Булату Окуджаве принадлежат такие строки: «Вселенский опыт говорит, что погибают царства // Не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства, // А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), // Что люди царства своего не уважают больше». История знает немало примеров этого. Будущее России также зависит от степени готовности молодых поколений к защите интересов многонационального государства.
Что такое патриотизм? На первый взгляд ответ на этот вопрос кажется очевидным и давно проверенным: любовь к Родине, чувство гордости за нее, готовность в случае необходимости встать на ее защиту, а также действовать во благо своего народа и государства. Соответственно, человека, защищающего интересы своей страны и своего народа, испытывающего гордость за них, называют патриотом.
Значит ли это, что любовь к Родине – естественное для каждого человека чувство и его не нужно как-то специально воспитывать? Нет, патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и поэтому не наследуется, а формируется, значит, требует от нас специально организованной, целенаправленной, продуманной, а главное – интересной для современных детей и подростков работы по формированию и воспитанию патриотических чувств во всем их многообразии.
Современная молодежь – совершенно особая категория детей, им свойственно стремление к постоянным переменам, новым впечатлениям, сильным эмоциям. Традиционные формы работы с ними не всегда эффективны и привлекательны. Конечно, каждая школа самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды гражданского воспитания исходя из накопившегося опыта, традиций и приоритетов.
По нашему глубокому убеждению, патриотическое воспитание начинается с малого: знания о родословной, о своей малой родине, уважительного отношения к другим людям, соблюдения правил и норм. Патриотизм подразумевает, что ты ценишь и знаешь прошлое своей страны, активно участвуешь в ее настоящем и планируешь ее будущее. И каждому, кто работает с детьми, нужно понять, что быть патриотом – это не лозунг, который звучит с экранов телевизоров, не инструкция, которой надо следовать, и не обязанность, которую должен выполнить человек.
Быть патриотом – это очень естественно, интересно и увлекательно, достучаться до сердца ребенка может только такое же неравнодушное сердце. От дошколенка до выпускника через проекты и исследования чувство сопричастности и сопереживания, осуществление полезной созидательной деятельности – вот то, что, с нашей точки зрения, позволит детям ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Вот уже 4 года в нашей школе реализуется проект предкадетского образования, который вызывает глубокий и неподдельный интерес как у самих участников – детей, так и у их родителей. И это не случайно, потому что основная идея предкадетских классов – обучение и воспитание младших школьников в духе уважения к семейным ценностям, знакомство с богатейшей российской историей и культурой. Наши предкадеты носят особую форму. Примером для малышей выступает классный руководитель, который с честью носит ее. Форма позволяет детям почувствовать свое отличие от других учеников, формирует чувство ответственности, стремление становиться лучше, быть достойным этого звания. Особые ритуалы начала учебного дня, начала урока, завершения учебного дня, свои символы и традиции… Может показаться, что это игра, но игра серьезная, наполненная высоким смыслом, и дети это чувствуют.
Школьный фестиваль «Песни, опаленные войной», приуроченный к Дню Победы, перешагнул границы школьных классов, участие в нем принимают учителя и даже родители наших обучающихся. Весной 2019‑2020 учебного года, в период режима самоизоляции, этот фестиваль прошел в дистанционном формате и, пожалуй, был самым массовым и проникновенным за всю историю его проведения.
Каждый год школьная театральная студия «Триумф» готовит авторскую постановку произведений о войне: «А зори здесь тихие», «У войны не женское лицо», «Война глазами женщин и детей»… Эмоции на этих спектаклях не могут сдержать не только зрители, но и юные актеры.
Как и в каждой школе, наши обучающиеся принимают участие в школьных шествиях Бессмертного полка, несут караул у воинских мемориалов, оказывают адресную помощь тем, кому мы обязаны жизнью, у младших школьников популярны конкурсы рисунков, чтецов. Памятным датам Великой Отечественной войны посвящаются классные часы и уроки Мужества.
Красной нитью через каждое мероприятие, каждую акцию проходят слова, сказанные великим педагогом Симоном Соловейчиком: «Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце, способность к общению, к признанию равенства душ».
Время неумолимо стирает связующие нас с прошлым нити. Более 75 лет минуло со Дня Победы. Вдуматься, совсем немного, на самом деле целая вечность. Ветеранов, некогда ходивших целыми колоннами на парадах и шествиях, сейчас почти не осталось. Поэтому ради нашего прошлого, настоящего и будущего мы должны сделать все возможное, чтобы воспитать в наших детях патриотизм как состояние души, которое проявляется в поступках и деятельности человека.
Ирина ВОРОНОВА, директор школы №283;
Александра ВОРОБЬЕВА, методист школы №283
Комментарии