Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность вплоть до самопожертвования к его защите. Он проявляется в поступках и деятельности человека.
Зарождаясь в любви к малой родине, патриотические чувства, пройдя через разные этапы, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, он направлен на реальные объекты, а его деятельная сторона определяющая, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне таких личностных качеств, как любовь к большой и малой родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотическое мировоззрение, социально значимые установки и ценности, поведение и деятельность. На целевом уровне воспитание патриотизма у детей и молодежи помимо направленности на формирование социально значимых качеств фокусируется на достижении других целей воспитательного процесса – успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, личности и индивидуума.Патриотическое воспитание в настоящее время рассматривается как одно из наиболее приоритетных направлений работы всех образовательных организаций, это не случайно, ведь дети и молодежь составляют основную объектную базу патриотического воспитания, а школа – то ведущее учреждение, где закладывают основы гражданско-патриотического становления подрастающего поколения – будущего нашей страны. Все больше внимания уделяют формированию основ патриотизма и нравственности в семье и детском саду.Современная тенденция дробить патриотическое воспитание на частные составляющие (нравственно-патриотическое, духовно-патриотическое, военно-патриотическое) позволяет, с одной стороны, усилить и систематизировать определенный блок, но с другой – создает иллюзию неравноценности и неравнозначности этих направлений. Например, наивно полагать, что военно-патриотическое воспитание – прерогатива призывников и молодежи допризывного возраста. Духовность и нравственность всегда идут рука об руку, а без военной культуры, истории боевой славы невозможно сформировать гордость за подвиги своих предков и желание быть на них похожим, совершать правильные поступки на благо своего Отечества самому.Мы считаем, что военно-патриотическое воспитание начинается не со школьной скамьи. Есть много детских садов, которые успешно реализуют это направление в своей работе с дошкольниками. Как правило, это ведомственные детские сады, находящиеся в маленьких военных городках. Само расположение, специфика таких детских садов способствуют и предполагают общение детей с военнослужащими и знакомство с военными специальностями, будь то пожарная часть, автопарк или батальон.С 4 ноября 2013 г. по 9 мая 2014 г. Российское военно-историческое общество и Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания при поддержке Министерства культуры РФ проводили мультимедийный проект-конкурс «Имя Победы». Цель проекта – выбор открытым общенародным голосованием полководца, который, по мнению жителей России, внес наибольший вклад в историю военной славы России. Любой желающий мог проголосовать на сайте www.nameofvictory.ru. Наши воспитанники-дошколята не остались в стороне от проекта.Педагогический коллектив решил, что детям будут интересны три периода российской военной истории: Ледовое побоище (1242 г.), война с Наполеоном (1812 г.) и, безусловно, Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). С детьми мы провели масштабную работу по воссозданию трех значимых для русского народа битв – Ледовое побоище, Бородинское сражение, битва под Москвой 1941-1942 гг.Работу проводили в несколько этапов.I этап – беседы с детьми с использованием большого числа наглядных пособий и видеоматериалов, консультации для родителей.II этап – изготовление из пластилина и иного материала уменьшенных копий воинов, техники, вооружения. Идея заключалась в более точном воссоздании обмундирования солдат как русской, так и вражеской армии.III этап – изготовление панорам трех великих битв с использованием выполненных поделок и иллюстративного материала. Панорамы в дальнейшем были представлены на выставке детского творчества. Там же были представлены и детские рисунки, посвященные 69-летию Дня Победы.IV этап – проведение мини-экскурсий по выставке с воспитателями и родителями. Семьи, участвовавшие в подготовке выставки, были награждены грамотами и памятными подарками.Таким образом, в течение всего учебного года во всех возрастных группах проходили беседы, рассматривали иллюстрации, читали художественные произведения по трем периодам. Родители не остались в стороне, дома вместе с детьми они создавали лепные поделки – фигуры солдат и офицеров, конницу и пушки, гусаров и витязей, танки и самолеты. В результате проведенной работы была создана стереорама российского героизма «Во имя Победы!».В преддверии 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне во всех возрастных группах прошли мини-экскурсии на тему «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». В планах – дальнейшее привлечение детей и родителей к подобным акциям. Ведь семья сегодня зачастую выступает единственным помощником педагога, работающего в сфере нравственного и патриотического воспитания. Именно семья, которая заботится о физическом и моральном облике своего ребенка, способна под чутким руководством заинтересованного педагога заложить в свое дите задатки нравственности, духовности, личностных качеств, что впоследствии и перерождается в конкретные социально значимые ценности и принципы – гражданственность, социальную активность, патриотизм, служение Отечеству.Безусловно, одними разговорами, что называется, сыт не будешь. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Чтобы наши дети росли достойными памяти своих отцов и дедов, взрослым необходимо напоминать об их подвигах, показывать места боевой славы. Для каждого современного человека есть необходимость посещать подобные места, отдавать дань памяти великим воинам, знакомить новое поколение с историей страны. Наш опыт показывает – истоки любви к Родине закладываются рано, она проявляется в больших и малых человеческих поступках. Мы, взрослые, в ответе за то, какими историческими примерами наполним память ребенка, чтобы они помогли ему вырасти патриотом своего Отечества!Виктория БАЦКАЛЁВА,старший воспитатель,Светлана АКУЛИНА,педагог дополнительного образования,гимназия №1409 (СП «Ритм»)
Комментарии