиры прошли весной: успех оглушительный, актовые залы школ, где ведется трансляция, наполнялись под завязку. Слушатели бились за места, будто их ждали не сложнейшие научные лекции, а по меньшей мере концерт Аллы Пугачевой… – Конечно, задания нашего вступительного турнира непросты, – признается Валерий Петрович. – Но «гайки» стараемся не закручивать, прекрасно понимая, что выбор у нас не столь богатый, как у московского или новосибирского СУНЦа – первый принимает детей со всей России, второй – со всей Западной Сибири. В ЮФМЛ же могут поступить только школьники округа, поэтому нам в первую очередь важно разглядеть в ребенке признаки одаренности, особое нестандартное мышление – теоретические знания и практические навыки мы ему позже и сами дадим… Почти армияРовно через неделю 70 новобранцев – три десятых класса – войдут в стеклянные двери Югорского НИИ информационных технологий, на 4-м и 5-м этажах которого им предстоит учиться в течение двух ближайших лет. Пока они, наверное, могут только догадываться, какая непростая, напряженная, но вместе с тем захватывающая жизнь их ожидает. В лицее они будут проводить по 10-12 часов в день. С половины девятого утра до часа дня – лекции и семинары. Физкультура после обеда, которым здесь бесплатно кормят всех тружеников науки – и «домашних» ханты-мансийских детей, и тех, кто живет в общежитии. Затем дополнительные занятия, факультативы и спецкурсы. После ужина – спортивные секции и творческие кружки: в лицее есть свой музыкальный руководитель и хореограф. Если выдалась свободная минутка, можно с пользой провести ее в читальном зале. И так каждый день, кроме субботы, когда во второй половине дня занятий нет. Столь плотный график требует поистине армейской дисциплины и стоической выдержки, а вот с этим у многих десятиклассников, увы, дела обстоят куда хуже, чем с точными науками. – В конце десятого класса с несколькими учениками нам, как правило, приходится расставаться. К большому нашему сожалению, – разводит руками директор ЮФМЛ. – Мы честно ждем год, даем человеку возможность взяться за ум и учебу. Обидно, что отчислять приходится не потому, что у ребенка нет способностей – такие к нам просто не попадают, а за лень и абсолютное неумение себя организовать… Хотя иногда чудеса все же случаются: был у нас парень, которого мы четыре раза хотели отчислить. Каждая сессия – сплошные двойки, а 11-й класс, не поверите, он окончил просто блестяще, кажется, даже без троек.Мы прекрасно понимаем, что ребятам трудно: они впервые оказались вдали от дома, оторвались от семьи. Поэтому у нас есть и освобожденные классные руководители, и воспитатели в общежитии, которым, можете себе представить, иногда приходится учить детей постель заправлять, что-то элементарное готовить. У нас есть своя прачечная, но ведь до стиральной машины белье надо донести, а потом забрать его, и это тоже превращается в целую проблему. Увы, дети становятся все более инфантильными и балованными. Особенно талантливые, с которых мамы дома пылинки сдувают. Но проходит совсем немного времени, и родители своих детей просто не узнают: такими они становятся самостоятельными, подтянутыми, уверенными в себе…Умники и умницыДиректор ЮФМЛ Валерий Петрович Чуваков только на словах такой строгий. На самом деле своих учеников он нежно любит, гордится ими необычайно. Да и как не гордиться? За тринадцать лет лицеисты трижды становились призерами заключительного этапа всероссийских предметных олимпиад по физике и информатике, 26 раз победителями и 65 раз призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады по математике, физике и информатике, английскому языку и химии. Неоднократно выходили в лидеры всероссийского и окружного этапов научно-практической конференции «Шаг в будущее».Перед портретами медалистов ЮФМЛ можно, как в картинной галерее, провести несколько часов, даже не замечая, как летит время. Удивительные лица, отмеченные печатью «необщего выражения», – тонкие, красивые, светящиеся живым умом. Честное слово, этими портретами можно иллюстрировать сказки о бесстрашных принцах и прекрасных принцессах, потому что в реальной жизни такие лица уже практически не встречаются… – Мальчиков у нас всегда в два раза больше, чем девочек, – улыбается Валерий Петрович. – Но наши девчонки просто замечательные. Они и учатся прекрасно, и поступают потом на невероятно сложные специальности, но главное – им все интересно, все любопытно. Они с удовольствием поют, танцуют, рисуют, одна наша ученица даже стала лауреатом конкурса пианистов во Франции. Мальчишки не отстают – играют в КВН, занимаются спортом: сборная ЮФМЛ была чемпионом города по баскетболу, не раз побеждала в соревнованиях по легкой атлетике. Но для нас, преподавателей, важнее, что практически все они целеустремленные, с крепким внутренним стержнем, знающие цену хорошему образованию, дорожащие возможностью его получить.Команда молодостиКогда в начале 2000-х команда преподавателей Новосибирского государственного университета приехала в Ханты-Мансийск поднимать недавно открывшийся Югорский физико-математический лицей, никто из них не собирался задерживаться здесь надолго. Планировали отработать год, максимум два, поставить дело на поток – и домой. Валерий Чуваков, например, отправился в Ханты-Мансийск, чтобы взять тайм-аут, отдохнуть от напряженной работы в Новосибирском университете, где он 20 лет преподавал математику, был заместителем декана крупной кафедры и попутно возглавлял издательский центр. Но, как известно, человек может предполагать, что ему вздумается, а судьба все равно распорядится единственно верным способом: практически все, кто приехал тогда в Югру, до сих пор преподают в ЮФМЛ физику, математику и информатику. – Коллектив у нас сложился удивительно крепкий, текучки нет, вакансий тоже, – говорит Валерий Чуваков. – Все, кто хотел просто заработать денег, давно ушли. Остались самые азартные, кому интересно ставить себе высокие цели и добиваться их. У нас 24 учителя, из них четыре кандидата и один доктор наук. Все преподаватели профильных дисциплин – выпускники классического университета. Они блестяще, отнюдь не на среднем уровне, знают свой предмет, следят за научными достижениями и совершенно не умеют работать по накатанной. Мы сторонники традиционного академического подхода к обучению. Так, компьютеры используем только на занятиях по информатике и на лекциях – для наглядности. Задачи же предпочитаем решать по старинке – на бумаге…- Валерий Петрович, а чего Югорскому физико-математическому лицею не хватает для полного счастья?- Не буду скрывать, в округе мы на особом положении: можем позволить себе хорошее оборудование, лучших учителей и детей, скоро начнется строительство собственного здания, власть к нам внимательна и оказывает всяческую поддержку. Поэтому мечты наши общечеловеческие: поменьше революций в образовании, побольше времени, чтобы спокойно заниматься с учениками общим любимым делом – физикой и математикой…
Комментарии