Иногда у меня спрашивают: «Почему ты стала учителем? Ученики перерастают тебя, становятся политиками, врачами, юристами, достигают социального благополучия, известности. А у тебя, учителя, ничто не изменится, ты всегда в тени. Зачем тебе это?»
Что ответить на это мне, учителю в третьем поколении? Сказать, что мой выбор был осознанным и о нем не жалею ни секунды. Впрочем, лучше я приведу слова своей бабушки, матроны нашего большого учительского семейства.
«Педагог подобен виноделу, – говорила она. – Для каждого сорта и урожая винограда у него своя рецептура. Но он не следует шаблонам, тут важны не только знания, но и интуиция мастера. Или, скажем, саманщик, изготавливающий кирпичи. Он не может положиться на силу огня и для каждого куска глины должен приготовить свой, отличный, состав. Очень важно, чтобы каждый саман был прочным, тогда такая стена простоит столетие, как выстоял дом моего отца».
И это правда. Учитель, подобно виноделу и саманщику, должен не только точно знать технологию обучения, но также чувствовать сердцем рецепт воспитания личности. Вырастая, каждый ребенок должен встроиться в общество только прочным «кирпичом».
Мое профессиональное становление происходило в учительской семье, в окружении тех, кто непосредственно знал школу, многие годы работал в ней. С раннего детства я играла в школу, подражая манере своих родителей. И конечно, я многое почерпнула из их багажа и продолжаю учиться у старшего поколения и по сей день. Создаю свою педагогическую концепцию. Неизменными в ней остаются три важнейшие заповеди этической культуры педагога, унаследованные мною от родителей.
Первая заповедь педагога – это любовь.
Учитель, искренне любящий детей, не считает себя центром маленькой вселенной, именуемой классом, а учеников – своей окружностью.
Он первый среди равных, преданный и верный друг, готовый всегда понять и помочь.
Второе правило – искренность.
Взрослые полагают, что дети наивны и не замечают их обмана, притворства, игры. На самом деле дети чутко реагируют на фальшь. Случается, что кто-нибудь из моих маленьких учеников жалуется мне на своих родителей: «Папа сказал, что не сможет со мной поиграть, потому что устал после работы, а сам пошел мыть машину и потом еще долго сидел за компьютером…» Как горько слышать такие признания!
Третья заповедь учителя – терпение.
Процесс познания кропотлив, здесь нет места суете и спешке. Дети, переступившие порог школы, попадают в новую среду, у них появляются новые обязанности, и к ним предъявляются более серьезные требования. Учителю надо быть не только ласковым, но и терпеливым.
Каждый ребенок – это особый микромир, и я, как педагог, стремлюсь к тому, чтобы раскрыть личностные черты детей, выявить способности и таланты каждого из них, вселить уверенность в своих силах и веру в возможность преодоления трудностей.
Первая учительница становится частью внутреннего мира ребенка, частью его жизни и биографии.
Передавая мне детей, родители во многом определяют свой выбор тем, что наша семья известна педагогическими традициями и мои родители были их учителями. Но втайне я также надеюсь, что в этом выборе есть и моя, пусть небольшая, заслуга. Ибо, как говорил поэт и мыслитель Джами, ветвь без плодов, если даже она от плодоносного дерева, считается лишь дровами.
Асият БОТАШЕВА, учитель начальных классов высшей категории гимназии №6, с. Первомайское,
Малокарачаевский район, Карачаево-Черкесия
Комментарии