search
main
0

Любите Россию, дорогие мои ребята! Просто сказать это детям недостаточно

​«Если вы любите Россию, вы будете рваться служить ей», – уверял Николай Гоголь. Прочитала замечательные слова великого писателя и в порыве решила написать, как я их понимаю. Тем более мне было легко раскрыть свои мысли, обнажить душу, которая переполнена любовью и преданностью к моей Родине. К тому же, на мой взгляд, это важная составляющая часть воспитания детей, моей работы.

Я люблю Россию! Люблю ее такой, какая она есть: со всеми недостатками, плохими дорогами, сырую и холодную, неприкаянную, но родную, а главное – свободную! Независимую и смелую! Гордую и великую! Мою Россию!А в чем же суть этой любви? Ведь можно постоянно повторять эту фразу, не задумываясь о смысле, не прикладывая усилий. На мой взгляд, надо стараться для своей страны на своем месте, там, где трудишься.Я учитель. Работаю в школе, работаю с детьми. Требуются большая отдача, большая подготовка, любовь, понимание и вера.Это каждый день, каждый год – всю жизнь. Так я и работаю большую часть жизни, по-другому не могу, потому что так работали мои деды и прадеды, мои родители, которые познакомились на фронтах Великой Отечественной войны и, вернувшись, продолжали трудиться с полной отдачей до последних минут жизни.Я работаю и завещаю своим детям любить Россию и делать все для ее величия, совершенства и благополучия. Своим детям – это тем, кто рядом со мной, кого я учила и учу, кто встречает меня и с теплотой во взгляде рассказывает о своей жизни, своем труде.Оказалось, что недостаточно просто сказать детям: «Любите свою Родину! Любите Россию!» Оказалось, что это каждодневный кропотливый труд – объяснить, что это такое. Для начала предложила написать мини-сочинение, взяв за основу слова Гоголя. Что получилось, можете судить сами, но было много неожиданностей. Конечно, ведь кроме слова учителя есть слово родителей и множество информации, которую дети получают извне.«Я не понимаю, что значит любить Родину. Я люблю своих друзей, кошку Мурку и кота Ваську. Я согласна, что Россия большая и красивая страна, но есть и другие красивые страны. Даже если бы я родилась в Грузии или Норвегии, то я все равно любила бы только близких и родных».«Я не очень понимаю, зачем надо рваться служить России, можно обойтись без этого».«Совсем не обязательно любить Родину, разве мало вокруг того, что хочется любить?»Сначала задумалась: «Что я делаю не так?» Но, прочитав разные мнения, я не отчаялась, а наметила план действий. Хорошо, что они так раскрылись передо мной, значит, доверяют, значит, есть над чем работать, определиться и попытаться направить поток мыслей и чувств по верному пути. Это не значит сломать, навязать и заставить. Это значит объяснить на своем примере и на примере тех, кто искренне чувствует и делает много для нашей страны, для России.«Родина – это то место, где родился человек. Родина вызывает приятные чувства. Каждый дорожит своей Родиной, и совсем не важно, какая она: маленькая или большая, скромная или роскошная, но каждый любит ее всей душой».«Я буду делать все, чтобы будущее поколение ценило, уважало и защищало нашу Россию, и сама приду на помощь и спасу ее, как это сделали люди во время Великой Отечественной войны».«Любовь к Родине определяется не количеством слов, сказанных в ее адрес, а количеством дел и поступков, совершенных во благо своей страны. Надо продвигать свою страну вперед».«Я согласен с Николаем Васильевичем Гоголем, что надо рваться служить России, потому что она тебя кормит, учит, содержит, и надо ответить взаимностью. Служить России – большая честь, поэтому, учась в кадетском классе, ты уже становишься на путь службы своей Родине».«Я живу в великой стране, где у людей есть сила духа, стойкость, упорство и преданность России».Как трудно воспринимают современные школьники прописные истины прошлого – заветы наших предков: быть патриотом – это всей душой любить жизнь, людей, которые рядом, быть терпимым и понимающим, любить свою землю и помнить о своих корнях, роде, верить в добро, быть честным и преданным. И в то же время дети тянутся к светлому, пытаясь для себя открыть «забытые» понятия прошлого:«Честь для меня – это доверие, которое можно потерять или приобрести. Честь потерять очень легко, а вот заслужить и хранить – сложно. Честь – это цена, если ты знаешь цену самому себе, то ты ее не потеряешь. Честь – это твое достоинство». Ксения Белова«Честь – это духовное достоинство, выработанное временем и силой духа. Честью можно считать независимость и гордость». Влад Абдурахманов«Люди, которые являются образцами чести, никогда не врут, говорят правду, какая бы она ни была, они всегда держат свое слово. Честь – это высокий уровень отношений, которого мы достигаем в течение всей жизни». Полина Гоголева«Преданность – это чувство, заложенное в каждом сердце, в каждой душе. Преданность – это не служение кому-либо, это взаимное чувство, преданность между кем-либо высказывается моральной и физической поддержкой, братским чувством, чувством свободы, ответственностью перед Родиной, своей семьей. Преданность дает силу видеть в человеке только хорошее, яркое, красивое». Эрик ХекоянМне вспомнились все эти выдержки из прежних сочинений, написанные ребятами в шестом и седьмом классах, но с взрослением произошла переоценка ценностей, и взгляды поменялись. Те дети, которые искренне готовы были на многое для других, вдруг погрязли в спорах с одноклассниками и сарказме по любому поводу. Я понимаю, что это временно, связано с возрастными изменениями, но все же…«Я очень люблю свою страну, если даже просто произношу слово «Россия», то сердце наполняется любовью, чувствуются свобода и счастье, что это моя Родина».«Мы любим Россию, ведь это наша жизнь, и мы никогда не предадим нашу родную и самую лучшую в мире страну».После чтения сочинений появилась горечь от того, что столько стараний, терпения, выдержки понадобилось за эти годы совместной учебы (я считаю совместной, потому что тоже многому учусь у ребят, и по-другому быть не может), казалось, что все пошло насмарку. Но заложенная во мне черта никогда не сдаваться помогла преодолеть хандру и снова возродиться. Последние два урока – литературные композиции были посвящены дружбе и памяти: «Я друзей соберу. Москва – Дербент», «Москва. Письма с фронта. Память!».Тема дружбы, объединившая всех, связана с книгой Расула Гамзатова «Берегите друзей», которая была подарена мне на форуме русского языка в Дагестане. Желание организовать такой урок появилось сразу же после прочтения первых строк:Люди, я прошу вас, ради бога,Не стесняйтесь доброты своей.На земле друзей не так уж много:Опасайтесь потерять друзей!Тема памяти тоже объединяет всех, потому что связана с ушедшими от нас ветеранами Великой Отечественной войны, с Бессмертным полком 9 Мая, в котором участвуют люди по велению сердца, совести, идущие в одном строю. Этот строй лишний раз доказывает, что только вместе мы, объединенные любовью и верой, можем выстоять на благо нашей Родины, нашей России. Этот строй воспитывает молодежь в большей степени, чем любые организованные мероприятия, и он ценен тем, что дети шагают вместе с родителями, со своей семьей. Каждый год вливаются новые участники, новые семьи, жаль только, что ветеранов становится все меньше и меньше. Но зерно, брошенное в землю, должно дать результат, и я верю, что этот Бессмертный полк будет шагать вечно.Одно дело – уроки, посвященные памяти о войне, закончившейся 70 лет назад, а другое дело – гибель и боль детей в Украине сейчас, в наше время. Урок «У войны не детское лицо» заставил сопереживать и сочувствовать, испытать боль и беспокойство за судьбы людей.«Дети войны. Я считаю, что так называют их из-за сложной судьбы. Это личности, пережившие страшные вещи. Война не щадит никого, война – это проклятие. Мы обязаны поддержать детей Донбасса, чтобы они не дрогнули!» Влад Абдурахманов, 7-й класс«Воспитание сострадания и чувства боли за других людей – важная составляющая часть личности человека. У страны, где боль, особенно детскую, воспринимают их сверстники, есть будущее. Спасибо за уроки, которые вселяют надежду, что будущее страны будет светлым и прекрасным». Учитель биологии Светлана БеликоваЧто же делать? В первую очередь не опускать руки, не останавливаться, а продолжать путь в нужном направлении. Тема толерантности, дружбы, сострадания, гражданской позиции должна быть приоритетной, независимой, важной на уроках русского языка и литературы. Через картины художников, используя их опыт, произведения писателей и поэтов необходимо показать величие России, ее целостность, независимость и многонациональность. Проявление терпения, сострадания, человечности и доброжелательности должно лечь в основу воспитания детей.Доброжелательность – это открытость характера и готовность поделиться духовным и материальным, это способность нести добро другим людям, принимать их такими, какие они есть, а не делить на хороших и плохих, друзей и врагов.Доброжелательность дает радость от общения, возможность проявить лучшие черты своего характера, уверенность в лучшем будущем, энергию для добрых дел и благородных начинаний, свободу от разрушительного человеконенавистничества, открытость новым людям и новым событиям.Хочется привести слова Дмитрия Сергеевича Лихачева, который очень мудро обращался к молодежи: «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели. Русская история в прошлом – это история бесконечных испытаний, несмотря на которые народ сохранял и достоинство, и доброту. Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое дело, свою семью». Хочется добавить, что это и есть любить свою Родину, свою Россию.Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература. Художественная литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания духа дружбы, взаимопонимания, чувства толерантности среди людей разных национальностей, религиозных конфессий, социальных слоев и взглядов на жизнь, для развития мира и народов и осознания места своего народа среди народов планеты.Изучая любое программное произведение, ищу вместе с учениками материалы о проблемах толерантности, взаимопонимания между людьми, отношения человека к месту, где он родился, к родному дому, близким людям. Конечно, читая биографию писателя, творческого человека, мы отслеживаем в первую очередь и главный для нас вопрос: как относился писатель или поэт к своей Родине? У Александра Пушкина читаем:Два чувства дивно близки нам -В них обретает сердце пищу -Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробам.Или замечательные строки о России Владимира Набокова, написанные им в 1927 году: Бессмертное счастие нашеРоссией зовется в веках.Ему вторит Саша Черный:Россия, Россия, великая силаВеликая сила, бездонная Русь,В Россию, в Россию всем сердцем влюблен яИ с нею останусь навеки, клянусь.Разве можно остаться равнодушным, читая эти вдохновенные строки, проникнутые верностью и преданностью Отчизне?! Глубинный смысл, заложенный в словах Федора Тютчева («В Россию можно только верить»), заставляет каждое новое поколение обращаться к этим словам, так образно и метко характеризуется Россия. Все эти строки, написанные писателями и поэтами в прошлые века, являются примером отношения к Родине для последующих поколений, живущих в России.Но особую надежду я возлагаю на уроки внеклассного чтения – литературные композиции, которые мы готовим вместе с детьми.После каждого урока они пишут мини-сочинения, объясняя свое отношение к этому действу, к тому, о чем они думают, читая стихи.«Для меня очень важно участвовать в литературных композициях, посвященных моей малой родине. Они учат нас понимать, что такое для нас эта маленькая родина, а для каждого человека – это свое, особое место». Маша Серова«Москва для меня – это не малая, а большая Родина. Я москвичка и очень горжусь этим. Литературные композиции учат нас понимать, как дорога нам Москва, учат быть добрее, уважать тех, кто живет рядом с нами». Ксения Белова«Я испытываю чувство гордости за свою страну и готова служить ей». Аня ШишкинаОчень важно, чтобы осознали, что такое любить Родину, ребята, которые поступают в кадетские классы. Сейчас во многих школах организуют кадетские классы, кадетское движение. На мой взгляд, это очень здорово, но и очень ответственно. По поначалу этот порыв бывает из-за красивой формы, участия в парадах. Но за годы, проведенные в строю, плечом к плечу, происходит переоценка ценностей.«Быть кадетом по-настоящему трудно, даже не передать словами, но ведь это почетно – учиться быть патриотом своей страны, уметь защищать и поддержать ее в любую минуту». Кирилл ЖидковВпереди много уроков, посвященных этой теме, много произведений, созданных классиками литературы, которые своим примером, своим отношением воспитали не одно поколение россиян. Ведь у каждого человека, родившегося в России, или у того, для кого она стала своей, есть родное место, которое он будет помнить всегда, где бы ни находился. А для меня остается важным и основным: «Жить – Родине служить!»Татьяна КОТОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1573

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте