Сегодня можно говорить о том, что мы уже привыкли к рейтингам. Постоянно происходит измерение и оценка различных параметров деятельности вузов. Вскоре будет активно исследоваться работа школ и детских садов. Для тех образовательных организаций, что уже участвуют в рейтингах, все оправданно и обоснованно. Но закономерно, что еще есть и те, кто сомневается, необходимы ли здесь такие подходы, поскольку для школы это достаточно новое явление. Однако в скором времени большинство руководителей и преподавателей школ будут относиться к рейтингам так же спокойно и с пониманием, как их коллеги из высших учебных заведений. Сегодня, например, уже не вызывает вопросов, почему существует такое множество рейтингов вузов и почему одни и те же высшие учебные заведения занимают в них разные позиции. Все понимают, что это зависит от заложенных в них критериев. Сам принцип подобной оценки стал понятен и удобен для вузов. То же самое постепенно произойдет и со школами.
Те, кто видит в рейтингах какую-то опасность, на самом деле еще не осознали, что результаты такой оценки нужны им самим. Ведь, как правило, критерии, которые закладываются и оцениваются в рейтинге, – это те направления, те базовые ориентиры, что должны быть в деятельности любой образовательной организации. С течением времени практика подскажет, на основе каких критериев надо исследовать школы. Очень важно, чтобы в этом процессе участвовало и общество. Возможно, мы придем к тому, что свой рейтинг школ создадут сами учащиеся, и это будет весьма любопытно, поскольку это дополнит картину нашего взрослого восприятия интересными аспектами, которых мы можем не видеть.Сегодня, когда в обиход образовательного сообщества активно вводятся такие понятия, как «рейтинг», «рэнкинг», «мониторинг» и др., кому-то может показаться, что их много и непонятно, как в них ориентироваться. Это лишь кажущаяся сложность. На самом деле в течение учебного года школа сталкивается с большим числом оценивающих процедур, возможно, не отдавая себя отчета в том, насколько они близки по своей сути к обозначенным выше. И кто-то, возможно, боится, что с введением новых процедур у педагогов и директоров прибавится бумажной работы. Это не так, сегодня получать информацию об учебном заведении можно, не перегружая никого дополнительной отчетностью, данные просто берутся с сайтов школ. Конечно, в такой ситуации ведение школьного ресурса, размещение достоверной информации правильным и удобоваримым способом становится обоснованной необходимостью.Еще одно опасение связано с предполагаемой невозможностью адекватного сравнения школ различных регионов. Бытует мнение, что в нижних строках рейтинга навсегда могут остаться образовательные организации, расположенные в экономически и социально проблемных местностях. Однако если речь пойдет об оценке учебных результатов, мы увидим, что высокие показатели могут продемонстрировать именно учащиеся школ с не самой прочной материально-технической базой. Все потому, что нельзя сбросить со счетов энтузиазм педагогов, их интерес к своей работе, любовь к детям. А это подчас оказывает куда большее влияние на успехи учащихся, чем многие другие факторы.В основном, когда речь идет об оценке деятельности образовательных организаций, в ходу показатели успеваемости, качества олимпиадной работы, баллы ЕГЭ, однако это далеко не все, что сегодня хочет получить родитель, отдавая своего ребенка в школу. Есть еще критерии безопасности, психологического комфорта и т. д., и их тоже необходимо учитывать.Уже в ближайшем будущем мы увидим, насколько сильное мотивирующее влияние оказывает рейтингование школ на образовательные организации. Участие в рейтинге может простимулировать развитие школы, рост профессионализма педагогического коллектива, повысить эффективность самоанализа деятельности, задать направления развития и как следствие привести к достижению более высоких результатов. По сути, это и есть основная задача рейтингов – показать школе то место, которое она занимает в текущий момент времени, и, если она недовольна им, подсказать ей пути совершенствования.
Комментарии