В начале прошлого учебного года было принято решение возродить замечательную традицию еженедельных литературных гостиных в нашей школе. Но как сделать это мероприятие популярным, а участие в нем престижным?
Старт любой инициативы всегда сопряжен со многими организаторскими и техническими вопросами. Наша работа началась с создания узнаваемого логотипа литературной гостиной, который был распечатан на большом формате и закреплен на дверях библиотеки. Был объявлен набор желающих принять участие в первой гостиной. Разумеется, поначалу это объявление не вызвало ажиотажа. Буквально несколько детей отозвались, им были предложены поэтические произведения для чтения наизусть. Что необходимо для проведения этого мероприятия? Разумеется, сценарий, ведущие, чтецы, органично вписывающаяся в сценарий презентация и, конечно, зрители! Первый опыт прошел успешно. Но чем же привлечь новых артистов, как разнообразить репертуар и выбирать темы?
Было принято решение предоставить детям абсолютную свободу в выборе произведений. Темы, поэты, особенность авторского исполнения и дресс-код – абсолютно все было на усмотрение желающих проявить себя. Также дети могли выступать с произведениями собственного сочинения. И, возможно, именно это сыграло решающую роль в популяризации идеи литературных гостиных. Получив право на самовыражение, ученики начали проявлять небывалую активность. Появились театрализованные и костюмированные номера, поэтические инсталляции, продумывались музыкальное сопровождение и видеоряд. Популярность гостиной возросла настолько, что уже к концу одной из них дети записывались на участие в следующей. Многие стали постоянными участниками.
В чем может возникнуть затруднение? При таком разнообразии стихотворений и отсутствии определенной темы очень сложно скомпоновать выступления в единое целое, органично сочетающееся и логичное. Единственное, что может помочь, – хороший сценарий, который пишется индивидуально для каждой гостиной уже после утверждения всех номеров. В этом случае, привлекая исторические справки, государственные праздники, приближающиеся каникулы, в целом что угодно, можно объединить все в полноценный литературный вечер.
Не последнюю роль, конечно, играют ведущие. В нашем случае бессменные. Талантливейшие ученики 10‑го медиакласса с радостью взяли на себя эту ответственность. Зрители в лице учеников также с интересом посещают наши литературные перемены. Многие приходят поболеть за выступающих одноклассников, узнать что-то новое о поэтах и исторических событиях, проникнуться духом литературных гостиных прошлого и настоящего.
Видя популярность гостиных и безусловный талант наших учеников, руководство приняло решение учредить отчетные концерты с приглашением родителей, учеников и всех сотрудников школы. Такие концерты проводятся два раза в год: после новогодних каникул и перед завершением учебного года. Конечно, возможность выступить на большой сцене также разжигает детский азарт и желание добиться больших результатов.
Перед написанием этой статьи я решила задать самым активным и постоянным участникам литературных гостиных вопросы:
– Что изменилось в вашем отношении к поэзии с момента появления литературных гостиных в нашей школе? Что открыли для себя?
Ответы детей приятно удивили. Ученик 9‑го класса Арсений, будучи двукратным участником отчетных концертов, сказал:
– С появлением литературных гостиных я стал находить время для высокого искусства в повседневной суете будних дней. Я с каждым разом стал узнавать все больше интересных авторов и их произведений. Это заметно расширило мой литературный кругозор. После неоднократного участия в литературных гостиных я стал по-другому смотреть на поэзию, перестал учить стихотворения только ради оценок. Разучивание лирики стало одним из способов самовыражения, что очень важно для меня.
Софье, ученице 8‑го класса, литературные гостиные помогли иначе взглянуть на мир поэзии и справиться со страхом:
– С момента появления гостиных в нашей школе я открыла для себя большое количество новых поэтов. Мой интерес к поэзии значительно возрос уже после первых двух выступлений. Благодаря этим переменам я стала меньше бояться публики, потому что увидела интерес в глазах зрителей, что придало мне уверенности.
Алия, ученица 10‑го класса, наш бессменный ведущий и неоднократный участник концертов, отметила:
– С появлением литературных гостиных я очень полюбила стихотворные произведения. Ученики при великолепном прочтении вселяют свою душу в произведение, и от этого оно воспринимается по-другому, более чувственно. Теперь я все чаще ищу в различных источниках новые стихотворения. Для себя открыла Роберта Рождественского. Я очень рада, что в нашей школе появились литературные гостиные.
Итак, оказывается, порой чудеса происходят без волшебства, а школа исполняет затаенные мечты и раскрывает спящие таланты и интересы учеников! Уверена, впереди еще не одна гостиная, не один концерт и, конечно, далеко не один талантливый ценитель поэзии и мира литературы!
Екатерина ТАБУНКОВА, учитель русского языка и литературы школы №625
Комментарии