search
main
0

Любите шепелявых, любите конопатых

Уже со школьной скамьи я твердо знала, что буду учителем. Вопрос лишь стоял, какой выбрать предмет. Мне были близки история, литература, интересна и работа с малышами. Моя мама тоже учитель начальных классов. У нас часто бывали ее коллеги. Я видела, насколько это интересные, умные люди.

Когда мы, студенты, делали свои первые школьные шаги, у меня нередко возникали вопросы: «А как бы проще, доступнее донести тот или иной материал, тему, чтобы это не было для детей в тягость, чтобы учение шло легко? Какие нотки души необходимо затронуть, чем увлечь малышей, зажечь «огонь желания к познанию»?

В наше время, когда на первое место выходят мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность, перед учителем ставится глобальная цель – учить адаптироваться в жизни.

Каждый ребенок неповторим, но у кого-то способности проявляются раньше, у кого-то позже. Своевременно разглядеть искорку, развить – вот, наверное, самое важное дело учителя. Многие жизненные проблемы взрослых начались в детстве – не заметили, не нашли нишу успешности, и вот она – низкая самооценка, неуверенность в себе, неумение найти достойное место в жизни.

Дети разные. Любить их – шепелявых, конопатых, чумазых, непослушных – значит уметь понимать, помочь им развиваться, не обезличивать, работая на «середнячка», быть объективным и справедливым в оценочных суждениях.

Я глубоко убеждена, что хорошее образование базируется на доверии к заложенной в каждом ребенке тяге к духовному росту, акцентирует внимание на спонтанности и самостоятельности развития ученика, подводя ребенка к встрече с самим собой, но другим.

Даже не осознавая того, все мы ежедневно участвуем в межкультурной коммуникации, поскольку наше общество состоит из множества различных субкультур: социальных, возрастных, этнических, религиозных. И очень часто конфликтуем, испытываем «культурный шок» – от нового, другого, странного, непонятного. А причина проста: наша собственная культура задает определенную схему для понимания мира, поэтому мы рассматриваем обычаи своей группы как универсальные, нормы, роли и ценности как безусловно верные и приемлемые. И вдруг – столкновение с другими ролевыми моделями и стилями жизни, в которых на многие вопросы есть другие ответы.

Исходя из этого, формулируется важнейшая цель современного образования – научить уважению и пониманию природы других людей, их интересов и мнений, чужих культур, ценностей и верований.

Обучение анализу и принятию других, иных ценностей и смыслов осуществляется на основе модели диалога культур. Это путь к формированию диалогового, креативного мышления, ведь сравнивать и выбирать – значит творить.

Я живу и работаю в национальной республике, где диалог культур – коми и русской – составляет само естество всей общественной жизни и очень гармонично вписывается в содержание образования. Изучение регионального компонента способствует формированию у моих учеников, даже самых маленьких, нового стиля мышления – гибкого, масштабного, толерантного, креативного.

Этнопсихологи утверждают, что дети, обучающиеся в поликультурной, насыщенной, изменчивой среде, приобретают значительный опыт культурных контактов, а значит, имеют в своем арсенале больше возможностей преодоления жизненных проблем.

Так культурно ориентированный подход смыкается с компетентностным подходом в образовании.

Но конечная цель образования и, смею надеяться, моей педагогической деятельности – помочь человеку (и маленькому, и большому) стать самим собой, раскрыться.

Дотянуться бы хоть чуток до этой высоты…

Анна ТИТЕНКОВА, учитель начальных классов выльгортской СШ №1, учитель года Республики Коми-2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте