Отдаленный от центра район Москвы с красивым названием «Отрадное». Строились жилые дома, детские сады, поликлиники, школы, которые в девяностые годы были единственным центром культуры в микрорайоне. В школе №962, так же как во многих других, для детей открывали кружки, спортивные секции, молодежные центры досуга, работали клубы выходного дня. И наконец появился школьный театр, создание которого связано с именем Елены Анатольевны Махониной.
Профессиональная актриса в 1993 году пришла работать в школу на должность заместителя директора по воспитательной работе. Вот тогда мы по-настоящему поняли слова великого Шекспира: «Весь мир – театр, и все люди в нем – актеры». Школа забурлила. Дети, учителя, родители в полном смысле слова работали над его созданием. До поздней ночи шли репетиции, создавали декорации, из ничего шили костюмы (тогда особенно не из чего было), придумывали афиши. «Трудных» детей в школе не стало за два месяца. Все с нетерпением ждали первой премьеры. 9 декабря 1993 года актовый зал школы был забит до отказа. На сцене – мюзикл «Муха-цокотуха». 45 минут, ровно урок, наполненные взлетом фантазии, музыкой, танцами, акробатическими трюками, яркими красками, шел наш первый спектакль. В книге отзывов можно было прочитать: «Готов работать в театре всем», «Люблю муху, мой телефон…», «Теперь без театра не смогу жить». Мы поняли: школьный театр родился. Лучшего детского спектакля я не видела ни в одном театре Москвы, хотя водила во все театры столицы два поколения своих детей и три поколения внуков.Все хотели быть на сцене, хотели играть хотя бы роль «седьмого дерева справа», и родители, атакующие Елену Анатольевну, были счастливы, если их чадо получало роль «второго дерева слева». В школу потянулись дети со всего микрорайона, резко увеличилось количество учеников. Театр не мог принять всех желающих, ролей и «должностей» на всех не хватало. Махонина продолжала учить детей театральному мастерству, ставить спектакли с детьми и для детей, постоянно усложняя задачи.В 1994 году появился первый взрослый спектакль «Медея», участие в котором приняли наряду с детьми взрослые, всем известные, заслуженные актеры. Например, для заслуженной актрисы Раисы Рязановой выход на сцену был дебютом в театре, до этого она снималась только в кино. По школе стали запросто ходить известные актеры: В.Титова, А.Панкратов-Черный, С.Коренев, Б.Химичев, А.Абрамов, Г.Фирсов и многие, многие другие. Дети сначала шептались, везде «незаметно» ходили за ними, но быстро привыкли и стали относиться, как и к остальным взрослым в школе. На премьеру «Медеи», мне кажется, приехала вся Москва.В 1994 году наш школьный театр участвовал в международном театральном фестивале, который проводился в Эдинбурге, и стал лауреатом. Как мы туда попали с актерами, декорациями, детьми, членами семей спонсоров (были счастливые времена) – это отдельная история, но все были одержимы магией театра.Конечно, в первую очередь это была заслуга Елены Махониной. Красивая, талантливая актриса, режиссер, блестящий организатор, человек удивительной работоспособности, душевной щедрости, сердечной теплоты, преданности искусству, в общем, повенчанная с театром. Мне повезло, и как директор я, конечно, радовалась, что с приходом Елены Анатольевны в школе стало интереснее не только детям, но и взрослым. Ведь первыми зрителями были наши учителя и ученики.Но театру стало тесно в актовом зале школы. И тогда вместе с Еленой Махониной, известным режиссером и сценаристом Николаем Лырчиковым, нашим родителем, мы решили создать в Отрадном театр, который стал бы центром культуры для жителей района на окраине Москвы. Эту идею поддержал глава управы района Отрадное Анатолий Петрович Баннов, который нашел для нашего театра помещение на первом этаже жилого дома на улице Декабристов, дом 2, корпус 2, где театр находится уже более 20 лет.И снова закипела работа. Бывшие выпускники школы, родители, спонсоры, актеры, обычные люди, влюбленные в театр и поверившие в нас, помогали расчищать грязь, убирать мусор, доставать строительный материал, шить шторы, разрабатывать эскизы интерьера, расставлять мебель, рисовать афиши. Вышедший из стен школы, 19 января 1995 года родился новый театр, который получил название «МЕЛ».За эти годы театр поставил 3,5 тысячи спектаклей для детей и взрослых, которые посмотрели более 250 тысяч зрителей. Театр дает ежегодные концерты для детей, проводит фестивали («Галерка», «МЕЛ», «Театральные каникулы», творческих коллективов центров и клубов по месту жительства), принимает активное участие в окружных и районных мероприятиях, проводит широкомасштабные новогодние представления, акции ко Дню Победы, концерты для учителей, ведет благотворительную деятельность для районного общества инвалидов «Отрадное», Центра социальной помощи семье и детям «Диалог», Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, Совета ветеранов.В 2004 году при театре были открыты театральные студии для детей от 3 до 16 лет, в которых прошли обучение более четырех тысяч детей, 850 из них из социально незащищенных семей. В это же время начала работу театральная школа «МЕЛОК» для одаренных детей с 7 до 17 лет (лицензия Департамента образования города Москвы на право ведения образовательной деятельности).В детских театральных студиях при театре и театральной школе «МЕЛОК» поставлены более сорока спектаклей с участием детей, которые посмотрели более семи тысяч детей. Многие спектакли стали победителями и лауреатами театральных фестивалей Москвы:- «Том Сойер», «А зори здесь тихие» – лауреаты фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии»;- «Алые паруса», «Пеппи Длинныйчулок» – лауреаты городского театрального фестиваля;- «Русалочка» – 1-я премия Фестиваля музыкально-театральных коллективов «Искусство – любовь моя» Фонда Натальи Сац;- «Кошки! Брысь!» – лауреат Московского фестиваля «Театральные каникулы»;- «Летучий корабль», «Вредные советы» – призеры Московского благотворительного фестиваля детских и школьных театральных коллективов.Театральная школа «МЕЛОК» проводит допрофессиональную театральную подготовку детей в возрасте 7-17 лет. Разработанные программы направлены на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора профессии. Дети изучают актерское мастерство, хореографию, вокал, сценическое движение (акробатика, жонглирование, фехтование), сценическую речь. В театральной школе две ступени обучения, после окончания второй ступени выпускники получают свидетельство об окончании театральной школы. Окончив высшие театральные учебные заведения, выпускники школы возвращаются в театр «МЕЛ» уже профессиональными актерами. С 2014 года художественным руководителем театра стал выпускник школы №962, выпускник театральной школы «МЕЛОК» Иван Лырчиков.С приходом молодежи в театре «МЕЛ» началась новая жизнь. Поставлены спектакли «Мой бедный Марат» (А.Арбузов), «Гамлет» (В.Шекспир), «Завтра была война» (Б.Васильев), «Старший сын» (А.Вампилов), реализуются социальные программы, налаживаются региональные и международные связи в области театрального искусства.В этом маленьком театре можно увидеть хорошие пьесы и хорошую игру актеров. Приходите, убедитесь сами, и тогда вы полюбите театр «МЕЛ» так же, как любим его мы!Лариса ПОЛЯКОВА, директор школы №962
Комментарии