«Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить. Смотри-ка, разве не устали за день те, которые поют там? С восхода по закат работали, взошла луна, и уже – поют! Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот – поют».
В этой цитате из рассказа Горького «Старуха Изергиль» раскрыт вечный источник человеческих талантов – любовь к жизни, а значит, способность к созиданию. Прекрасный голос, любовь к пению действительно даются красивым людям, а может, они становятся красивыми, потому что любят петь?И сколько бы мы ни размышляли об этом, очевидно одно: любовь остается основой, на которой каждый из нас выстраивает свой дух и свой материальный мир.Многие читатели могут вспомнить, как в мае возле Красной площади, на Васильевском спуске, который за последние годы стал концертной площадкой для мировых звезд, состоялось торжество – празднование Дня славянской письменности и культуры. Присутствовали Его Святейшество патриарх Кирилл, члены правительства, а на сцене выступал двухтысячный хор, который исполнял тропарь святым Кириллу и Мефодию. Пение хора отличалось необыкновенной мощью и красотой. Слушатели воспринимали исполнение с восторгом. Едва ли кто-то знал о том, что частица этого восторга должна быть отдана и любительскому коллективу Московского Дома учителя, стоявшему в это время на сцене в составе сводного хора. Выступление в таком концерте не только величайшая честь для коллектива, но и доказательство его профессионального уровня.Скоро учительскому хору Москвы 50. Это возраст профессиональной зрелости и сохраненных творческих возможностей. Рассказ о хоре хочется начать не только с даты его создания – 1968 года, но и с упоминания о человеке, который его создал. Это был великий дирижер второй половины XX века Андрей Дмитриевич Кожевников, ученик Александра Васильевича Свешникова.С момента возникновения перед учительским хором была поставлена сложнейшая задача – от любительского пения к высокому мастерству. Участие в концерте на Красной площади есть доказательство того, что от решения этой задачи хор никогда не уклонялся, хотя за десятилетия состав коллектива, разумеется, обновлялся. Но состав такого коллектива не может быть случайным. Сегодня в хоре более 40 человек, из которых 10 выступают и как солисты. В основе состава, конечно же, учителя, люди чрезвычайно занятые и эмоционально перегруженные. Но три раза в неделю вечером начинаются репетиции, а почти 40 раз в году – концерты. Опоздавших, пропустивших, заболевших почти не бывает. В чем же скрепляющая сила хорового пения и пения вообще в эпоху всеобщего «суверенитета» и разъединения?В одной из своих статей Гоголь писал: «Покажите мне народ, у которого бы было больше песен… Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек…» Самоотверженность в работе, исполнение произведений учительским хором лишь подтверждают факт, что люди, поющие в нем, не утратили духовные и душевные потребности и готовы противостоять своим пением наступающему на песню лозунгу «Хлеба и зрелищ!». Занятия в хоре, концерты наполняют их высокими и исполненными богатым смыслом переживаниями. Поющий учитель, как и вообще поющий человек, – духовный целитель для наших учеников, внутренний мир которых деформируется под натиском развлекательной культуры. Но лучше о том, что дает хор, расскажут его участники.- Петь в коллективе, – говорит Анна Мальцева, – значит, проживать отдельную жизнь. Хор учителей – мир, в котором действуют свои правила и традиции. Каждый участник выполняет свою задачу, но во благо процесса в целом, здесь ты уже не можешь думать только о себе, в противном случае корабль не сдвинется с места, даже если за штурвалом будет опытный капитан.- Много друзей я нашла за эти годы, – отмечает Мария Лысенко, – и не просто друзей, а людей, с которыми мы могли вместе заниматься музыкой и творить. Это невероятное богатство.- Мне нравится активная концертная деятельность коллектива в течение сезона, – делится Ирина Леонидовна Гализина. – Занятия в хоре помогают переключиться, сменить обстановку, на время забыть неурядицы, которые бывают и в жизни, и на работе.- Чем интересна работа в коллективе? – рассуждает Алексей Петров. – Лично мне как человеку без музыкального образования интересно под руководством прекрасных педагогов познавать все премудрости музыкальной грамоты и тонкости вокального и хорового искусства, я научился не только слышать музыку, но и чувствовать, и переживать каждое исполняемое произведение, каждую интонацию. А это уже совершенно иной взгляд на музыку.Что же добавить? А добавить можно многое.Действительно, удивительно широк и разнообразен репертуар хора. Здесь поют и лучшие произведения русской духовной музыки – произведения П.Чеснокова, Д.Бортнянского, С.Трубачева, но не оставляют без внимания русскую и европейскую музыкальную классику. Освоение такого серьезного материала хором возможно только потому, что хормейстеры Камилла Ефасова и Ирина Нестерова, выпускники РАМ имени Гнесиных, по своему профессиональному уровню способны донести на репетициях и концептуальные идеи произведений, и особенности музыкального языка. Следует отметить, что среди любительских коллективов хор московских учителей первым ввел в практику систематическое исполнение произведений крупных жанров. Это и кантаты Г.Свиридова, С.Танеева, произведения С.Рахманинова, и фрагменты опер.Песни же советских композиторов, лучшие песни нашей эстрады стали основным содержанием многих выступлений хора на открытых концертных площадках, в залах наших школ, в Российской академии музыки имени Гнесиных. Но неверно было бы этой характеристикой исчерпать рассказ о хоре. Коллектив действительно дважды участвовал в международных конкурсах в Италии. И занял там первое место в категории «Лирическое пение» и второе в категории «Полифоническая религиозная музыка». Хор отметили наградами на хоровом фестивале в Сочи. Награды и успехи коллектива пришлось бы долго перечислять. Главное – другое. Участники хора глубоко осознали смысл хорошо знакомых слов «песня строить и жить помогает». А потому самые привычные концертные площадки – это пансионат ветеранов педагогического труда, центр «Преодоление», госпитали инвалидов Великой Отечественной войны, все те места, где их слушателями становятся люди, нуждающиеся в утешении, поддержке, заботе. И тогда хор не просто поет: он выполняет миссию. А благодарные слушатели награждают его аплодисментами, а иногда и скрытыми слезами… И если сегодня мы так часто слышим о социальных проектах, связанных с благотворительностью, милосердием, то выступления хора Московского городского Дома учителя – это воплощение таких проектов. Сегодня художественный коллектив получает возможность взять второе дыхание благодаря внимательному и деловому отношению к его проблемам со стороны директора Дома учителя Нины Минько. Хор не на периферии ее забот, а, может быть, в эпицентре. Да и руководитель Департамента образования Исаак Калина к проблемам творческого коллектива прислушивается. И эта позиция правильная и дальновидная: если представить, что в школу к детям приходит учитель, душа которого очищена и подпитана красотой русской песни, то и на уроках утверждаются доверие и уважение взрослых и детей друг к другу. Двери Дома учителя открыты для всех, а хормейстеры учительского хора готовы научить петь и вас, уважаемый читатель.
Комментарии