Избежать конфликтных ситуаций невозможно – они являются нормальным сопровождением любого взаимодействия людей, если это взаимодействие действительно происходит и затрагивает живые чувства живых людей. Однако мы не всегда понимаем, как себя вести в ссоре и после нее, особенно если она затрагивает большое число людей и жизнь коллектива. Школа – это, несомненно, огромный сложный коллектив и живой организм, благополучие которого может быть нарушено длительными тлеющими конфликтами. Мы предлагаем новый подход к разрешению конфликтных ситуаций, называющийся восстановительным и активно развивающийся в образовательных учреждениях.Если два или несколько человек (не важно, какого возраста и статуса) оказались в конфликте, то какими могут быть варианты их действий? Как поступить и что делать? Рассмотрим наиболее типичные исходы.
Уход от конфликта, отказ от общения Эта стратегия поведения лежит на поверхности и абсолютно естественна, поскольку мы стараемся избегать людей, причинивших нам боль и ставших угрозой нашему благополучию. Многие поступают именно так, возводя между собой и другими участниками конфликта стену молчания и игнорирования, «изгоняя» их из своего мира. Но что делать, если при этом они вынуждены будут все равно встречаться изо дня в день, потому что работают в одном и том же трудовом коллективе, учатся в одном и том же классе? Заноза, лежащая на сердце поссорившихся и вынужденных теперь ежедневно обходить друг друга стороной людей, может ныть долгие годы и, как правило, становится спусковым крючком для начала новых конфликтов. Эмоциональное напряжение может выйти за пределы одного конкретного конфликта, в него втягиваются новые участники, ситуация накаляется вплоть до противостояния нескольких конфликтующих групп. Другой вариант развития конфликта при выборе стратегии игнорирования и замалчивания – тотальная изоляция члена коллектива, затронутого ссорой. И первый, и второй вариант в условиях образовательного учреждения значительно нарушают эмоциональный климат как всего коллектива, так и его отдельных членов. Конфликт разрушает отношения и мешает учебному процессу.Привлечение лица, наделенного властью В качестве фигуры, наделенной властью, в зависимости от контекста могут выступать разные люди: руководитель в трудовом коллективе, учитель или директор в образовательном учреждении, родитель в ситуации конфликта детей, судья в ситуации правонарушения. Облеченный властью человек выносит решение о том, кто прав, кто виноват, кого следует пожалеть, кого наказать, вменяет участнику конфликтной ситуации (одному или нескольким) полагающееся наказание, решает вопрос об исправлении (реабилитации) одного из участников, если это уместно и необходимо – например, направляет к психологу. Таким образом, властная фигура, разрешающая конкретный конфликт, активно берет на себя ответственность за его исход, забирая эту ответственность у конфликтующих сторон. В итоге получается, что участники так и не приобретают опыта ответственного и самостоятельного разрешения своего конфликта. Отношения между ними, как это обычно бывает, не восстанавливаются, ярлыки («злодей», «бедняжечка», «хулиган», «подлиза» и др.), наклеенные на них властной фигурой, могут остаться в восприятии окружающих на долгие годы и стать причиной закрепления паттернов в поведении. Конфликт, даже оказавшись внешне разрешенным, не становится точкой роста.Восстановительный подход к разрешению конфликтных ситуацийВ основе этого подхода лежит утверждение, что люди, оказавшиеся в конфликте, могут сами его разрешить, сами принять на себя ответственность за исправление ситуации. При этом совсем не важно, сколько им лет и обладают ли они особыми навыками и умениями. Ребенок, принявший осознанное и ответственное решение по поводу исправления ситуации, в которой он сам оказался, получает огромный ценный взрослый опыт, который пригодится ему потом в дальнейшей жизни. Взрослый, сумевший услышать и понять подростка, вместо того чтобы директивно сказать ему, что делать, навесить ярлык трудного, получает неоценимый опыт взаимопонимания и уважения, который может помочь ему смотреть другими глазами на то, что происходит вокруг него. Однако людям в конфликте часто сложно пойти друг другу навстречу, сделать самостоятельно первые шаги к примирению. Этому серьезно препятствует «кокон» эмоций, ставший наиболее заметным последствием ссоры. Из-за него участникам конфликтной ситуации сложно услышать и понять друг друга, посмотреть на ситуацию глазами другого. Поэтому нередко оказывается полезной помощь третьего лица, не включенного в конфликтную ситуацию и несущего функцию посредника. Этот посредник (медиатор) должен быть максимально нейтральным: он не осуждает, не защищает, не принимает решение о том, кто прав, кто виноват, не учит, не дает советов. Его задача – создать такие условия, чтобы стороны услышали и поняли друг друга, а также договорились о том, как они будут исправлять ситуацию. Только в этом случае ситуация окажется разрешена непосредственно ее участниками, отношения могут быть восстановлены, а стороны получат опыт ответственности и осознанности. В арсенале восстановительной медиации существует несколько форм разрешения конфликтных ситуаций.Если конфликтной ситуацией затронуты не больше трех-четырех человек, медиатор (нейтральный посредник) встречается отдельно с каждой из сторон, для того чтобы подготовить примирительную встречу. На такой предварительной встрече он помогает человеку снять эмоциональный кокон, более трезво взглянуть на ситуацию, а также выработать предложения по ее разрешению и сформулировать свои ожидания от других участников. Медиатор предлагает стороне участвовать в примирительной встрече, если уверен, что она будет соблюдать определенные правила. Эти правила просты: не перебивать, говорить по очереди, стараться относиться друг к другу с уважением, сохранять конфиденциальность. Затем, когда все стороны подготовлены к встрече (то есть расстались со своим коконом и подготовили предложения по выходу из конфликта), медиатор организует и проводит примирительную встречу, на которой помогает сторонам выслушать и понять друг друга, договориться о том, как будет разрешена их ситуация. Если в ситуацию конфликта втянуто большое количество людей (например, школьный класс или трудовой коллектив), используется другая форма работы, называющаяся кругом сообщества. Эта примирительная технология также требует предварительных встреч медиатора с участниками. ГОУ ЦППРиК «На Снежной» уже в течение трех лет реализует программы в рамках восстановительного подхода. Специалисты Центра создают условия для разрешения конфликтных ситуаций любой степени сложности, возникающие между школьниками, педагогами, педагогами и школьниками, родителями, родителями и педагогами, родителями и школьниками. По запросу любого участника образовательного процесса специалисты Центра проводят программы примирения, «круги сообщества». Центр создает, поддерживает и курирует в образовательных учреждениях СВОУО службы примирения. Надежда ЙОШПА, руководитель структурного подразделения «Методическое сопровождение Школьных служб примирения» Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «На Снежной»
Комментарии