Невозможно поверить, что на занятия школьного краеведческого кружка приходят сразу до полусотни ребят из разных классов. Но это факт.
Пять лет назад учителю географии и москвоведения школы №849 Зинаиде Николаевне Генераловой пришла в голову идея вместе с ребятами создать путеводитель по московскому Бульварному кольцу. Да такой путеводитель, в котором были бы и описания всего-всего, и схемы, и иллюстрации. Такой путеводитель, чтобы его могли использовать все ребята и родители, живущие в Бескудникове. Позже Зинаида Николаевна призналась, что на эту мысль ее натолкнул опрос родителей. Ее поразило, что из двадцати восьми родителей, присутствовавших на классном родительском собрании, только один за последний год вместе с ребенком гулял по центру Москвы. «Действительно, до центра от нас ехать долго и не очень удобно, но как же не знать свой город?!» – возмущалась Генералова.
Двенадцать детей откликнулись на предложение учителя и половину учебного года вместе с Зинаидой Николаевной изучали литературу по Бульварному кольцу, путешествовали по сайтам в интернете, выезжали с ней и родителями на экскурсии, на которых рассказывали о своих находках. Сравнение литературных описаний и действительности во многом не совпадали. Тогда неутомимая команда направила свои силы на штурм музеев, архивов, на встречи со старожилами и районными управами, собирая информацию, разговаривая со всеми, кто мог бы к уже имеющейся добавить еще хоть какую-нибудь информацию.
Информация накапливалась, а количество участников группы росло: в работе над этим проектом место и дело нашлись для всех желающих, ведь группа вела опросы москвичей, работала в архивах и музеях, вела поиски в библиотеках и институтах, составляла карты и схемы, фотографировала и оформляла материалы, разрабатывала экскурсионные маршруты для школьников других классов, готовила материалы для уроков истории, географии, москвоведения и МХК.
Проект «Путеводитель по Бульварному кольцу Москвы» стал победителем окружного и городского конкурсов творческих работ учащихся по москвоведению. Таким результатом завершались и все последующие проекты: «Садовое кольцо Москвы» «По Камер-коллежскому валу», «По ярославской дороге», «Музыкальная история Москвы».
Чем были предопределены все эти успехи? Ответ один – профессионализмом учителя. Профессионализм Зинаиды Николаевны в полной мере видишь, анализируя ее логичную педагогическую систему. Конкретная цель, поставленная и реализуемая совместными усилиями всех участников проекта, сформированный интерес, который становится ведущим мотивом деятельности учеников, четкое и гибкое планирование работы и ее организация как общественно полезной деятельности, удовлетворяющей ведущие психологические потребности подростков, полезной для окружающих и помогающей общаться с ними, самоанализ и взаимоконтроль своей деятельности, оперативное регулирование и коррекция всех компонентов процесса и участников деятельности – все это логично и естественно входит в педагогическую систему Генераловой. Но не менее важна и личность самого учителя – энтузиаста, умеющего увлечь, повести рядом с собой, знающего и понимающего, чувствующего ребенка и уважающего его самобытность.
За пять лет работы над проектами, которую организует Зинаида Генералова, в этом интересном деле приняли участие около 200 школьников. Теперь они не только умеют работать с информацией, трудиться в коллективе, они хорошо знают Москву, а главное, любят ее, поскольку стали настоящими москвичами.
Комментарии