…Самое яркое детское воспоминание Любы – отец, читающий наизусть “Мцыри”. Музыка и страсть стихов великого русского поэта вошли в сердце и душу деревенской девочки навсегда. Маленькая, она была мечтательницей, и мир манил ее в тысячи мест. Ей иногда казалось, что настоящая жизнь протекает далеко от родного села, где-то там, в неизведанных городах и странах. А когда она там все-таки побывала, оказалось, что главное место на всей земле – это и есть ее село Хохорск в дальней сибирской глубинке. А учительство в Хохорской средней школе Боханского района, после окончания в 1972 году Бурятского педагогического института, – главное дело жизни, которому отдано тридцать пять лет. Двадцать из них Любовь Никитична Архинчеева – бессменный завуч.
Летели годы, менялись школьные директора, генеральные секретари и президенты, а учителем словесности в Хохорске оставалась изящная женщина с гордой высокой прической, всегда в элегантных костюмах, с задумчивым, внимательным взглядом и грудным поэтическим голосом.
Она первая, еще затемно, приходит в школу. С “нижнего Хохорска”, как говорят в деревне. Километра два в один конец, не меньше, вышагивает под небом, на котором еще можно различить звезды. Мысленно готовится к уроку. Литература в старших классах – это ее конек. Солнце Любовь Никитична увидит лишь бликами на партах и лучами в школьных окнах. Когда она придет домой, будет уже девять вечера. В школе идет фронтальная проверка, надо латать пробелы в расписании – учителя болеют гриппом, завтра школа отметит Сагаалган… При мысли о Сагаалгане на душе становится легко – праздник Белого Месяца, означающий начало нового года по восточному календарю и возрожденный совсем недавно, приносит гармонию на древнюю прибайкальскую землю.
В более чем столетней истории Хохорской школы бурятский язык изучали как бы лоскутами. До 1954 года это был обязательный предмет. А потом то вводили, то отменяли. Наконец, когда выросло поколение, уже не знавшее родного языка и оторванное от культурных корней, ввели вновь. Родиноведы отчаивались – дети учили бурятский язык со скрипом, тяжелее английского. Не было учебников, словарей, не было фильмов, газет, пластинок – в общем, не было языковой среды как таковой. В семьях родители бурчали: мол, обошлись же мы как-то в жизни без родного языка… Школа, учителя оказались единственными защитниками родника, питающего национальную культуру. Любовь Никитична вспоминает, как ездили в Обусинскую школу, привозили оттуда не только учебники, но и опыт. И вот уже второй год Хохорская школа работает по программе “Экологическое воспитание и образование в свете этнокультуры”.
Знакомясь с культурой бурят, татар, русских, дети изучают быт, традиции своего народа. Школы Боханского района объединены программой здоровьесберегающих технологий “Здоровое поколение”. В недельном расписании Хохорской школы – три урока физкультуры, и один час, по примеру обусинцев, отводится на национальные игры и виды спорта, изучение традиций, орнаментов. Вот и к Сагаалгану подготовились основательно. К наступлению года Черной Лошади ребята выучили красивые юролы – поздравления и благопожелания, а также ехор, многообразный национальный хоровод. Интересно, но популярность танцев растет: из 350 учеников почти седьмая часть посещает кружок хореографии, который ведет Адель Тарасовна Коняева. На концертах дети выступают вместе со взрослыми. У многих из ребятишек бабушки или дедушки, а то и родители поют и танцуют в фольклорном ансамбле Хохорска “Ургы”, что в переводе означает “радость”. Радость – это когда хохорским учителям говорят: “Ваши дети научились говорить по-бурятски без акцента!”
Хохорских учителей деятельно и энергично поддерживает заведующая районным отделом образования Ирина Геннадьевна Аржитова. Она только что вернулась из Улан-Удэ со съезда Всебурятской ассоциации развития культуры и убеждена: “Проблема изучения бурятского языка – острейшая! Ее надо поднимать на всех уровнях”.
В селе это хорошо понимают. К счастью, у руля местной власти двое выпускников школы, да еще каких. Николай Яковлевич Далбаев руководит предприятием “Россия”, Илья Иннокентьевич Башанов – местной администрацией. По-старому – председатели: колхоза и сельсовета. Крепкие, разумные, грамотные руководители, они всегда и во всем поддерживают школу. Николай Яковлевич недавно выделил пять тысяч рублей на пошив для школы новых национальных концертных костюмов. На бесплатной машине съездили в город – сто тридцать километров, не шутка! – купили тканей, отделки. Костюмы шьются в местном ателье, опять же за счет колхоза. Скоро школьные артисты удивят район и округ.
Но праздники приходят и уходят, а повседневные заботы сельского учителя не дают о себе забыть. Проза трудного быта, кажется, может убить любую поэзию. Рабочий день начинается еще дома, задолго до первого урока – надо накормить животных, протопить печь, принести воды и дров. Любовь Никитична держит на своем подворье двух коров и куриц – с более масштабным хозяйством управляться было бы просто некогда. Ее коллеги разводят, кроме коров-кормилиц, еще и свиней, овец, гусей. Деревенскому учителю без подсобного хозяйства просто не выжить. Домашняя скотина и свой овощ с огорода прокормили деревню в более тяжелые времена, кормят и сейчас… Благо колхоз хохорским учителям помогает всегда: кормами для домашнего скота – соломой, зеленкой, а также зерном обеспечивает на тех же льготных условиях, что и своих работников. Выписать мясо, мед – тоже не проблема. В хозяйстве имеется своя пасека.
…Урок – любимое дело Любови Никитичны. В глазах старшеклассников – отсвет мыслей и чувств, которые остро переживает она сама: “Идут разговоры, что часы литературы будут сокращать. Это неправомерно. В наше время, когда много… не сказать чтобы совсем грязи, литература защищает общество. Нельзя недооценить ее нравственный аспект. В школе это стержневой предмет. Мы в деревне еще держимся, и дети читают. Книг не хватает, но помогают учителя, у которых есть личные библиотеки”.
Она часами готова говорить о любимой русской поэзии, о своем кумире Лермонтове. “Ближе к Лермонтову стоят Блок, Есенин. Из писателей – Тургенев. Я их вижу в цвете. Лермонтов – темно-вишневый. Есенин – только что распустившаяся нежно-зеленая листва. Достоевский – черный. Толстой – серый с зеленоватым фосфорическим оттенком. Пушкин – ярко-желтый… Это чисто субъективные ощущения, интуитивные, но они мне помогают глубже понять великих мастеров слова. Мне же не дал Бог строить или постигать математику… Стихи на уроках читаю наизусть. Дети воспринимают их очень хорошо. В свое время на каждом уроке проводила поэтические пятиминутки”.
По наблюдению педагога, восприятие литературы современными детьми, конечно же, изменилось: “Сегодня уже не так радуются деду Щукарю, как двадцать лет назад. А в школьной программе появились имена Платонова, Солженицына”. В 1994 году, когда Солженицын приезжал в Иркутск, удалось побывать на встрече с ним в переполненном зале Дома политпросвещения и даже взять автограф. Когда-то приезжал в Хохорск известный иркутский писатель Марк Сергеев. Школьники изучают творчество знаменитых земляков – Валентина Распутина и Александра Вампилова, а также писателей и поэтов Бурятии.
На переменке разговариваем с одиннадцатиклассницами Ирой Болихаевой и Олей Байроновой, которые собираются пойти в педагогический: “Мы с радостью ходим на уроки Любови Никитичны. Она научила нас любить русскую поэзию, ценить ее… Ей не нравится, если кто-то просто списывает ответы с учебников. Она иногда шутит и говорит, что будет жить двести лет и учить наших внуков и правнуков…”
Вновь звенит звонок, и коридоры старенького двухэтажного здания средней школы затихают. Оно было построено в 1971 году хозспособом для восьмилетки и теперь устарело и физически, и морально. Катастрофически не хватает кабинетов.
Рано или поздно, школа будет возведена – все село и все окрестные деревни, откуда после начальной школы ребятишки приезжают учиться на центральную усадьбу, живут мечтой об этом. В нынешнем году, видимо, сдвинется с места и строительство дома для Любови Никитичны. По крайней мере председатель Далбаев пообещал и направил строительную бригаду. Старый дом, с низкими потолками и маленькими окнами, уже сыплется – когда-то, еще в старину, в нем валяли валенки. Свои жилищные условия завуч могла улучшить и раньше, но всегда в коллективе были учителя, которым, по ее мнению, это было нужнее, и она уступала предоставляемую квартиру. Так случилось несколько раз.
– Она все принимает близко к сердцу, первая прибежит на помощь и ребенку, и учителю. Ученики ходят к ней домой, и большой чайный сервиз всегда на столе. Человек, верный профессии и дружбе, – это слова заместителя директора по воспитательной работе Екатерины Гавриловны Протасовой.
Любовь Никитична в своей жизни совершила большой человеческий поступок: воспитала и выучила троих племянников – Фаину, Рашида и Лилию. Она не отдала их в детдом и заменила им мать… Младшая, Лилия, сегодня работает учителем русского языка и литературы в соседнем Укыре.
– Я не перестаю удивляться тому, что в наше время жесткого прагматизма и сухой рациональности Любовь остается человеком одухотворенным и романтичным, – сказала мне учитель истории Елизавета Карповна Кудрина.
“Мечтаю съездить к Лермонтову в Тарханы… оттуда хотелось бы к Толстому в Ясную Поляну, а там уж рукой подать и до Спасского-Лутовинова. В себе я чувствую и Обломова, и противоречивого Печорина, и до сих пор – Манилова, – говорит моя героиня. – Лично мне и денег, и всего хватает. Самое главное для меня – работа. С годами все больше постигаю мудрость: “Дорогу осилит идущий”. И остается всего одно слово – “надо”…
Элеонора КЕЗ
с. Хохорск,
Боханский район,
Иркутская область
Комментарии