Наша газета уже несколько раз писала о Московском казачьем кадетском корпусе имени Михаила Александровича Шолохова – школе-интернате № 7. Каждый раз был для этого существенный повод, просто в этом учебном заведении постоянно происходят очень интересные события. На этот раз мы приехали не просто в кадетский корпус, а в лучшую школу России, которая одержала победу в конкурсе инновационных ОУ в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Директор казачьего кадетского корпуса Михаил Данилович Шпиньков провел нас по классам, кабинетам, мы побывали в классе автомобильной подготовки, в учебной мастерской, где мальчишки мастерили что-то из дерева, в тренажерном зале, спальнях, красивых холлах, зашли мы в интеллект-центр, откуда можно выйти в интернет, в актовый зал, где можно смотреть кинофильмы. Конечно, нас восхитил музей истории казачества, где собраны казачьи костюмы (в том числе костюм и шашка казака Владимира Зотова – префекта ЮЗАО), подробно рассказано о зарождении казачества от Дикого поля до первых походов легендарного Ермака Тимофеевича, о его истории, в том числе об освоении Сибири и Дальнего Востока, участии казачества в наполеоновских войнах, в Отечественной войне 1812 года, русско-турецкой войне, в русско-японской, Гражданской, Великой Отечественной. Очень интересны экспозиции музея, рассказывающие о казачьем быте, казачьем курене. Попав в такой музей, сразу чувствуешь какую-то особую атмосферу, не случайно учащиеся казачьего корпуса проводят тут много времени. Особая атмосфера и в мемориальной комнате-музее Михаила Александровича Шолохова, которая была открыта в 2005 году к 100-летию со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии. Тут и фотографии из семейного архива Шолоховых, и одежда, личные вещи Михаила Александровича, его рукописи, книги. Кстати, в корпусе учится правнук Шолохова Павел Борисов.
Но, конечно, на этот раз нас интересовало то, что было в заявке, представленной казачьим кадетским корпусом на Всероссийский конкурс инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование». Ведь, по сути дела, корпус предъявил строгому жюри и экспертам содержание своей работы, они это содержание оценили высоко. Так что же было в ней, в этой заявке?
Как известно, Московский казачий кадетский корпус был открыт в 2002 году по инициативе и при активном участии потомственного казачьего полковника префекта Юго-Восточного административного округа В.Зотова и верховного атамана Союза казаков России А.Мартынова. Учредителем стал Департамент образования. 5 марта 2004 года по распоряжению Правительства г. Москвы кадетскому корпусу присвоено имя М.А. Шолохова. Кто претендует нынче на то, чтобы стать настоящим казаком? Социальный состав воспитанников разнообразен, ведь, кроме обучения и воспитания кадет, корпус решает еще и задачи по социальной защите и адаптации детей, находящихся под опекой, детей из социально незащищенных семей. Реализация этих задач стала возможной при формировании единого воспитательно-образовательного пространства. За несколько лет численность учащихся возросла практически вдвое: в 2002 году их было 121, теперь – 267.
Учебный процесс идет в режиме шестидневной недели, обучение – по государственным программам с учетом дополнительных образовательных программ для кадетских школ, при этом программа физической подготовки рассчитана на три часа в неделю и есть обязательный компонент – курс «Основы военной службы». Преподавание этого курса способствует поступлению в высшие военные учебные заведения, а также выполнению своего гражданского долга – службе в Вооруженных силах. Учебный процесс строится в тесной взаимосвязи с воспитанием у каждого кадета чувства любви к Родине, привитием общей культуры, расширением кругозора и интеллекта.
Педагоги широко используют как традиционные, так и современные образовательные технологии (информационно-коммуникативные, проектные, интеграционные, личностно-ориентированные, проблемно-развивающие). Новые формы организации учебного процесса ориентированы на социализацию и развитие гражданственности. Учитывая возрастающую потребность в овладении новыми коммуникативными технологиями, все педагоги корпуса закончили курсы «Основы информационных и коммуникационных технологий», а также повысили свою квалификацию на базе МИОО, каждый – по направлению своей педагогической деятельности. В корпусе практикуется проведение интегрированных уроков и мастер-классов. Например, в прошлом учебном году их темы были такими: «Николаевская железная дорога. Тема народа в творчестве Н.А. Некрасова» (интегрированный урок литературы и истории), «Характеры в истории, искусстве, жизни» (интегрированный урок истории, литературы, психологии, искусства), «Использование исторических источников в урочное и неурочное время» (мастер-класс с участием проректора МГПУ по науке, доктора педагогических наук С.Евтушенко и учителя истории Е.Николаевой).
Корпус успешно сотрудничает на договорной основе с МИОО, РАЕН, РАО, МГППИ, Национальным институтом социально-экономических технологий, Московским высшим военным командным училищем, МГПИ, в 2006 году Московский казачий кадетский корпус им. М.А.Шолохова стал ассоциированным членом Российского научно-педагогического объединения «Воспитательная система».
Учебные программы Кадетской школы-интерната имеют логическое продолжение в программах дополнительного образования.
Основная задача дополнительного образования – создать условия для самоопределения, самовыражения учащихся, развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей путем вовлечения их в разнообразную творческую деятельность.
Специфика дополнительного образования в кадетском корпусе определяется объективно существующей взаимосвязью с основным (базовым) образованием. Выстраивая занятия в рамках дополнительного образования, педагоги предоставляют каждому ребенку свободный выбор программы и видов деятельности в зависимости от интересов и склонностей, обеспечивают ему условия для самообразования и самореализации личности, помогая выстраивать ситуацию успеха.
Обязательными для кадет всех курсов стали строевая и огневая подготовка, конный спорт, плавание, этика, с 8-го по 11-й класс – автодело с последующей сдачей экзаменов по вождению в ГИБДД и получением водительского удостоверения при выпуске из корпуса.
Конечно, всегда хочется знать, к чему приводят педагогические усилия по обучению и воспитанию детей. В какой-то мере представление об этом дают результаты экзаменов. У корпуса уже был первый выпуск, Среди выпускников – 3 медалиста: золотой – Данила Смирнов, серебряные – Павел Кутузов и Иван Дейнека. Все 40 питомцев-выпускников поступили в вузы (причем без блата и помощи репетиторов), которые избрали в соответствии с полученными в корпусе ориентирами и предпрофильной подготовкой. 60% выпускников поступили на учебу в вузы силовых структур России. С каждым выпускником корпус поддерживает постоянную связь, а они передают нынешним кадетам свой опыт учебы. Впрочем, все кадеты учатся хорошо, старательно добиваясь с каждым годом все больших успехов.
В этом году конкурс на поступление в Казачий корпус был 25 человек на место, как в лучших университетах страны. Немалую роль играет не только хорошо выстроенный высококачественный процесс, но и то, что тут созданы очень хорошие условия для учебы и жизни. Есть учебный корпус с двумя спортзалами, тренажерный зал, учебная мастерская, кабинет автодела, два компьютерных класса, кабинеты химии, физики, биологии, географии, основ безопасности жизнедеятельности, лингафонный кабинет, два кабинета истории, два кабинета математики, три кабинета русского языка и литературы, три кабинета иностранного языка, кабинет основ военной службы, 16 учебных кабинетов оснащены мультимедийными установками, в кабинете истории установлена новенькая интерактивная доска. В двух спальных корпусах комнаты на двоих для старшеклассников и на 6 человек для малышей-пятиклассников с полным набором мебели и инвентаря, душевыми, кладовыми для личных вещей и обмундирования, бытовыми комнатами, сушильными, комнатами для досуга, здесь есть медицинский и стоматологический кабинеты, кабинет психологической службы, библиотека с читальным залом и книгохранилищем. А еще корпус располагает центром дополнительного образования, в котором расположены актовый зал на 300 мест, большой танцевальный зал, кабинеты для индивидуальных творческих и спортивных занятий, спортивный городок с тремя спортивными площадками и гимнастическим городком, строевой плац, полоса препятствий. Кадеты-казаки участвуют в летних и зимних сборах в лагере «Патриот», где отрабатывают основы военной службы, им в этом помогает 45-й полк особого назначения Министерства обороны России, а также Президентский полк.
Важное значение в воспитательной работе, которую ведут преподаватели корпуса, придается расширению кругозора кадет, формированию у них исторической памяти о героических страницах России, воинах-казаках, защищавших рубежи и интересы нашей страны. Как поощрение за особые успехи в учебе для группы кадет была организована экскурсия по местам боевой славы времен суворовского похода через швейцарские Альпы с посещением Музея истории казачества России в Париже, Музея генералиссимуса А.Суворова на Готардском перевале в Швейцарии. В 2006 году в рамках музейной работы была организована поездка на Дон по шолоховским местам. Регулярно проходят в корпусе встречи с представителями различных профессий: с офицерами Академии Федеральной службы безопасности, Академии Федеральной службы охраны, УВД Юго-Восточного округа, Московского военного общекомандного училища, Военного университета Министерства обороны РФ, Академии ракетных войск специального назначения им. Петра Великого, Военно-медицинской академии, с офицерами 45-го полка специального назначения ВДВ, академии Генерального штаба ВС РФ и многих других. В корпусе считают очень важной работу по профориентации. Причем психологическое сопровождение направлено не на выбор конкретной профессии, а на создание внутренних условий профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способности опираться на себя, то есть отношения к себе как к субъекту собственной жизни и умение осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий. Налицо положительная динамика значимости военной профессии, в результате многие выпускники выбирают в дальнейшем военное поприще.
Учитывая специфику обучения и воспитания, в кадетском корпусе создан обучающий курс «Военная психология», дающий возможность всем кадетам познакомиться со своей индивидуальностью, возрастными особенностями, с познанием своего характера, способностями, изучить себя как личность, определиться в выборе будущей профессии, найти свое место в жизни и мире.
Успешная деятельность в рамках организации воспитательно-образовательного пространства имеет позитивные результаты. Кадетский корпус активно участвует в спортивной, научной и художественной жизни ЮВАО и Москвы. Неоднократно кадеты корпуса занимали первые и призовые места в предметных олимпиадах, в спартакиадах среди кадетских образовательных учреждений, а также в проводимых смотрах-конкурсах и фестивалях детского и юношеского творчества, а по таким направлениям, как спорт, патриотическое воспитание, учеба и художественное творчество, кадетский корпус среди кадетских образовательных учреждений Москвы занимает исключительно первое место начиная с 2004 года. На счету кадет победы в зимних и летних спартакиадах, городских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта в 2005 и 2006 годах, первое место и специальный кубок на Всероссийской спартакиаде кадетских образовательных учреждений, которая проходила в Анапе в прошлом году.
В 2007-2008 учебном году Московскому кадетскому казачьему корпусу предстоит пройти через аналитико-разработческий этап реализации программы развития, который предусматривает:
– Разработку учебных планов по управленческому профилю (основы экономики, менеджмент, маркетинг) и плана системного конструктивного взаимодействия кадет корпуса с окружающим социумом.
– Работу по интеграции учебных дисциплин и формированию системности в единстве базового и дополнительного образования, информатизации и управлению образовательным учреждением с применением ИКТ.
– Деятельность по созданию условий для психолого-социально-педагогической поддержки и совершенствованию учебно-материальной базы.
Информация к сведению
Московский казачий кадетский корпус – победитель VI Всероссийского конкурса «100 лучших организаций и учреждений, России» в номинации «За стабильную эффективную деятельность».
За высокие показатели в учебе, спорте и воспитании он награжден Почетным знаменем Департамента образования г. Москвы.
Он занял место в городском смотре-конкурсе на лучшую учебно-материальную базу, получил первое место и специальный кубок Фонда Героев Советского Союза и России в конкурсе на лучшую организацию патриотического и гражданского воспитания.
В 2006 году на конкурсе «Учитель года Москвы» в финал вышла учитель истории Елена Николаева, а в 2007 году – учитель истории Татьяна Малюк.
Учитель истории Елена Николаева стала победителем национального проекта «Образование» 2007 года
Комментарии