Управление эффективно только там, где есть четко поставленные задачи, намечены пути их решения, определены сроки и контроль за их выполнением. Без этого простого правила никакой процесс не пойдет. К сожалению, процесс образовательный, которым все мы занимаемся, имеет много составляющих. И есть среди них основные, а есть вроде бы второстепенные. Над основными мы работаем постоянно: получаем в вузах соответствующие специальности, обновляем методики, уточняем инструкции. А в какой-то момент вдруг обнаруживаем, что важнее всего сейчас как раз то, что считалось второстепенным: настроение учителей, рабочий тонус. И нет инструкций по производству общего счастья, и никаких инноваций, обеспечивающих взрыв творческой энергии, радости, высоких достижений. А без всего этого растить успешных творческих людей невозможно.
Слишком многое в воспитании зависит от образцов, от того, что дети не только читают и учат, но видят и чувствуют, улавливают в интонациях своих наставников. Поэтому не устаю повторять: ученики – наше отражение. И школа у нас такая, какие в ней учителя и какая администрация. А дети учатся и ведут себя так, как позволяют им вести себя взрослые. Не стоит обижаться на общество, на телевизионные передачи и фильмы, если в них вдруг обнаруживается неуважение к учителю, к школе. Стоит постараться беспристрастно взглянуть на себя, на своих коллег.
Требуя от детей дисциплины и подтянутости, мы должны прежде всего проанализировать, насколько дисциплинированы сами учителя. Когда они приходят на работу? С какой подготовкой, в каком настроении? Как выглядят?Во многих кабинетах у нас в школе висят зеркала. Эта идея появилась у меня не вдруг. Люблю зеркала. Мы оформили ими кабинет домоводства в первом, старом, здании еще в 90-м году. Помещений не хватало, и я вела свои уроки и семинары именно в кабинете домоводства, невольно наблюдая за собой в зеркале. Через некоторое время обнаружила, что стараюсь не только хорошо выглядеть, но красиво говорить, не срываться на крик, одним словом, блюсти себя! До чего же просто: повесьте зеркала на противоположной от учительского стола стене – и многое в школе изменится.
Проверено, что остроумные капустники, удачные выступления на наших корпоративных педагогических праздниках обязательно отражаются на уровне праздников, которые проводятся в детских коллективах. Если шутливые стихи и песенки звучат на дружеских встречах учителей, эпидемия сочинительства начинается и в среде воспитанников. Так что сохранение хорошего настроения, поддержание высокого тонуса в учительском сообществе – забота для администрации такая же обязательная, как контроль за качеством знаний и дисциплиной.
А способы, наверное, у каждого руководителя свои. У нас, например, заместитель директора по воспитательной работе – он же «министр счастья» – может появиться на педагогической конференции с гитарой. Рабочим инструментом считается улыбка. Комплиментами непременно отмечаются удачные прически, продуманный костюм. Таких «мелочей» много. Из них и складывается стиль отношений, которым мы дорожим.
Комментарии