Российская школа находится в режиме постоянных трансформаций вот уже двадцать пять лет. В процессе поиска, апробации наиболее эффективных практик и форматов важно не забывать наше богатое педагогическое наследие, которое может помочь достичь требований новых образовательных стандартов. Именно поэтому Российское общество «Знание» приступило к созданию золотого фонда отечественных педагогических технологий. Первым шагом станет работа с бывшими учителями начальной школы, ведь именно там закладываются основы учебной успешности ребенка. В качестве наших основных консультантов выступят те, кто когда-то давал лучшее образование в мире, – педагоги, уже вышедшие на пенсию.
Первая рабочая встреча экспертов Российского общества «Знание» и педагогов начальных школ, уже вышедших на пенсию, состоялась 15 октября в 12.00 в Музее образования. Они проанализировали, как изменялись требования к образованию и педагогические технологии, какие практики советского образования были несправедливо отброшены, какие методики реально работают на реализацию нового стандарта.Современный школьный образовательный стандарт впервые на государственном уровне закрепил важность не только предметного знания, но и развития способностей. Но не ушла в прошлое задача обеспечения качественного фундаментального образования, как и задача формирования устойчивой культуры обучения. Именно на нехватку этого чаще всего указывают как педагоги, так и родители, а потом и работодатели.Многие эффективные образовательные технологии были несправедливо забыты в 90‑е годы, хотя они актуальны и для современных школ. Например, в советской школе педагоги уделяли колоссальное внимание работе школьников с текстом. Они учили детей читать и понимать, а не просто тренировали механический навык чтения. Умение анализировать значение слов и понимать контекст позволяло детям приобщиться к культуре русского языка. Самостоятельность мышления учащегося тренировали при помощи изложений и сочинений, составления рассказов на заданные темы, текстов деловых писем и поздравлений, а единый орфографический режим позволял развивать грамотную письменную речь на всех предметах. На уроках математики учащиеся осваивали различные способы записи условий и решения задач, моделировали практические ситуации, требующие выбора эффективного способа решения (аналитического или графического), развивающие умение читать разнообразные диаграммы и графики. Именно этих навыков по-прежнему требуют образовательные стандарты.Сегодня учителю предоставлена полная самостоятельность, но ему сложно работать в отсутствие подробных технологических карт. Не хватает рабочих программ, которые бы описывали, как поэтапно формировать у ребенка необходимые способности. Нужен открытый банк материалов, в котором были бы собраны апробированные целостные методические пособия по реализации стандарта и видеоуроки с разбором и анализом по каждому предмету. За восемь лет этот инструментарий не был разработан. Поэтому мы вместе со всеми заинтересованными структурами и сообществами решили заполнить пробел.Работа по созданию золотого фонда отечественных педагогических технологий будет вестись поэтапно. На первом этапе Российское общество «Знание» планирует провести масштабные обсуждения при участии педагогов-практиков, ученых в сфере педагогики, представителей бизнеса, специалистов в области измерений, родителей. Затем будет проведен анализ системных проблем преподавания различных предметов. Предстоит также ответить и на запрос самих педагогов: семинары с разбором отдельных аспектов стандарта – смысловое чтение, обучение моделированию, воспитание гражданской идентичности и т. д. В процессе этой работы необходимо будет переосмыслить и передовые образовательные технологии, и многолетний положительный опыт советских учителей.Сейчас же мы вместе с учителями начальных классов, а затем и старшей школы, проведем педагогический аудит технологий и методик преподавания. Обсудим, какие цели они ставили и какими средствами достигали. Затем обязательно подключим к обсуждению специалистов в области педагогических измерений, родителей, бизнес-сообщество. Наша задача – привести в соответствие цели образования, технологии, средства обучения и методы оценки. Это масштабная задача. Залог ее успеха – привлечение к проекту тех, кто напрямую заинтересован в ее решении.Дорогие друзья! Советская система образования была одной из сильнейших в свое время. Возможно, даже лучшей в мире. Многие до сих пор считают, что для того, чтобы решить проблемы системы образования, нужно просто вернуть советскую школу. Но нельзя повернуть время вспять. Изменяется мир, появляются новые технологии, трансформируется и образ жизни современных школьников. В результате складываются и новые условия обучения. При этом и учителя, и родители считают, что некоторые задачи обучения лучше решать проверенными методами. Наша задача на первом этапе – оценить, какие технологии работают на современный результат, а какие – нет, вне зависимости от времени их создания. Эти технологии войдут в золотой фонд отечественных педагогических технологий.
Комментарии