search
main
0

«Люблю ершистых». Мастер спорта предпочитает работать с трудными подростками

Счастливого человека можно определить по глазам, особенно если это ребенок. Когда я переступила порог Красногородской школы-интерната «Агрошкола» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимость объяснять, как здесь живется детям, отпала сама собой. На меня смотрели десятки глаз без той болезненной детдомовской затравленности, которую мне приходилось замечать, посещая подобные учреждения. Конечно, судьбы этих детей не из легких, поэтому они требуют особых душевных вложений для того, чтобы жизнь ребят влилась в нормальное социальное русло и не стала достоянием невеселой статистики, посвященной сиротам. Эту задачу помогает решать и созданный при школе велотуристский клуб, в котором ребята могут не только получить спортивный разряд, но и обрести нечто большее – новый смысл жизни.

Это целый мир, состоящий из школы, большого подсобного хозяйства, мастерских, спального корпуса, столовой и помещения для велотуристского клуба. Директор «Агрошколы» Николай Михайлович Петров работает здесь уже четверть века. В прошлом – воспитанник этого интерната, он знает, как сделать так, чтобы дети чувствовали себя комфортно.

«Как только открылась наша школа-интернат в 1944 году, сразу после освобождения этих мест от фашистов, в ней было налажено сельское хозяйство: выращивали овощи, содержали скот, – рассказывает Николай Михайлович. – С тех пор традиция заниматься земледелием и животноводством сохранилась. У нас около двухсот гектаров земли, сорок пять голов крупного рогатого скота, около ста свиней, поэтому сейчас мы стали называться «Агрошколой». Наши мальчики, выходя из школы, кроме аттестата о среднем образовании получают права тракториста широкого профиля и водительские права категории А и В. За счет дополнительных часов введены агротехника, основы животноводства и выращивание овощных культур».

Большое хозяйство при школе обслуживает специальный персонал, ученики ему только помогают, когда приходят на практические занятия. Молоко, мясо и выращенные овощи идут на питание воспитанников.

Ученики школы-интерната – это сироты из Псковской области, дети родителей, лишенных родительских прав. Есть и «социальные» дети – те, у кого возникли серьезные социальные проблемы в семье: родители-переселенцы, безработные.

«Мы поддерживаем с ребятами тесную связь и после окончания школы, – продолжает директор. – Во-первых, выдаем продукты на неделю, когда отвозим их в учебное заведение, в которое они поступили. Это, конечно, небольшое нарушение правил, но мы понимаем, что детям нужно обустроиться и деньги на еду, предусмотренные государством, они вряд ли получат в день приезда. Потом поддерживаем связь с этими учебными заведениями, интересуемся успехами своих выпускников. На каникулы некоторые из наших воспитанников приезжают к нам немного отдохнуть.

Мне кажется, страшные цифры статистики по выпускникам детских домов не соответствуют действительности. Я сужу по нашему интернату. За прошлый год из сорока наших выпускников двадцать два поступили в техникумы, семеро – в вузы, остальные – в ПТУ. Нас критикуют за то, что мы часто направляем детей в техникумы и вузы: сейчас в стране не хватает квалифицированных рабочих. Но мы считаем, что и у этих детей должны быть разнообразные возможности».

Расширить возможности воспитанников интерната помог и открывшийся при школе в 2003 году клуб «Юный динамовец». Будущему руководителю клуба Геннадию Поздышеву директор предложил заняться с детьми пешеходным туризмом. Но мастер спорта рассудил, что этого мало, и решил создать для ребят нечто необычное, интересное, что могло бы их «зацепить».

Интерес – главный двигатель в жизни самого Геннадия Борисовича. Поэтому его жизнь похожа на цепь непредсказуемых виражей. В юности он стал кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике, выступал в составе сборной Казахстана. А после армии увлекся велосипедным спортом, хотя для профессионального спорта был уже «староват»: исполнилось 22 года. На первых соревнованиях сразу завоевал второе место, получил разряд КМС, минуя все предыдущие спортивные разряды. Попал в сборную Казахстана, стал мастером спорта, а потом в 25 лет женился и, закончив спортивную карьеру, начал работать тренером по велоспорту в детской юношеской спортивной школе. Вскоре убедил начальство открыть школу олимпийского резерва в Алма-Ате. После политических событий конца 80-х – начала 90-х годов с семьей перебрался к сестре в Псковскую область, деревню Лукино, завел хозяйство, начал преподавать физкультуру в сельской школе. Когда школу закрыли, ушел в бизнес, но вскоре снова решил вернуться на педагогическую стезю.

«Когда я пришел в интернат, – вспоминает Геннадий Борисович, – тут уже был небольшой процент ребят, увлеченных спортом, моя задача заключалась в том, чтобы увлечь остальных. Ведь практически все мальчишки и девчонки хотят прокатиться на велосипеде. А с помощью велосипеда можно многие задачи решить: и воспитательные, и оздоровительные. Старался брать в первую очередь тех, кто состоит на учете в милиции, курит, убегает из интерната. Не скрою, чем сложнее, ершистее ребенок, тем интереснее мне с ним работать. У детей-сирот часто развивается потребительская позиция: мне все должны. Они колючие, как ежики, не подпускают близко, не доверяют. Сейчас в моде воспитывать в детях индивидуализм, но я думаю, что коллективистские методы воспитания себя не изжили, они по-прежнему актуальны. В мой клуб дети приходят сами – многих привлекают скоростные байки, так называют горные велосипеды, которые для Красногородска – настоящее чудо».

Еще Геннадий Борисович преподает ЛФК – лечебную физкультуру. Решил заняться ей, когда понял, что дети приходят в клуб в основном с проблемами в здоровье и, выбирая нагрузки на занятиях, нельзя полагаться только на свою интуицию. Поэтому окончил курсы по адаптивной физической культуре, а потом по лечебной. Часто ему приходится работать над искривлением позвоночника, над плоскостопием. «Я стараюсь понять историю, первопричину болезни: наследственная она или приобретенная, отсюда вывожу и способы лечения. У нас есть ученик Сережа Дегтерев, еще недавно он из-за астмы на второй этаж без специальных препаратов не поднимался. Я испробовал самые разные системы лечения, но ничего не помогало. Совершенно случайно из газеты узнал об октавном методе, поехал к его изобретателю – директор интерната не пожалел денег на командировку – и записал методику лечения на кинокамеру. Его основа – специальное пение по октавам, в результате которого происходит задержка дыхания, она удивительным образом лечит астму. Мальчику эта система лечения очень помогла, он даже стал чемпионом области по спортивному ориентированию на массовых соревнованиях «Российский азимут», которые проходят в Пскове».

Кстати, из 22 членов клуба, которые участвовали в соревнованиях в прошлом году, шестеро стали призерами. А три человека получили премии по 30 тысяч рублей, среди них и Сережа Дегтерев.

Геннадий Поздышев тоже не отстает от своих воспитанников: в минувшем году он победил в областном конкурсе для педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», одним из организаторов которого был обком профсоюза. А в 2005 году «Агрошкола» выиграла Всероссийский смотр-конкурс «Динамо» – детям России», посвященный постановке физкультурной и спортивно-оздоровительной работы среди детей и подростков.

Сегодня в «Юном динамовце» занимаются более 70 ребят. Геннадий Борисович поддерживает связь с детской комнатой милиции, ведет статистику: сколько новичков, пришедших в клуб, поставлено на учет, кого потом сняли с учета, а таких после регулярных тренировок в клубе оказывается подавляющее большинство.

В клубе ребята занимаются велотуризмом, спортивным ориентированием и техникой пешеходного туризма. Каждую неделю вне зависимости от времени года члены клуба делают хотя бы один выезд на трассу. Такая сбалансированная система тренировок позволила многим воспитанникам получить спортивные разряды. В клубе проходят обязательные теоретические занятия, а практика более разнообразна. Часто ребята сами выбирают, чем сегодня займутся: будут играть в футбол или в регби на коленках. Это ноу-хау Геннадия Борисовича: обычное регби, но игроки не бегают, а передвигаются на коленях. Такая игра менее травмоопасна, и для нее требуется меньшее пространство. «Но суть не в том, чтобы развлекать ребенка, а в том, чтобы увлечь. И на этом увлечении сформировать потребность в самосовершенствовании: физическом, интеллектуальном, нравственном», – подчеркивает педагог.

Особая пора для клуба – летние каникулы. Ребята ежегодно выезжают в различные туристические лагеря и обязательно разбивают палаточный лагерь на озере Волхво в Пушкиногорском районе Псковской области. Там члены клуба отдыхают целый месяц: живут в палатках, сами готовят пищу, тренируются, купаются. Оттуда отправляются в так называемые звездные велопоходы: едут в Пушкинские горы на могилу великого поэта, посещают другие музейные комплексы и известные места области. Это уже не просто тренировки, такие походы воспитывают, открывают детям культуру и историю родного края.

Конечно, столь интенсивные занятия требуют много времени, физических и душевных сил, но, по мнению Геннадия Борисовича, это единственная возможность сохранить клуб в работоспособном состоянии и «не растерять» детей:

– С этими ребятами нужно заниматься постоянно, иначе клуб распадется, я им и за папу, и за маму, и за дедушку, и за бабушку. Давно понял, что нельзя любить все человечество, нужно любить конкретного ребенка, человека, а любовь доказывается делами. У меня еще стоят «в заначке» 12 велосипедов в масле, то есть абсолютно новых. Значит, место в клубе для новых трудных подростков есть.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте