search
main
0

Любовь долготерпит

Урок в 11-м классе на тему «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (блок С)».

Ход занятияОрганизационный момент. Настрой на урокСообщение темы урока: «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (блок С). Сбор рабочих материалов для сочинения-рассуждения на духовно-нравственную тему».Учитель: Чтобы настроиться на диалог, посмотрите презентацию. На листочках-сердечках продолжите фразу «Любовь – это…», написав только одно слово, которое, по-вашему, ассоциируется с этим понятием. Во время презентации слайд-шоу на песню Шарля Азнавура «Вечная любовь» один учащийся собирает небольшие сердечки с ассоциациями одноклассников и закрепляет их на листе формата А4, на котором заранее отпечатана картина «Алые паруса». Учитель: О том, что такое любовь, о ее природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-размышлению. Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки блока С. Перед вами основные части сочинения. Распределите их в необходимой последовательности. На интерактивной доске ребята последовательно выстраивают названия частей: Проблема – Комментарий – Позиция А (автора) – Позиция Я (собственная) – Аргумент – Аргумент – Вывод.Учитель: На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести ее с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это… (проблема) А ответ – это… (позиция автора)Для анализа я предлагаю вам текст Марии Городовой, который лежит у вас на столе.Также у вас на столах лежит глоссарий урока, послание апостола Павла, взятое из Библии, рабочие листы, где вы будете делать записи. Мария Городова – корреспондент газеты «Российская неделя», в своем блоге она много размышляет о духовно-нравственных проблемах современного общества. Эта статья была написана как ответ на электронное послание некоего Феерического Мегамачо, видимо, приверженца так называемого интернет-языка падонкафф (орфография автора).Заранее подготовленный ученик читает текст письма Мегамачо.«Мария, превед Наткнулся я в бездне инета на статью «Хищница», и скупая мужская слеза затуманила мне картинку монитора, когда сообразил я, што и меня никто по-настаящиму не любит… Типа забывать мы начали, што эта за тема. Все живут, как завещал классик: «мы странно встретились и странно разбежимся». Никто не парится: «любовь эта, или я просто погулять вышел» – все ищут дальше. Где вы видели, чтобы в век калайдера и свабоды без границ, кто-то терпел? Как итог разводы и полная разруха. Паэтаму щитаю: людям нада объяснять канкретна – где у них любовь, а где хаотическое сталкивание. По пунктам, штобы врубились и задолбанный науками доцент, и любая жасмин, которая от Димы Билана кипятком плачет. Аффтору зачот». Феерический МегамачоУчитель: Несмотря на пренебрежительное отношение к языку, выраженное в намеренном нарушении определенных в языке норм, некую развязность автора, видно, что его волнуют насущные проблемы современного российского общества. Согласитесь, эти мысли Мегамачо могут быть облечены в более достойную форму и еще могут нам пригодиться при аргументации собственной позиции. Ответ на какой вопрос он ищет?Он ищет для себя ответ на вопрос «Что есть любовь?». Потому что каждый из нас хочет любить и быть любимым.Как же Мария Городова ответит на его вопрос? Интересно ли вам? Я прочту текст, а вы маркерами отметьте те строки, которые отражают позицию автора по данному вопросу. Здравствуйте, Феерический Мегамачо!(1) Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Порой люди проходят мимо любви, потому что не знают, что это такое…» (2) Поэтому, уважаемый Мегамачо, для начала понятию «любовь» надо дать точное определение. (3) И оно есть! (4) Две тысячи лет назад его сформулировал богослов апостол Павел. (5) «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13. 4-8).(6) Казалось бы, перед нами перечисление не очень явных признаков, которые, по мнению апостола, и характеризуют это чувство. (7) Например, для вас, Мегамачо, неочевидна истинность высказывания «любовь долготерпит», хотя о чем, как не об этом, бессмертный поэтический хит Симонова «Жди меня, и я вернусь»?  (8) Гимн любви апостола Павла – стройная логическая конструкция, где каждое из перечисленных состояний души является необходимым условием любви. (9) То есть без него любовь – не любовь, а «только то, что кажется». (10) А вот все вместе эти свойства достаточны для исчерпывающего определения, что же есть это чувство. (11) Определение любви дано с такой точностью, что каждый из нас может сверить свои чувства с вечными словами. (12) И облачен этот шедевр математической логики и психологии в совершенную поэтическую форму. (13) Посмотрите, как он начинается: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви: то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (14) Яркие образы, удивительной красоты ритм, усиленная речь – все это больше свойственно поэту, чем богослову. (15) Любовь – это не слово и не выдумка поэтов. (16) Божий дар, данный действительно не всем. (17) Чувство непреложное, то есть не зависящее от времен и нравов. (18) Более того, у любви есть очень четкие критерии. (19) Они даны для того, чтобы мы не путали ее с влюбленностью, симпатией, желанием, влечением или страстью. (20) Две тысячи лет назад апостол Павел дал четкие критерии любви. (21) И вся мировая поэзия вторит этому богооткровенному тексту.С уважением Мария ГородоваСогласитесь, достойный ответ. Посмотрите, как выдержан тон его повествования. Да, за корректность и умение аргументировать свою позицию на ЕГЭ М.Городова получила бы максимальные баллы.Для дальнейшей работы над сочинением-рассуждением разделимся на группы, где каждый будет выполнять свое задание.Индивидуальное задание (на его выполнение отводится 7 минут).Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Мы думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковое чувство, потому что нам с ним хорошо. Но любовь – нечто более глубокое и требовательное». Что, по-вашему, значит любить? Сформулируйте свою позицию и запишите ее, возможно, используя послание Мегамачо. Задание для первой и второй малых групп (на его выполнение отводится 7 минут).Ваша задача – прописать аргументы своего сочинения-рассуждения. Обратите внимание, что литературный аргумент легко привести, связав строки Послания апостола Павла и стихотворения русских поэтов.Задание для третьей малой группы (на его выполнение отводится 7 минут).Задача третьей группы – составить на листе формата А3 кластер известных духовно-нравственных проблем, взаимосвязанных с проблемой любви. Все остальные ребята работают со мной, и мы приступаем к анализу текста и заполнению рабочих листов.Итак, тема данного текста очевидна. Любовь. Сформулируйте проблему текста. Проблема истинности чувства любви. Что есть любовь?Проблема познания человеком чувства любви. Учитель: В самом тексте М.Городова четко объясняет, почему она для ответа на вопрос «Что есть любовь?» обращается именно к Посланию апостола Павла. Найдите в тексте эти слова.Ребята цитируют.Учитель: Коринфяне искали ответ на вопрос «Что есть любовь» и обратились к апостолу Павлу. Его ответом было Послание. Происходило это 2000 лет назад. Значит, характеризуя проблему, мы имеем право утверждать, что она извечная. Найдите строки в тексте, где Мария Городова замечает актуальность проблемы.Ребята цитируют.   Учитель: Грамотно оформите формулировку проблемы текста и комментария к ней в своих рабочих листах.Один ученик выполняет это задание на интерактивной доске. Учитель в это время проверяет выполнение индивидуального задания и задания для малой группы, контролирует работу ученика у доски.Учитель: Назовите отмеченные вами при прочтении мысли автора, которые раскрывают позицию автора текста. Обращаю ваше внимание на подсказку, которая содержится в самом тексте. Уместно приводить аргументы, сопоставляя строки апостольского послания и произведения классиков о любви. Пропишите позицию автора, опираясь на текст. Один ученик выполняет это задание на интерактивной доске.Итог урокаОдин ученик печатает на компьютере в определенном порядке и форме те слова, которые называют одноклассники. Все это проецируется на интерактивной доске. В это время другой ученик на листе с прикрепленными сердечками пишет то же самое и вставляет лист в рамку для фотографий. Класс отвечает на вопросы учителя:- Назовите два определения ЛЮБВИ.- Три действия, которые она, по-вашему, совершает.- А теперь фразу – ваше отношение к Любви.- И, наконец, ваша ассоциация с Любовью – только одно слово.У нас получился синквейн.Читается синквейн. Ребятам демонстрируется фоторамка с их шедевром.Учитель: Итак, синквейн у нас получился. А получились ли заготовки к сочинению? Прочитайте, что вы записали в свои рабочие листы. Давайте послушаем тех, кто выполнял индивидуальные и групповые задания. Разделяете ли вы точку зрения выступавших ребят? Какая мысль одноклассников вам показалась интересной? Навела на личные размышления? Подводя итог нашего урока, скажите, к каким выводам вы хотели бы прийти в конце своего сочинения? Что такое любовь?Высказывания детей.Учитель: Можно ли эти заготовки назвать сочинением? И почему?Ученики: Нет, не хватает переходов. Сочинение – это связный текст. И все в нем должно быть объединено одной мыслью. Учитель: Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-размышление.​Светлана ТИТОВА, учитель русского языка, литературы и основ православной культуры средней школы №4 города Сызрани Самарской области, победитель XIII конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте