Уже со школьной скамьи я твердо знала, что буду учителем. Вопрос лишь стоял, какой выбрать предмет. Мне были близки история, литература, интересна и работа с малышами. Моя мама тоже учитель начальных классов. У нас часто бывали ее коллеги. Я видела, насколько это интересные, умные люди.
Когда мы, студенты, делали свои первые школьные шаги, у меня нередко возникали вопросы: «А как бы проще, доступнее донести тот или иной материал, тему, чтобы это не было для детей в тягость, чтобы учение шло легко? Какие нотки души необходимо затронуть, чем увлечь малышей, зажечь «огонь желания к познанию»?
В наше время, когда на первое место выходят мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность, перед учителем ставится глобальная цель – учить адаптироваться в жизни.
Каждый ребенок неповторим, но у кого-то способности проявляются раньше, у кого-то позже. Своевременно разглядеть искорку, развить – вот, наверное, самое важное дело учителя. Многие жизненные проблемы взрослых начались в детстве – не заметили, не нашли нишу успешности, и вот она – низкая самооценка, неуверенность в себе, неумение найти достойное место в жизни.
Дети разные. Любить их – шепелявых, конопатых, чумазых, непослушных – значит уметь понимать, помочь им развиваться, не обезличивать, работая на «середнячка», быть объективным и справедливым в оценочных суждениях.
Я глубоко убеждена, что хорошее образование базируется на доверии к заложенной в каждом ребенке тяге к духовному росту, акцентирует внимание на спонтанности и самостоятельности развития ученика, подводя ребенка к встрече с самим собой, но другим.
Даже не осознавая того, все мы ежедневно участвуем в межкультурной коммуникации, поскольку наше общество состоит из множества различных субкультур: социальных, возрастных, этнических, религиозных. И очень часто конфликтуем, испытываем «культурный шок» – от нового, другого, странного, непонятного. А причина проста: наша собственная культура задает определенную схему для понимания мира, поэтому мы рассматриваем обычаи своей группы как универсальные, нормы, роли и ценности как безусловно верные и приемлемые. И вдруг – столкновение с другими ролевыми моделями и стилями жизни, в которых на многие вопросы есть другие ответы.
Исходя из этого, формулируется важнейшая цель современного образования – научить уважению и пониманию природы других людей, их интересов и мнений, чужих культур, ценностей и верований.
Обучение анализу и принятию других, иных ценностей и смыслов осуществляется на основе модели диалога культур. Это путь к формированию диалогового, креативного мышления, ведь сравнивать и выбирать – значит творить.
Я живу и работаю в национальной республике, где диалог культур – коми и русской – составляет само естество всей общественной жизни и очень гармонично вписывается в содержание образования. Изучение регионального компонента способствует формированию у моих учеников, даже самых маленьких, нового стиля мышления – гибкого, масштабного, толерантного, креативного.
Этнопсихологи утверждают, что дети, обучающиеся в поликультурной, насыщенной, изменчивой среде, приобретают значительный опыт культурных контактов, а значит, имеют в своем арсенале больше возможностей преодоления жизненных проблем.
Так культурно ориентированный подход смыкается с компетентностным подходом в образовании.
Но конечная цель образования и, смею надеяться, моей педагогической деятельности – помочь человеку (и маленькому, и большому) стать самим собой, раскрыться.
Дотянуться бы хоть чуток до этой высоты…
Анна ТИТЕНКОВА, учитель начальных классов выльгортской СШ №1, учитель года Республики Коми-2005
Комментарии