Как правильно заметил кто-то, у каждого учителя две семьи – школьная с его любимыми учениками и коллегами и собственная, которая нуждается в не меньшей (а может быть, и куда большей) заботе. Учительским семьям жить труднее, чем всем остальным: родители-учителя делят время между своими учениками и своими детьми, как правило, больше времени и внимания достается ученикам. Как много терпения и любви требуется мужьям учительниц и женам учителей, как много мудрости они должны проявлять, чтобы сохранить свои семьи, любовь и уважение друг к другу, стремление помочь, поддержать в трудные минуты, которые, что греха таить, нередко бывают в сложной педагогической судьбе. Все счастливые учительские семьи похожи тем, что в них царит дух творчества, потому что если один член семьи – учитель – работает в современной школе, он не может не быть творцом, а семья не может не поддержать такого талантливого человека.
У Валентины Васильевны Морозовой, первого заместителя начальника управления образования Юго-Восточного округа, настоящая учительская судьба, отчасти отягощенная тем, что пришлось оторваться от классной доски и стать управленцем. Но ведь известно, такая судьба у каждого талантливого человека, который умеет работать с людьми, понимать их, давать грамотные советы, оказывать помощь. Конечно, понятно, что такая работа отнимает уйму времени. Возникает вопрос: а как же семья? Наверное, жизнь семьи все же интересна. Представляете, как они разговаривают о педагогике, когда выдается свободная минутка: два учителя Морозовых – Валентина Васильевна и Вячеслав Захарович, а еще их дочь Светлана, которая выбрала ту же профессию?
Конечно, не в каждой учительской семье дети идут по стопам родителей. Для этого нужно совсем «немного»: чтобы дети видели, как честны перед собой и окружающими их родители, как, много требуя от своих учеников, они предъявляют не менее высокие требования и к самим себе. Ведь учительский труд как никакой другой должен быть высоконравственным, предполагающим отдачу всех сил и знаний ученикам, иначе дети, которые остро чувствуют любую фальшь, наставнику не поверят, а потому и не смогут учиться в полную силу. Всем этим качествам в полной мере отвечает директор школы №1147 Юрий Федорович Боровик, который в 1979 году, работая на Кубе, познакомился с будущей женой Мариной. В этой счастливой семье дочь Светлана и сын Антон всегда с нескрываемым удовольствием слушают рассказы отца о том, как он работал педагогом в Центральном детском театре, как преподавал русский язык на Кубе (среди учеников была и дочь легендарного Че Гевары), какой замечательный этот испанский язык, на котором Юрий Федорович может читать стихи и даже петь романсы.
А вот Михаил Павлович Лобанов познакомился со своей женой тогда, когда работал старшим пионерским вожатым в школе №331. Романтика была чисто пионерской: сборы, линейки, заседания штаба, комсомольские собрания, лагеря для актива. Как, когда и почему в этой общественной круговерти смог Михаил заметить Лену, сегодня сказать трудно. Но главное, что заметил, понял, что у них одни интересы, одно стремление – сделать жизнь ребят интересной. Шли годы, молодые люди поженились, окончили институты. Елена Анатольевна стала учителем французского языка, а Михаил Павлович сначала заместителем директора, а затем и директором школы-новостройки. Дочери посмотрели-посмотрели на такую интересную жизнь родителей и тоже стали педагогами. Правда, старшая, Наталья сразу пошла в педвуз и на третьем курсе стала преподавать историю в школе №1043, а вот младшая, Ольга, поначалу выбрала технический вуз, но в конце концов тоже стала студенткой педагогического. Наталья работает в школе, где директор – отец, но никаких скидок ей там не дают, относятся как и ко всем молодым педагогам. Правда, отношение к молодым учителям у Михаила Лобанова выстраивается очень просто: поддерживать, давать простор для творчества, помогать стать профессионалами. Вот и вырастают у него молодые учителя в настоящих высококлассных педагогов, а еще и в успешных управленцев, счастливых людей, что для педагогов тоже немаловажно. Как-то принял Михаил Лобанов в свою школу на практику четырех замечательных молодых специалистов, причем Марина и Виктория Кобзевы – близнецы – как-то сразу понравились двум Андреям – Лопатину и Пашкову. Чем дело кончилось, догадаться нетрудно: Лопатин женился на Марине, Пашков – на Виктории. Счастье в личной жизни, видимо, помогло и в работе: Андрей Лопатин – теперь директор школы №1367, а Андрей Пашков – его верный заместитель.
Вот так приумножились педагогические семейные династии, вполне, вероятно, что когда-нибудь эти семьи могут стать и многодетными. Пример для молодых – Галина Исаевна Мирандова, у которой четверо детей. Как можно решиться на такое, работая более четверти века директором школы №60, даже представить себе невозможно. А Галина Исаевна говорит, что всегда хотела иметь много детей, ведь муж Виталий Леонидович помогал и детей воспитывать, и с работой справляться, случалось, и праздники они готовили вместе, и выпускные балы проводили. Как говорится, муж и жена – одна педагогическая династия даже тогда, когда не работают в одной школе.
А вот если работают, то можно рассчитывать на то, что сделают даже интересные педагогические открытия. Как дипломанты фестиваля педагогических идей, учителя школы №506 Светлана и Владимир Егоровы. Педагогическая династия Егоровых началась с прадеда Андрея Григорьевича Тимохина, который, служа в царской армии, учил грамоте генеральского сына. Продолжила ее бабушка Егоровых – Вера Петровна, которая трудилась в школе аж 40 лет. Династию готовится продолжить старшая дочь Егоровых Виктория – студентка Московского городского педагогического университета. Младшая – Вероника, ученица 6-го класса, пока профессию не выбрала, но уже испытывает немалый интерес к ней: во всяком случае на один из конкурсов она представила очень интересную работу под названием «Моя родословная».
Учительница русского языка и литературы школы №488 Юлия Александровна Бабченко тоже надеется создать свою педагогическую династию: в ее семье подрастают три дочки, которых она приняла в свою семью и полюбила всем сердцем. Теперь у этих девочек появился свой теплый дом, своя любящая мама, которая не просто хорошая учительница, а еще и замечательный, отзывчивый и добрый человек.
Учительницы вообще люди самоотверженные, ради детей готовые на многое, но многое успевающие сделать и на профессиональном, и на общественном поприще. У Натальи Аркадьевны Загрядской, учительницы школы №1145 имени Фритьофа Нансена, в семье подрастают четверо детей – две дочки и два сына. Когда-то она сама выбрала профессию по примеру родителей, теперь ее дети заинтересованно наблюдают, как работала их мама, будучи классным руководителем сразу в двух классах – третьем и седьмом. Надо сказать, работает Наталья Аркадьевна всегда успешно: она почетный работник образования РФ, лауреат Премии Президента РФ, учитель высшей категории, а еще активная участница конференций, семинаров, председатель различных избирательных комиссий. Словом, создается впечатление, что у Натальи Аркадьевны не 24, а 48 часов в сутках, поэтому она все и успевает.
Сколько часов в сутках у заместителя директора по воспитательной работе Центра образования №1881, руководителя патриотического клуба «Поиск» Светланы Рудольфовны Кобзевой, тоже сказать трудно. Наверное, дело в том, что она человек очень организованный и по-военному четкий. Почему по-военному? Да потому, что, окончив Российский институт физической культуры, Светлана Кобзева служила в армии и была награждена боевыми наградами: медалями «За отвагу» и «За верность Отчизне», к слову, такие медали стоят иных орденов. Светлана входила в сборную России по академической гребле, сегодня выступает за команду ветеранов, увлекается стрельбой, плаванием, туризмом, владеет искусством рукопашного боя и радиомонтажа. Конечно, только такой человек может воспитать настоящих мужчин, наверное, поэтому судьба и подарила ей четырех сыновей – Евгения, Алексея, Сергея и Илью.
Такая же точность и основательность отличает семью Ивана Фомича Гуркина, ведь, занимая разные должности в системе образования, он всегда оставался прежде всего учителем математики и информатики. Свою профессию Гуркин выбрал не просто так, а следуя примеру основательницы семейной педагогической династии – Анны Павловны Гасиловой, которая начала свою работу в должности преподавателя педагогики и психологии еще в 1939 году. Учителем математики стала и дочь Гуркиных Анна, которую Иван Фомич вырастил вместе с супругой Людмилой Владимировной. Станет ли учителем математики внучка? Наверное, ведь невозможно в этой семье не подпасть под влияние деда и мамы.
Математик Александр Федорович Дремин тоже стремится воспитать педагогов, не случайно не один десяток его учеников уже трудятся в школах Москвы учителями физики и математики. Его в этом всемерно поддерживает жена – директор школы №785 Юлия Григорьевна Дремина. Единомышленники-супруги трудятся так слаженно вот уже больше 48 лет. Но вот сделать учителем математики дочь Марину Дремовы не смогли: она преподает в школе географию. Но так преподает, что ученики часто выбирают именно этот предмет для сдачи экзаменов.
На три года меньше семейный стаж у другой семьи – у Бориса Давидовича и Натальи Ивановны Могерманов, которые воспитали замечательного сына, а теперь помогают растить двух внучек. Романтический союз директора школы №479 начался в тот момент, как директор Дома пионеров Ждановского района Борис Могерман увидел в составе группы лучших организаторов туристической работы, которую он вез на экскурсию в Ленинград, очаровательную Наташу, сердце которой, к счастью, ему удалось покорить.
Что объединяет все эти замечательные семьи? То, что они живут и работают в одном округе – Юго-Восточном, который стал для них еще одной большой семьей, где все вместе они успешно решают многие проблемы, преодолевают трудности, отмечают праздники и победы. В наше стремительное, сумасшедшее и прагматичное время они сумели остаться такими же добрыми, порядочными, умными, бескорыстными и самоотверженными людьми, какими были те, кто оставил им бесценное сокровище – школу и ее учеников.
Комментарии