Валентина Распутина нет. Почти 2 года назад ушел из жизни классик русской литературы. В повести «Прощание с Матёрой» он писал: «Все, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы. И всякая служба имеет конец». Непреложный закон жизни! Но в какой степени ему подчинена судьба писателя национального масштаба? Ответ на этот очень серьезный вопрос неожиданно был получен на городской открытой конференции «Красная книга русской жизни в произведениях В.Распутина», посвященной 80-летию со дня его рождения.
Конференция проведена Московским городским Домом учителя с помощью и при поддержке издательства «Просвещение» и коллектива школы ЮЗАО №1174. Содружество трех организаций в проведении именно такой конференции нельзя считать случайным. Школа №1174 с приходом нового директора Ю.Н.Никифоровой, по специальности учителя литературы и в прошлом призера конкурса «Учитель года», активно включилась в решение актуальнейших образовательных задач. Дом учителя активно и последовательно развивает традицию гуманитарных междисциплинарных конференций, которые становятся площадкой серьезного обмена мнениями по поводу событий и явлений, связанных с нашим культурным и цивилизационным кодом.Сколько уважения, интереса и любви к творчеству писателя было в докладах столичных школьников и учителей! Кстати, требования конференции высокие, многие выступления были отклонены.Творчество Распутина оказалось остро востребованным. Его книги отразили не только реальные события нашей истории, повседневность жизни, но прежде всего драматические переживания наших современников, вынужденных то прощаться с Матёрой, то тревожиться страшным предчувствием пожара и всегда стоять перед выбором: оставаться просто человеком или стать успешным человеком-функцией? Драму этого выбора очень хорошо чувствуют дети. Думаю, что именно это объясняют темы прекрасных по своему содержанию и филологическому исполнению докладов («Библейские аллюзии в рассказе «Деньги для Марии» – Вера Чеснокова из Романовской школы; «Нравственные проблемы рассказов В.Распутина в сборнике «Век живи – век люби» – Даниил Благовинков из школы №556; «Время в рассказе «Тетка Улита» – Алиса Зюкина из школы №1501; «Вечные вопросы в повести «Живи и помни» – Аким Тунеев из школы №1574; «Изображение сознания героя в повести «Живи и помни» – Артем Третьяков из школы №1574; «Традиции Достоевского и Горького в произведениях В.Распутина» – Липарит Гегамян из школы №870). Перечислить всех выступавших невозможно.Наблюдение нескольких конференций позволило сделать вывод, что школьники, получившие опыт публичных выступлений, очень меняются. Умение воспринимать, усваивать, впитывать и воссоздавать литературно-художественную образность выводит сознание личности ученика на следующий по высоте уровень. Дети перестают быть прагматиками. При подготовке к таким выступлениям работает воображение, развивается память, расширяется кругозор, возникают новые образы сопоставления, увеличивается словарный запас, расширяются пространство, глубина и высота ума. Об этом говорили сами юные исследователи.На конференции присутствовали научные сотрудники Института мировой литературы. Один из них, профессор В.Ю.Троицкий, выслушав доклад ученицы школы №870 Кристины Вергары-Дольниковой «Своеобразие художественного стиля повести «Деньги для Марии», отметил, что девочка выступала как профессиональный филолог. Такую же высокую оценку заслужили и учителя (Л.М.Козлова, школа №2051; Е.А.Воробьева, школа №1501; С.Н.Корженкова, школа №1174; Ю.С.Платонова, школа №1174; Т.В.Сафонова, школа №1449; В.В.Виноградова и О.В.Ефимова, школа №1442; Е.А.Кузнецова, школа №1770; О.С.Ковалева, школа №979; Д.А.Хаустова, школа №1257; М.П.Котова, школа №1770; А.В.Земелюк, школа №1449; Ю.Н.Никифорова, школа №1174).Мы увидели, что сегодня с несомненным интересом и пользой читаются и повести В.Распутина, и его публицистика. Это был содержательный разговор о творчестве последнего русского классика (этот факт сегодня признан наукой). Сегодня нам всем очень важно понять те смыслы, которые открыл Распутин и в прозе, и в публицистике, усвоить его уроки… Сама личность писателя должна стать примером для нас. Ведь он жил безмерной болью за родную страну и делился самым заветным с нами, читателями, отыскивая единственно верные и точные слова, определяющие нравственную сущность человека: «живи и помни»! – Валентин Григорьевич Распутин очень ответственно подходил к изданию своих книг для школьников и для учителей, – отметил эксперт издательства «Просвещение», руководитель секции учителей Виктор Журавлев. – Когда мы обсуждали с ним состав сборника «Повести», вышедшего в «Просвещении» в 1990 году в серии «Библиотека словесника», писатель сам предложил написать вступительное слово, а при обсуждении оформления взял несколько листков бумаги, записал на них свои размышления о патриотизме, смысле жизни человека, о гуманизме. Положил их мне на стол и сказал: «Вот форзацы книги». Авторские форзацы были напутствием читателю, учителю.Мы навсегда останемся учениками Распутина. Он заставляет нас оглянуться на то, что мы оставляем после себя, заставляет увидеть и полюбить российскую глубинку, из которой мы все и вышли. Чтение его книг требует работы мысли. Они предупреждают о последствиях беспамятства, равнодушия, безверия, утраты родовых корней. Но эти же книги показывают, как прекрасен человек!По итогам конференции Дом учителя выпустит сборник. Очень надеемся, что и вы, дорогой читатель, в него заглянете. Верим: нас объединят любовь к этому писателю.
Комментарии