8 апреля – День российской анимации, история которой началась 110 лет назад. За век с лишним в нашей стране произошли большие перемены. Они коснулись и кинематографа, взявшего под крыло создателей анимационного жанра. Любовь к мультфильмам за эти годы стала еще сильнее.
День российской анимации, который отмечают 8 апреля, это праздник, придуманный для всех. Ведь вряд ли найдется человек, который не любит мультфильмы, не знает имена популярных героев, не цитирует фразы, ставшие едва ли не поговорками. Такие, например: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!», «Мы строили-строили и наконец, построили», «Я мужчина хоть куда! Ну, в полном расцвете сил!».
Мультфильмы, на которых выросло не одно поколение соотечественников, стали частью нашей культуры. Добрые, мудрые анимационные картины, созданные прекрасными сценаристами, режиссерами, художниками, актерами воспитывают, учат, ненавязчиво подсказывают, как поступать в тех или иных ситуациях. Это наши лучшие друзья и советчики на все времена. 8 апреля российской анимации исполнилось 110 лет.
«Прекрасная Люканида»
Появлением удивительного праздника россияне обязаны анимационной киноленте «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», показанной публике 8 апреля 1912 года. Эффект превзошел ожидания. Работа биолога Владислава Старевича, который стал и автором, и режиссером, и оператором первого немого кукольного анимационного мультфильма, поразила воображение зрителей.
Глядя на экран, они и не подозревали, что видят не живых насекомых, действующих по воле дрессировщика, а кукол, созданных талантливым режиссером и его помощниками. Интересен был и необычный сюжет фильма, рассказывающий о несчастной любви царицы жуков-рогачей Люканиды и графа Героса из племени жуков-усачей.
Увидев «Люканиду», известный американский кинорежиссер, мультипликатор Уолт Дисней, не будучи щедрым на похвалу, не смог сдержаться от восторга, сказав, что автор фильма опередил всех на десятилетия вперед. Анимация Старевича нашла поклонников в нашей стране и за рубежом. Ее до сих пор считают эталоном своего времени, технологическим прорывом, открывшим мультипликаторам дверь в будущее.
Есть и другая версия
Существуют данные, свидетельствующие о том, что история о любви прекрасной Люканиды – это не первый мультипликационный фильм, созданный в России. У него есть предшественник – кукольная картина, героями которой являются 12 танцующих персонажей.
Автором фильма, поставленного в 1906 году, стал балетмейстер Мариинского театра, выдающийся танцор, педагог, создатель характерного танца Александр Ширяев. В своих мультфильмах он использовал рисованные и кукольные сюжеты. Иногда совмещал то и другое.
В период с 1906 по 1909 годы Ширяев снял несколько мультипликационных картин. Но сохранилась только одна, названная «Пьеро – художник», да и ее обнаружили довольно поздно, спустя несколько лет после премьеры «Люканиды».
«Союзмультфильм» – стартовая площадка для гениев
Стартовой площадкой для создания анимационных картин гениями отечественной мультипликации стала специальная студия рисованных фильмов «Союзмультфильм», рожденная в 1936 году. К тому моменту в «багаже» российских аниматоров были мультфильмы, слава о которых гремела по всему миру.
В 20-е годы восторженные зрители увидели мультипликационные ленты, созданные по мотивам произведений зарубежных классиков, к примеру, «Похождения Мюнхгаузена» Даниила Черкеса, Ивана Иванова-Вано и Владимира Сутеева по мотивам Рудольфа Эриха Распе, современных детских писателей. Таких как «Тараканище» Александра Иванова по стихотворению Чуковского.
С мультипликаторами сотрудничали ведущие российские литераторы: Евгений Шварц, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Юрий Олеша и другие. Мультипликацию полюбили композиторы. Дмитрий Шостакович в те годы написал музыку для «Сказки о попе и о работнике его Балде» Михаила Цехановского по произведению Александра Пушкина. Фильм завершить не удалось, но один эпизод сохранился.
«Союзмультфильм» развернулся во всю мощь. Один за другим создавались анимационные фильмы, которые собирали огромные аудитории. Появилась цветная анимация. Первыми «ласточками» стали детские картины «Красная шапочка» Валентины и Зинаиды Брумберг по сказке Шарля Перро (1937), «Маленький Мук» Ольги Ходатаевой по сказке Вильгельма Гауфа (1938), «Лимпопо» и «Бармалей» Леонида Амальрик и Владимира Полковникова по стихам Корнея Чуковского (1940-1941) и многие другие.
От «Пропавшей грамоты» до «Снежной королевы»
В 1945 году зрители увидели первую полнометражную рисованную ленту студии «Союзмультфильм» «Пропавшая грамота». Картину сняли сестры Брумберг по одноименной повести Николая Гоголя, частично использовав сюжеты еще двух повестей писателя – «Заколдованное место» и «Сорочинская ярмарка».
В середине прошлого столетия российские мультипликаторы освоили все известные к тому времени методы классики, а также изобрели новые. Такие, как эффект «пушистости», он был продемонстрирован в картине режиссера Мстислава Пащенко по мотивам сказки Ивана Белышева «Непослушный котенок».
В это время появились полнометражные картины, вошедшие в золотой фонд российской мультипликации. Одна из самых знаменитых – «Снежная королева» (1957) – была поставлена режисером Львом Атамановым по одноименной сказке Ханса Кристиана Андерсена.
Впереди забрезжила эпоха советской классики: «Ну, погоди!», «Чебурашка», «Винни Пух», «Ежик в тумане», «Жил-был пес», «Каникулы в Простоквашино», «Котенок по имени Гав», «Возвращение блудного попугая» и многие другие шедевры мультипликации ждали своего часа. Российская анимация вышла на новый виток.
В копилке престижных отечественных и зарубежных наград есть премия «Оскар», которую в 2000 году получил мультипликационный фильм «Старик и море», поставленный режиссером Александром Петровым по одноименной повести Эрнеста Хэмингуэя.
Шесть раз анимационные фильмы российских режиссеров-мультипликаторов номинировались на престижную премию Американской академии киноискусства. В их числе, помимо оскароносного «Старика и море» значатся фильмы «Корова», «Русалка», «Моя любовь» Александра Петрова, «Гагарин» Алексея Харитиди, «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита.
Недавно стало известно о том, что в число номинантов на премию «Оскар» вошла лента Антона Дьякова «Боксбалет». Весь мир покорил мультсериал «Маша и Медведь». Дети, живущие в разных странах с удовольствием смотрят «Смешариков», а взрослые – франшизу «Три богатыря».
Комментарии