Понятие Родина имеет множество значений как для взрослого человека, так и для ребенка. Взрослые подразумевают под этим словом место, где родились, выросли. Дети же первоначально «ощущают» Родину в семье, в родителях. Позже родители отдают свое самое сокровенное в жизни в руки воспитателя, задача которого приумножить знания, умения, навыки, полученные в семейном кругу маленьким человеком.

Я, как воспитатель с многолетним стажем, уверена, что чувство патриотизма продолжает свое формирование именно в стенах дошкольного учреждения. Очень важно не утратить преемственность семьи, детского сада, школы. Воспитатель является неотъемлемым проводником и помощником при развитии гармоничной личности ребенка, как будущего нашей великой страны.
Детский сад – первая ступенька к осознанию «Мы»
Детский сад – это первое место, где ребенок выходит за рамки семьи и знакомиться с большим миром. На новой ступени жизни он учится взаимодействовать с другими детьми, делиться, помогать, сопереживать. Именно здесь формируется чувство общности и принадлежности к коллективу, что бесспорно имеет значение для осознания ребенком понятия «Родина».
Мы вместе играем, поем песни, читаем сказки, отмечаем праздники и продолжаем хранить старые традиции, придумываем новые. Такие виды деятельности помогают детям почувствовать себя частью чего-то большего, чем их личная жизнь. Частью дружной, сплоченной команды, как единого целого в системе не только детского сада, но и страны в целом. Воспитатель старается показать каждому дошкольнику значимость понятия «МЫ», выпустить поистине коммуникабельную, социализированную и адаптированную личность.
Возраст – время впитывать, как губка
Ранний возраст – это период, когда дети особенно восприимчивы к окружающему миру. Они впитывают информацию, как губка, и формируют свое представление о добре и зле, о красоте и справедливости. В это время важно рассказывать детям о своей стране, о ее истории, обычаях. Через игры, прогулки, посещение культурных мест города, проведение мероприятий и занятий мы знакомим с простыми и понятными образами: березка, русская печка, матрешка, флаг, герб, гимн Российской Федерации. Главное, чтобы эти образы вызывали положительные эмоции и чувство гордости.
Чувство – основа любви к Родине
Но неужели заучивание патриотического стихотворения и выступление с ним на празднике закладывает в ребенке чувство любви к Родине? Нет. В первую очередь необходимо понимать и чувствовать то, о чем говоришь, о чем читаешь.
Нельзя заставить любить Родину по приказу. Любовь к Родине – это, прежде всего, чувство. Это гордость за свою страну, ответственность за ее будущее, сопричастность к ее истории и культуре. Задача воспитателя – помочь ребенку ощутить эту ценность. Мы рассказываем детям о героях, которые защищали нашу страну, показываем красоту природы, знакомим с народными промыслами. Мы стараемся создать атмосферу любви и уважения к своей Родине, чтобы у детей возникло желание беречь и приумножать ее богатства.
Что можем сделать мы, воспитатели?
Как сделать так, чтобы детский сад стал для детей той самой малой Родиной, чтобы сюда хотелось идти, просыпаясь рано утром?
Начинать нужно всегда с самих себя: подавать пример любви к Отечеству, чтобы дети видели, как сам воспитатель горд за свою страну, и перенимали это чувство. Необходимо при проведении досуга использовать народные игры, песни, сказки, поговорки и пословицы для знакомства с культурой и обычаями России. Изучение истории является неотъемлемой частью формирования гражданственности: рассказы о героических страницах истории страны, о подвигах ее защитников помогут вам достичь поставленной цели. Важно учить уважать символы своей страны: флаг, герб, гимн, а также воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Наша задача сделать так, чтобы детям было тепло, уютно, комфортно, интересно находиться на территории детства. Воспитатель – вторая мама, которая всегда даст ценный совет, обогреет, выслушает и накроет своим «теплым материнским крылом», защищая от всех невзгод, которые могут встретиться на пути. Здесь в них верят, ждут, поддерживают, помогают, любят. Здесь они становятся созидателями, творцами, мыслителями и теми, на ком строится будущее России.
Любовь к Родине – это не просто слова, это конкретные дела как со стороны педагога, так и со стороны воспитанника. Это забота о ближних, уважение к старшим, бережное отношение к природе, желание сделать свой город, свою страну лучше. И я верю, что, воспитывая в каждом ребенке чувство любви к Родине с самого раннего детства, мы сможем вырастить настоящих патриотов, которые будут гордиться своей страной и делать все для ее процветания.
Ольга Ильичева, воспитатель, ГБОУ Школа № 1018, г. Москва
Комментарии