Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Это тем более необходимо в современном стремительно меняющемся мире. Поэтому обучение навыкам исследовательского поиска – важнейшая задача современного учителя.
Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. А мы торопимся научить школьника тому, что сами считаем главным, часто не уделяя внимания его собственным исследовательским порывам. В итоге учебная деятельность превращается в скучную повинность.
На мой взгляд, главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способности самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. А любознательность является главным мотивом исследовательского поведения. Благодаря любознательности и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Таким образом, главная особенность исследовательского подхода, который я применяю на своих уроках географии и биологии, – это активизация обучения через задания исследовательского, творческого характера и передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности.
На уроках мы с ребятами учимся наблюдать, видеть проблему, выдвигать гипотезы, учимся давать определения понятиям, классифицировать, выделять главное, задавать вопросы. Очень важно задавать вопросы без негативного смысла.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы обычно начинаю со слова «почему». Например: «Почему листья на деревьях осенью желтеют?» Творческие вопросы, когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии. Например: «Что бы изменилось в мире, если бы…» Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Например: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?» Практические вопросы, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Благодаря вопросам учащиеся могут лучше разобраться в ситуации и взглянуть на нее под иным углом зрения.
Проблемой является всякая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет обстоятельного решения. Мы с учениками разработали «идеальный» метод решения проблем, так и назвали его – IDEAL. Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации.
Интересно, в чем проблема? Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы! Есть ли какие-либо подходящие решения проблемы? А теперь сделаем выбор! Любопытно, как это осуществить на практике?
Исследовательская деятельность, которую я организую на своих уроках биологии и географии, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу и мою работу как классного руководителя. Известно, что на уроке нам не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений, закономерностей. Логическим продолжением уроков у меня является курс проектной деятельности. Он предназначен для ребят, желающих заниматься исследовательской, проектной работой. Основными направлениями курса являются творческое развитие начинающих исследователей, совершенствование навыков самостоятельной работы, умения школьников приобретать опыт сотрудничества, работать с публицистическими материалами, аргументировать и рассуждать. Мои ученики успешно выступают со своими исследовательскими работами и проектами на конкурсах и конференциях окружного, городского и всероссийского уровней. Высокую оценку получили такие проекты, как «Быть вместе – наш выбор», «Дети и мультяшное воспитание», «Здоровье современного учителя» и многие другие.
Наблюдение и мониторинг результативности и качества обучения по моим предметам показывают положительную динамику. Мои ученики ежегодно принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников, Московской олимпиаде школьников, становятся победителями и призерами. Созданный мной экоотряд «Кедр» в рамках волонтерского движения принимает активное участие в различных мероприятиях, экологических акциях разной направленности, вовлекая в воспитательную работу всех участников образовательного процесса.
Галина ЦЫГАНКОВА, учитель биологии и географии школы №1542
Комментарии