Народ жив, пока живы его культура и язык. Возрождение духовно-нравственной культуры, развитие национальных языков – принципы государственной политики в области образования.
К ценностям национальной культуры в первую очередь необходимо приобщать детей дошкольного возраста. Детство – это время, когда возможно наиболее полное погружение в истоки национальной культуры, самый синзетивный этап в развитии личности. По утверждениям К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, А.П.Усовой, ни одно из средств духовного развития детей по своей эффективности не может сравниться с народным художественным творчеством. В Республике Марий Эл важная роль в воспитании детей дошкольного возраста отводится художественно-эстетическому развитию средствами искусства, народной культуры и художественной деятельности как важному социально-педагогическому фактору. Возрождение национальной культуры возможно путем введения в педагогический процесс разных видов искусства марийского народа: фольклора, народно-прикладного искусства, одежды, интерьера и т. д.Работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и культурными особенностями должна иметь общий план, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, свободную деятельность дошкольника в специально организованных условиях.Цель программы – всестороннее ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом марийского народа, накопление краеведческого материала.ЗадачиОбразовательные:- ознакомить дошкольников с историей, культурой и бытом марийского народа, его традициями;- обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора.Развивающие:- формировать у дошкольников знания, необходимые для краеведческой работы;- формировать навыки работы с различными краеведческими источниками;- развивать интерес, любознательность к предметам старины;- формировать чувство патриотизма через изучение истории, географии края, в котором живет ребенок; – формировать художественные и творческие способности на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой.Воспитывающие:- воспитывать уважительное отношение к культуре марийского народа;- воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки;- воспитывать у детей любовь к родному краю, к его народу.Сроки реализации программы: учебный год (сентябрь – май).Возраст детей – подготовительная к школе группа.Ожидаемые результаты: к концу года дети должны владеть информацией по истории, культуре и быту марийского народа в соответствии со своим возрастом, должны знать основных героев республики, содержание некоторых марийских сказок, легенд, перечислять основные виды декоративно-прикладного искусства, названия марийских музыкальных инструментов, основных блюд марийской кухни, основные элементы марийского танца, различать русские и марийские костюмы, орнаменты, знать марийские национальные праздники, уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки.Формы организации работы с детьми: занятия, праздники, практические занятия, экскурсии, театрализованные занятия.P.S. Полностью рабочая программа опубликована на сайте www.ug.ru.Алина ИВАНОВА, воспитатель Марковского детского сада общеразвивающего вида «Теремок» Оршанского района Республики Марий Эл, победитель XIV конкурса «Сто друзей»
Комментарии