– Любовь Николаевна, в последние месяцы ОНФ очень плотно занялся дополнительным образованием. В этом направлении правительством уже реализуется стратегический приоритетный проект, разве этого недостаточно?
– Одной из самых важных задач Народного фронта всегда было сохранение имеющихся возможностей для граждан России, а кружки и секции всегда были для ребенка пространством получения дополнительных творческих, трудовых или спортивных навыков вне школьной программы. Но сегодня, к сожалению, не для всех детей дополнительные занятия доступны в равной мере. Мы давно работаем в направлении дополнительного образования. По результатам форума ОНФ «Качественное образование во имя страны», состоявшегося в октябре 2014 года, инициировали поручение президента по исключению двойного учета детей, посещающих дополнительные занятия. Ученика, который посещает, например, три разных кружка, система фиксирует как трех разных учеников. А это значит, что и ребенка, посещающего несколько кружков, и ребенка, который никуда не ходит, считают охваченными дополнительным образованием в равной степени.Следующим шагом стала совместная работа с Минфином, когда мы смогли выделить дополнительное образование в отдельную строку бюджета. Благодаря этому в этом году у нас впервые есть возможность анализировать, какое количество денег выделяется в каждом регионе и какое количество из них реально используется по назначению.Далее мы столкнулись с ситуацией, когда уже работающие образовательные организации стали закрываться без веских на то оснований, например из-за отсутствия горячего питания, медицинского кабинета. Поэтому мы начали работу по внесению соответствующих поправок в Закон «Об образовании в РФ». Все-таки кружок – это не школа, ребенок находится там не более двух часов и может обойтись без горячего питания. В майском указе Президента РФ стоит задача увеличить к 2020 г. число детей, получающих дополнительное образование, до 75%. Однако в некоторых регионах не только не увеличивается количество детей в кружках и секциях, но снижается количество самих организаций. Так, например, с начала этого года закрыто четыре учреждения дополнительного образования в городе Дербенте. Продолжают укрупняться комплексы в Москве, и многие родители переживают, что кружки, которые всегда были бесплатными, могут исчезнуть, у них нет гарантии, что ребенок будет заниматься с тем же педагогом или коллективом, с которым привык посещать дополнительные занятия. Нет необходимости говорить о том, что на удаленных территориях, особенно в сельской местности, ситуация еще более плачевная. По нашим оценкам, сегодня более пяти миллионов детей не имеют возможности получать дополнительное образование. Поэтому Народный фронт и запустил проект «Равные возможности – детям», и он уже был поддержан и Министерством образования и науки, и общественностью, и профессиональным сообществом. – А какие у ОНФ есть механизмы и инструменты, с помощью которых можно будет изменить сложившуюся ситуацию? – Первый и самый важный наш инструмент – работа с людьми. Народный фронт – это в первую очередь активисты, неравнодушные люди, и, как граждане, мы можем обращаться к представителям разных ведомств. Ключевой целью проекта является предоставление возможности каждому ребенку бесплатно получить дополнительное образование на усмотрение его семьи. Поэтому мы будем использовать все доступные нам инструменты – развитие образовательного волонтерства, организация мобильных образовательных программ для удаленных территорий, привлечение работодателей, вузов, колледжей. Но один из основных механизмов – именные сертификаты, которые предоставят родителям право оплатить своему ребенку кружок или секцию в государственной или частной структуре. 78% родителей считают, что введение сертификата создаст новые возможности получения дополнительного образования для ребенка.Вместе с Минфином мы работаем над принятием закона, закрепляющего механизм персонифицированного финансирования. У каждого ребенка должен быть выбор между муниципальными кружками, занятиями в частных организациях и у индивидуальных предпринимателей. Деньги по сертификату достанутся тому, кто предложит ребенку наиболее интересную для него программу. А у организаций должна возникнуть конкуренция, которая подтолкнет их к развитию и обновлению. Когда мы проводили мониторинг по дополнительному образованию, то обнаружили, что общий объем бесплатно оказанных услуг совпадает с количеством детей, охваченных мониторингом. А это значит, что справедливое распределение этих средств могло бы предоставить каждому ребенку равные возможности.- В чем суть этой модели? – Главная мысль – что деньги следуют за ребенком. В кружок, в который ребенок придет, начнут поступать бюджетные средства. А кружок, в котором он передумает заниматься, перестанет финансироваться. По сути, схожая модель реализовывалась в школьном образовании, где, к сожалению, не обошлось без перегибов. Есть муниципалитеты, в которых, скажем, для всех школ, кроме одной, установлен единый норматив финансирования на одного ребенка в год, а для одной школы, самой многочисленной, – 0,89 этого норматива. Почему? Потому что таким образом власти решили сэкономить, мол, с учетом численности детей и этих денег хватит. С введением сертификатов так сделать уже не получится – объем средств будет закреплен за каждым ребенком, и он будет прозрачным для всех. Благодаря этому механизму родители смогут напрямую влиять на развитие определенных направлений в дополнительном образовании, что особенно актуально в Десятилетие детства, объявленное Президентом РФ.- А такая модель финансирования уже где-то используется?- Механизм персонифицированного финансирования уже внедряется в ряде регионов – в Вологодской, Тульской и Астраханской областях, ХМАО – Югре, Пермском крае, республиках Якутия и Татарстан. Саха (Якутия) работает в эксперименте с 2016 г., здесь задействованы шесть муниципальных учреждений дополнительного образования, одно из них – в селе. На сегодняшний день именной сертификат получили 6044 ребенка. Вообще многие эксперты отмечают, что введение сертификата позволяет учитывать интересы детей, развивает конкуренцию по качеству программ и, безусловно, повышает прозрачность расходования средств. В ХМАО – Югре выдано 1200 сертификатов, в Пермском крае апробация реализуется в 73 организациях, в том числе в частных. В этом году к проекту подключаются Тюменская область и Республика Бурятия.- И каковы результаты, Любовь Николаевна?- Лучшие судьи в этом вопросе – родители. Мы проводили опросы в пилотных регионах, опросили около 3 тыс. родителей и более 200 педагогов дополнительного образования. Введение сертификата одобряют 78% родителей, поскольку это создает для их ребенка новые возможности получения дополнительного образования. 95% получивших сертификат родителей сообщили, что их дети уже занимаются в кружках и секциях бесплатно. Для сравнения: среди тех, кто еще не получил сертификат, таких всего 65%. Разница налицо. Многие родители рассматривают сертификат как социальную гарантию, в первую очередь те, чьи дети не могут записаться в бесплатные кружки или посещают кружки на платной основе. Это каждый пятый ребенок. Пятая часть родителей, которые уже пользуются сертификатом, отметили рост доступности дополнительного образования для своих детей: у 16% появились дополнительные средства за счет сертификата, еще 17,5% отметили появление новых интересных кружков и секций. Внедрение сертификата полезно и для образовательных организаций – в их интересах открывать такие кружки, которые будут интересны детям, повышать профессионализм преподавателей. – Все ли организации готовы реально ориентироваться на потребителя? Ведь есть же приоритетные направления, которые могут не пользоваться спросом, – военно-патриотические кружки, например, или секции с уклоном в воспитательную работу… Что с ними делать? Закрывать?- Повторюсь, ключевая мысль – развитие конкуренции по качеству образовательных программ и ориентация на потребности ребенка. Что касается воспитательной работы, в частности военно-патриотической, эта задача не может и не должна решаться только в рамках дополнительного образования. Есть специальные программы в рамках молодежной политики. Есть задачи, которые решают школы, и школьная образовательная программа предусматривает специальный раздел: проводятся соревнования, сборы, встречи, беседы. К тому же регион вправе установить приоритетные направления и финансировать их на особых условиях. А от дополнительного образования родители в целом ждут немного другого. Для них важны физическое и интеллектуальное развитие детей, их личностный рост. Именно с кружками и секциями семьи связывают осознанный выбор будущего места учебы. Две трети родителей называют самым важным максимальное развитие способностей ребенка (художественных, интеллектуальных, познавательных и т. д.). Второй по популярности ответ – возможности ребенка попробовать себя в разных сферах (64%). На третьем месте – физическое развитие (56%). Далее следуют новое пространство общения для ребенка; предпрофессиональные навыки – программирование, дизайн, обучение работе на современном оборудовании; углубление подготовки по школьным предметам, подготовки к поступлению в вуз или техникум; развитие навыков жизни в современном мире – уроки финансовой грамотности, основы выбора профессий. Когда мы опрашивали педагогов, 24% выразили опасение, что с введением сертификата дети могут предпочесть другие организации дополнительного образования из-за более высокого качества образовательных программ. Но при этом такое же количество преподавателей отметили возникающие новые возможности – введение сертификата позволит им привлечь в кружки и секции большее количество детей. Многие говорят о том, что с введением сертификата в регионах появились новые, современные программы, увеличилось количество детей, регулярно посещающих занятия, растет число организаций, обратившихся за образовательной лицензией. 17% педагогов отметили увеличение доступности допобразования в целом, 21% – улучшение материально-технической базы, еще 24% – повышение свободы выбора для ребенка: теперь он может выбирать, где посещать кружок – в частной или государственной организации. – А как оценивают идею именных сертификатов в тех регионах, где они еще не внедрены? – В тех регионах, где переход на сертификат еще не начался, в пользу его введения высказались чуть более половины родителей – 51% из 22,5 тысячи опрошенных. При этом еще треть ничего не слышали про эту модель и не смогли ее оценить. Понятно, что во всех регионах нужно проводить встречи с родителями, органами власти, педагогами, вести обсуждения, по какой модели будет организован переход на персонифицированное финансирование, где можно будет получить сертификат, в каких организациях его можно использовать и т. д.Сегодня наши опросы показывают, что треть детей не посещают никаких дополнительных занятий. Только 29% посещают кружки или секции полностью на бесплатной основе, причем некоторые из них – два, три, а иногда и четыре бесплатных кружка, в то время как 18% детей занимаются полностью платно. Из общего объема развивающих занятий, о которых рассказали родители, платные составили 41,5%, бесплатные – 58,5%. Некоторые родители уже сейчас, услышав о проекте ОНФ, начали обращаться к нам с просьбой помочь возместить им затраты на дополнительное образование, ими идея персонифицированного финансирования уже однозначно поддержана. – Но ведь проект предполагает не только изменение финансирования? – Не только, хотя это и является крайне важной задачей. Родители, чьи дети не имеют возможности посещать развивающие занятия (а таких оказалось 32%), чаще всего ссылаются именно на финансовые трудности. Чем больше детей в семье, тем выше вероятность, что ребенок не сможет посещать никакие развивающие занятия. Только в 32% многодетных семей все дети посещают кружки и секции, для них сумма в 6-6,5 тыс. рублей в месяц зачастую становится неподъемной. Именно столько в среднем платит за дополнительное образование многодетная семья. Мы добиваемся в первую очередь того, чтобы все действия в отношении развития детей были скоординированы. Концепцией развития дополнительного образования занимаются различные ведомства – в сфере соцзащиты, культуры, спорта, общего образования. Когда мы проводили опрос, то получили много комментариев: родители сообщали об отсутствии бесплатных кружков в их населенном пункте, доступной информации о таких кружках, дефиците кружков для дошкольников, нехватке кружков технической направленности и т. д. Мы получаем огромное количество запросов от родителей с просьбой дать открытую, полноценную информацию о том, какие бесплатные кружки и секции сегодня существуют в регионе и как в них можно записаться. Поэтому Народный фронт начинает работу над Всероссийским навигатором дополнительного образования. Важно, чтобы на одном ресурсе можно было показать родителям все имеющиеся возможности – государственные и частные кружки, волонтерские центры, клубы и секции при вузах, занятия на территории работодателей, кружки, организуемые НКО. К сожалению, пока ни один из создаваемых ведомственных навигаторов такой возможности не предусматривает.Уже сегодня волонтеры готовы организовывать и проводить занятия различной направленности, и многие родители приветствуют, что с их ребенком будет работать близкий по возрасту и интересам будущий специалист. Но не только студенты и молодые профессионалы готовы присоединиться к проекту. Это и деятели культуры, и ученые, и преподаватели вузов. К проекту также готовы подключиться вузы, предприятия, центры молодежного творчества, «Кванториумы» и т. д. Сами родители готовы брать все в свои руки. Наша задача – создать для них условия и максимально упростить процедуру открытия новых кружков.Мы должны приложить все усилия, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя в разных сферах, получить основы выбора профессий, создать для себя новое пространство общения. Никаких препятствий для этого не должно быть – ни материальных, ни территориальных, ни связанных со здоровьем. Все дети должны иметь равные возможности.
Комментарии