search
main
0

Любовь к Отечеству есть действие рассудка. Гражданское образование необходимо школьнику так же, как и знания

III Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников» прошла в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Здесь собрались учителя истории, обществознания, русского языка и литературы, директора школ, работники органов управления образованием и дворцов творчества детей и молодежи, ученые, преподаватели вузов. Желающих стать участниками конференции оказалось удивительно много, потому что проблема гражданского воспитания сегодня по-настоящему интересует и волнует педагогическую общественность страны.

Двадцать лет назад в российских школах появились новые предметы – «Граждановедение», «Основы права», «Право», которые были направлены на воспитание граждан, способных жить в демократическом обществе. Инициатива возникла снизу, настоящей поддержки сверху не было. И тем не менее появились учебники, пособия, во многих крупных городах возникли центры гражданского образования. Огромную роль, без всякого преувеличения, здесь сыграли «Учительская газета» и ее межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». Власти часто тормозили, а порой и препятствовали развитию этой идеи. Создавалось впечатление, что они не видели в этом необходимости, хотя, казалось, любому мыслящему просвещенцу должно быть ясно, что России нужны граждане, имеющие представление о правах и обязанностях, о гражданском долге, о гражданской ответственности, умеющие жить в условиях рыночной экономики.За эти годы сделано немало. Старшеклассники и студенты стали больше интересоваться тем, что происходит в стране, и активнее участвовать в общественной жизни. Но время выдвигает новые требования к гражданскому образованию, оно нуждается в совершенствовании, пересмотре его содержания и подходов к нему. Наши слабые звенья были выявлены в результате исследования качества гражданского образования (ICCS), проведенного международной ассоциацией по оценке достижений учащихся. Исполнителем проекта стала «Учительская газета», а национальным координатором – наш главный редактор Петр Положевец. Российские дети оказались лишь на 16-м месте среди 38 стран-участниц. Было выявлено, что у наших ребят теоретические знания преобладают над практическими, также признаны недостаточными знания в области права и политики.Что нужно делать, чтобы воспитание наших юных граждан соответствовало требованиям нынешнего и будущего времени? Об этом и шла речь на конференции.С основным докладом «Развитие гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в РФ» выступила проректор по научной работе АПК и ППРО Лариса Горбунова. Новый виток развития гражданского образования она связала с федеральными государственными образовательными стандартами, идеологической основой которых является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Среди базовых ценностей здесь особо выделяются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество. В концепции стоят рядом гражданственность и патриотизм, причем акцент смещается в сторону патриотизма. Следует заметить, что до последнего времени в понятие «гражданственность» входили патриотизм, нравственность, знание своих обязанностей, стремление приносить пользу обществу. Николай Карамзин тоже считал патриотизм составной частью гражданственности. Истинный гражданин не может не любить свою страну, он отвечает за свои поступки, способствует ее благоденствию. И вот сегодня особо выделяется воспитание патриотизма и нравственности. Впрочем, именно такими людьми и старались вырастить детей учителя в конце прошлого века, начале нынешнего.Судя по основному докладу и содокладам участников обсуждения, сегодня существует несколько подходов к гражданско-патриотическому воспитанию. Выделяются три основных: социально-правовое, этико-правовое и гражданско-патриотическое. В основе социально-правового лежат социальные ценности, права и свободы человека, демократия, толерантность. При этом гражданское образование понимается как подготовка подростков к жизни в условиях демократического правового государства. Здесь выделяются основные элементы: правовая культура, знание прав человека, культуры мира, навыки ненасильственного поведения и др. Этому должен способствовать демократический уклад в жизни школы: правовое пространство, ученическое самоуправление, законотворчество, навыки взаимодействия с представителями власти, участие в социальном проектировании.Этико-правовой подход поможет развить нравственно-правовую и политическую культуру. Вопросы этики и права при этом становятся системообразующими. Гражданственность при таком подходе представляется как моральное понятие, когда человек отвечает за свои поступки, активно выполняет свои обязанности перед обществом.Гражданско-правовое образование в регионах часто ассоциируется с социально-правовыми аспектами с упором на инновационную социальную практику, гражданско-патриотическое, этико-правовое, военно-историческое, духовно-нравственное.Каким должно быть содержание гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в РФ? На этот вопрос пытались ответить участники совещания. Прозвучал вывод, что в наше время задачи патриотического воспитания несколько уступают по значимости гражданско-правовому направлению. Опрос показал, что такие приоритеты, как воспитание нравственной позиции, гуманистических ценностей, гражданской идентичности, служение Отечеству с оружием в руках, занимают последние места.Под патриотическим воспитанием понимается развитие чувства любви к Родине, своему народу, к малой родине, служение Отечеству. Здесь сближаются два понятия – патриотизм и гражданственность. В результате такого воспитания должна быть сформирована готовность выпускника к защите Отечества, к службе в Вооруженных силах, а также гражданская идентичность, гражданская позиция. «Надо, – говорилось в докладе, – помочь молодежи усвоить лучшие черты российского человека: любовь к Родине, умение отстаивать свои убеждения, умение отвечать за то, что происходит сегодня и будет происходить завтра».Проведенный АПК и ППРО мониторинг состояния гражданского образования показал, что программы по его развитию есть не только в региональных центрах, но и в малых городах. Например, целевая комплексная программа «Молодежь Ангарска». В субъектах РФ создано 20 центров патриотического воспитания. Гражданско-патриотическое образование перешло от неправительственных организаций к государственным структурам.Значительный интерес у участников совещания вызвали примеры реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Благодаря ей в Томске была создана региональная сеть гражданского образования. «Эта сетевая форма, – считает директор Томского регионального центра развития образования Надежда Лыжина, – оказалась очень эффективной». Удалось объединить усилия всех участников образовательного процесса и местного сообщества. Появились условия для обучения педагогов, детей, их родителей, местных жителей. К занятиям привлекаются опытные специалисты, а также старшеклассники, выпускники школ, менеджеры, юристы, журналисты. Слушатели курсов постигают гражданско-правовые и социальные компетентности. Затем 90 процентов из числа учеников применяют полученные знания на практике – занимаются социальным проектированием.Социальные проекты могут быть разными, в том числе и долговременными, с участием большого количества детей и взрослых. Скажем, во Дворце творчества детей и молодежи города Калининграда был разработан проект «Родному городу – нашу любовь и заботу». Поводом для его создания, по словам заместителя директора дворца Нины Журавель, послужили юбилей города и такие неприятные явления, как случаи вандализма – разбитые автобусные остановки, сломанные деревья. Так возникла эта программа, которая объединила юных калининградцев, решивших делать полезные дела для родного города. У нее есть несколько направлений: «Труд», «Забота», «Память», «Творчество». «Труд» – это благоустройство скверов, парков, набережных, подъездов. «Забота» – помощь ветеранам, детям-сиротам и инвалидам.Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова говорила о вкладе газеты в становление и развитие гражданско-патриотического воспитания школьников:- Наша газета на протяжении всей своей почти 90-летней истории занимается этой проблемой, рассказывая читателям правду о школе, профессии, о жизни в своей стране и в мире, тем самым помогая учителям расставлять правильные акценты в воспитании у детей качеств, необходимых гражданину, человеку.Патриотизм – понятие особое, его не следует сводить к лозунгам, а тем более использовать для манипуляции общественным сознанием. Митинговые псевдопатриоты тормозят цивилизационные процессы в обществе, не имеют никакого отношения к подлинной любви к Родине. Самые разные писатели и философы вкладывали в него свой смысл. Вольтер писал: «Моя любовь к Отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю Отечество, тем более стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр». А наш великий историк Николай Карамзин считал, что «патриотизм не должен ослеплять нас: любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть». Или у Николая Добролюбова сказано: «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны».Сегодня важно понять, что любовь к Родине должна проявляться в стремлении сделать ее лучше. В новом законе об образовании это звучит как свободное развитие личности, уважение к правам и свободам другого человека, к окружающей его природе. Это деятельное отношение к своей стране. И очень важно, чтобы эти ценности не стали декларативными, не превратились в идеологические штампы и стереотипы.Наша газета всегда защищала учителя, который несет ценности культуры своему ученику. Для нас важен такой педагог, который ставит перед собой сверхзадачу – воспитать человека интеллектуального и волевого. Поэтому не случайно в середине 80-х годов мы поддерживали педагогов-новаторов, которые показали, как благодаря сотрудничеству с учеником педагог развивает его как свободную, ответственную личность. Идеи педагогики сотрудничества воплотились в конкурсе «Учитель года», ставшем своеобразной вехой в развитии гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.Завоевала признание и другая программа, инициированная газетой и нашим партнером – Самарским центром гражданского образования. В частности, проект «Гражданин», переросший позднее во Всероссийскую акцию «Я – гражданин России». По предложению «Учительской газеты» она включена в план Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, что открывает новые перспективы для российских школ по гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Благодаря созданию проектов дети не на словах, а на деле проявляют свою гражданскую позицию, учатся видеть социальные проблемы и искать пути их решения. Они налаживают взаимодействие с разными структурами власти, с общественными организациями, учатся отстаивать свою позицию, убеждать. Они приносят пользу людям, своей малой родине. Дети нередко способны сделать то, что далеко не всегда удается взрослым. Это и десятки километров спасенного ими леса, очищенные от мусора реки и озера, отремонтированные памятники, а еще помощь инвалидам, больным, детям-сиротам и многое другое. Эти добрые дела и поступки, которые совершают подростки, и есть результат гражданско-патриотического воспитания.На конференции также выступила и. о. ректора Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Светлана Тетерина. Писатель Владимир Крупин поднял тему духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи в современной литературе.По мнению участников конференции, диалог заинтересованных единомышленников, хотя и не всегда согласных друг с другом, но осознающих, что гражданское образование сегодня так же необходимо школьникам, как и знания, состоялся. Они сошлись на том, что воспитание сегодня в общем приоритете образовательных целей должно быть поставлено на первое место.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте