Иcпокон веков известно, что каждое поколение пытается выяснять отношения с поколением последующим. Нет человека, который хотя бы раз в жизни если не сказал, то подумал о том, что у молодежи заниженные ценности. Где разгадка этой тайны? В чем состоит конфликт и связь поколений? Этот вопрос волновал меня всегда. И я пришла к смелому решению проследить эту незримую связь от Рождества Христова до наших дней.
Сейчас в России нет недостатка в церквях и храмах. Они поражают нас красотой и роскошью золоченых куполов, изысканностью внутреннего убранства. Но воинствующее богопочитание захватило сегодня умы большинства людей. Зачастую это просто дань моде. Программа “Возврати себе храм” это не плакатный призыв, а диалог поколений, совместное размышление о жизни, о духовности, о человеке. Информационное поле огромно. И я, помимо библейских сюжетов, вплетала в ткань сценария размышления Дмитрия Лихачева из “Писем о добром и прекрасном” и великолепную поэзию Риммы Казаковой из сборников “Помню” и “Сюжет надежды”. Мы всегда будем в неоплатном долгу перед нашими предками, а ведь сегодня – новые войны, новое горе, новые жертвы. Настало время входящим в XXI век осмыслить до предела простые заповеди Иисуса, главная из которых: “Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди”. Русское пространство необозримо, оно не замыкается только в православных рамках. Поэтому мне как сценаристу и режиссеру этой программы хотелось, чтобы все участники и зрители ее прониклись идеей возвращения незыблемых ценностей человека, единственности и многоликости Храма своей души.
2000-летию христианства, 55-летию Великой Отечественной войны посвящается
(На заднем плане с левой стороны – изображение Храма Христа Спасителя. Справа на авансцене – большая “Книга жизни”. На суперобложке – фрагмент из библейских сказаний “Рождение Иисуса Христа”, с правой стороны авансцены – жертвенник. Звучит отрывок из “Вестсайдской истории” Леонарда Бернстайна. Сцену заполняют “экскурсанты”, разглядывая Храм. Они фотографируются на фоне Храма, рассматривают его, общаются. Среди них Ольга и Георгий. Мелодия затихает. Звучит перезвон колоколов. Все замирают. Ольга и Георгий – в центре сцены. После перезвона звучит отрывок из вокальной композиции Олега Газманова “Возврати себе Храм”. Взоры всех устремлены к главному куполу Храма. Под мелодию песни конкурсанты исчезают в разных кулисах сцены. Ольга и Георгий ставят к жертвеннику 2 свечи.
Ольга: Мы живем, словно в сне
неразгаданном,
На одной из удобных планет.
Много есть, чего вовсе не надо
нам,
А того, что нам хочется, нет…
(Световой эффект кружащихся планет).
Георгий: Почему нет? Наоборот, в наш век, когда миру все чаще грозит разъединенность, опасность недопонимания друг друга, в голову приходит образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерном пространстве. Земля – произведение сотен тысяч гениев. Сколько всего накоплено, сохранено!
Ольга: А сколько разрушено? Земная жизнь уникальна! Чего стоят перед осознанием этого все амбиции, ссоры – личные и государственные?
Георгий: Нам необходимо вспомнить один из светлых дней, чтобы постигнуть глубину величайшей тайны и охватить все значение этого события. (Берет Ольгу за руку, подводит к “Книге жизни”. Луч прожектора ярко высвечивает “Книгу”).
Ольга: Во время трепетного ожидания Рождества Спасителя мира Пресвятая Дева Мария – мать Иисуса – прибыла в пещеру Вифлеема и стала ждать рождения Сына. (Открывает “Книгу” под фонограмму. Из первой страницы появляется Дева Мария и исполнительница хореографической композиции “Рождение Христа”).
Хореографическая композиция “Рождение Христа” на музыку Леонарда Бернстайна
(В финале композиции исполнительницы останавливаются, обращая свой взор кверху. Там, над Марией и младенцем, загорается яркая серебряная звезда. В руках Марии – новорожденный Христос. Звучит фонограмма вокальной композиции Николая Баскова “Мгновение”).
Ольга: …И отдыхала с родившимся Христом Мария… В царстве благодати еще менее, чем в царстве природы, возможны случайность и произвол. Если при рождении Спасителя на Земле появилась на небе особая звезда, то она должна была появиться и не могла не появиться.
(Суперзанавес перекрывает Марию, фонограмма мелодии усиливается. Ольга и Георгий ставят на жертвенник по свече в честь рождения Иисуса).
Георгий: Когда-то за много столетий до Иисуса великий пророк Моисей записал: “Око за око, зуб за зуб”. Эти слова казались справедливыми. Люди привыкли думать, что месть за обиду – дело святое и врага надо ненавидеть и убивать. Иисус же призывал прощать врагов и никогда никому не мстить. Он сказал: “Не противься злому, возлюбите врагов ваших! Спешите помириться со своими соперниками. Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.
Ольга: Для того чтобы мир человеческий стал лучше, нужны были новые законы жизни. Законы любви и добра ко всему живому. И эти законы принес Иисус Христос, Спаситель. Новые законы Христа помогли спастись от греха, возвращали человека к Господу.
(Перезвон колоколов, световые эффекты праздничной атмосферы. Суперзанавес открывается. На сцене – веселящийся и танцующий народ. Фонограмма Шарля Гуно, фрагмент “Вальпургиевой ночи”.
Ольга: Однажды в день своего рождения Ирод Антипа устроил пир. Танец перед вельможами и старейшинами исполняла юная Саломея, отличавшаяся одновременно неотразимой красотой и неслыханной глупостью. Гости, околдованные, следили за ней, так прекрасны, легки и изящны были ее движения. И, когда Саломея закончила свой танец, восхищенный Антипа воскликнул: “Проси любую награду! Клянусь, что захочешь, будет твоим!”
(Георгий открывает следующую страницу “Книги”. Оттуда выходит красавица Саломея).
Хореографическая композиция “Танец Саломеи” на музыку вокальной композиции “Памяти Карузо” из репертуара Николая Баскова.
(Во время композиции)
Ольга: Саломея вышла на середину зала и произнесла: “Я прошу голову Иоанна Крестителя. Ирод сдержал клятву, данную Саломее.
(Композиция заканчивается сильным ударом колокола. На заднике возникает красный закат – символ загубленной жизни Пророка. Ольга ставит к жертвеннику свечу).
Георгий: Пройдет немного времени, и жизнь накажет царя Ирода за Пророка; он умрет, презираемый всеми. Но не с того ли рокового дня пренебрежения к святым заповедям Христа люди узнают слово война, понятие “смерть от руки убийцы”? (Георгий уходит за кулисы).
Ольга: Много войн пришлось пережить многострадальной России, но особым страшным огнем опалены страницы истории России в Великой Отечественной войне.
(Фонограмма вокальной композиции “Мгновение” из репертуара Николая Баскова).
55 лет отделяют нас от дня Победы. Это немало не только в масштабе человеческой жизни, но и в масштабе истории. Особенно если задуматься, какая судьба ожидала бы мир, не будь того майского дня Великой победы. Но до этого дня будет 1418 дней войны.
22 июня 1941 года 17-летняя вожатая Усольского детского дома Клавдия Георгиевна Пашихина возвращалась из похода со своими воспитанниками. Они пели песни.
(Из следующей страницы “Книги” выходят участники вокального ансамбля).
“Школьный романс” на музыку Зарицкого.
(Фонограмма взрывов, самолетного гула. Объявление о начале Великой Отечественной войны. Звучит рассказ ведущей о начале войны. Георгий появляется на сцене в форме солдата второй мировой войны, вручает ей цветы). (Видеофрагмент о березниковцах – участниках второй мировой войны).
Георгий:
Сырой туман висит над морем,
и над землею едкий дым.
пока мы о грядущем спорим
и о сегодняшнем молчим,
я, неприкаянный и жесткий,
ищу печальные слова.
Стоит одна на перекрестке
Россия, женщина, вдова.
Я проходил, скрипя зубами,
Мимо сожженных сел,
казненных городов,
По горестной, по русской,
по любимой,
Завещанной от дедов и отцов.
В своей печали, древним
песням равный,
Я села, словно летопись листал,
И в каждой бабе видел
Ярославну,
Во всех ручьях Непрядву
узнавал.
Крови своей, своим святыням
верный,
Слова старинные я повторял,
скорбя:
“Россия, мати! Свете мой
безмерный,
Какою местью мстить мне за
тебя?”
Хореографическая композиция “Дети войны”
Ольга:
Я хочу болеть Россией,
Я хочу, пока жива,
Видеть елки и осины,
Трогать снег апрельский синий,
Слушать русские слова.
Георгий:
Пойся, песня, души пестуй,
Пойся вдоволь, вдосталь,
всласть!
Родила Россия песню
И от песни родилась.
(Открывается суперзанавес. Стоя спиной к зрителю, по всей сцене располагается вокальный ансамбль. Глядя на Храм, начинают исполнять вокальную композицию).
“Песня о земной красоте” на музыку Дубравина
(После композиции звучит “Русский вальс” из репертуара Юлиана).
Ансамбль бального танца исполняет танцевальную композицию “Русский вальс”.
(После “Вальса” – взрывы салюта. Юноши, девушки, солдаты радуются, обнимаются, дарят друг другу цветы. Звучит вокальная композиция “День Победы” на музыку Александры Пахмутовой. На заднем плане – восход солнца – символ возрождения жизни).
Георгий:
Стоило жизнью не дорожить,
Снова рискуя и снова,
Чтоб другие смогли дожить
До этого дня большого.
И прямо на улице – фляжки
с ремней
Срываем и светлым утром
За нашу Победу, за память
о ней
На празднике пьем
трехминутно.
Я шел навстречу веселым
речам,
Где б ни скитался по свету,
Но лучше празднества не
встречал,
Чем трехминутное это!
(Участники композиции исчезают в кулисах. Звучит мелодия фортепианного концерта Дмитрия Маликова).
Ольга: Память складывает все впрок. До сих пор о войне пишут книги, мемуары, слагают стихи. До сих пор различные ведомства ищут героев, чтобы вручить им боевые награды. Имен многих живущих среди нас участников Великой Отечественной войны вы не найдете в книжках. Но самая лучшая награда для них – это память благодарных потомков. Немало солдат русских награждались одной из самых почетных воинских наград – крестом Георгия-победоносца, потому что Георгий-победоносец считается могущественным покровителем воинства и государства Русского. Святой Георгий украшает герб Москвы, его изображение есть и на гербе Государства Российского. Если доведется вам в церкви или в музее увидеть икону с изображением стройного всадника, сидящего на прекрасном белом коне, остановитесь перед ней хотя бы ненадолго. Постарайтесь почувствовать теплоту и свет, что излучает окруженный золотым нимбом лик Георгия. Прислушайтесь к своему сердцу. Разве не стало оно добрее и мужественней, откликнувшись на вечную победу добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью?
Любить Россию нелегко,
Она в ухабах и траншеях,
И в запахе боев прошедших,
Как там война недалеко.
Страна, как истина, – одна,
Она не станет посторонней,
И благостней, и проторенней
Тебе дорога не нужна.
Отчизны мед и молоко
Любую горечь пересилят,
И сладостно любить Россию,
Хотя любить и нелегко.
Я думала, война прошла.
Ну пару дырочек прожгла
В шинели моего отца…
А ей все нет и нет конца.
Пускай воюет не отец –
Другой старик, другой юнец,
Другая девочка в слезах,
И все война в моих глазах.
(Видеофрагмент из клипа Майкла Джексона, где солдаты разных национальностей бросают в костер оружие, а многотысячная толпа детей зажигает свечи. Георгий появляется в форме современного солдата).
А по земле идет весна –
А по весне идет война.
По сентябрю, по январю,
И по всему, что я люблю.
Устали люди воевать,
Устали люди горевать.
Но будет день, и тишь, и синь,
И будет мир, и скажет сын,
Спокойно стоя у окна:
“Ну вот и кончилась война!”
Не всем повезло вернуться с полей сражений. Более двух тысяч солдат погибли в чеченской войне. 29 марта 2000 года был расстрелян отряд пермского ОМОНа, из них – 16 березниковских парней. И сейчас, каждую весну, они будут прорастать к нам травой и цветами, словно говоря: “Не забывайте нас”, чтобы мы могли хотя бы раз в году помолчать и вспомнить о них. Почтим память солдат России, не вернувшихся отцов, мужей и сыновей минутой молчания.
(Звучит мелодия памяти. Ольга и Георгий ставят свечи к жертвеннику. Минута молчания).
Георгий: Чечня – маленькая частица России. Грозный – это не Берлин. И Россия конца ХХ века не может жить реалиями 45-го года. С падением столицы Чечни война не завершилась. За последние десятилетия армию столько раз предавали и продавали… На переплавку отправляли целые танковые дивизии, бросали на разворовывание обустроенные военные городки, как, например, в Березниках. Ребят спасали матери, бросавшиеся за ними под чеченские пули. Под патронажем полевых командиров Чечни, в мирное время занимавших государственные посты, работают нарколаборатории, заводики, производящие фальшивые доллары, процветает работорговля, повсеместно нарушаются права людей, в основном русскоязычных. На эту нелепую войну уже потрачено 5,5 миллиарда долларов. И это происходит тогда, когда большинство людей вновь обратили свои души к Храму.
Я, мой Боже, не верю в тебя.
Хоть ничем твои храмы не рушу.
Только горе, истошно трубя,
Обращает к тебе мою душу.
Ольга:
Я не стану другой, не смирюсь,
Но ты слышишь меня почему-то,
На каком языке я молюсь
Всей своею языческой смутой?
На каком языке я прошу,
Беззащитность свою постигая?
Просто плачу о том, что грешу,
И доходит молитва такая!
Танцевальная композиция “Дева Мария” из репертуара Филиппа Киркорова.
(Из книги появляется девочка, олицетворяющая образ России. Звучит вступление к вокальной композиции “Россия Россией останется”. Во время исполнения последнего куплета девочка-Россия ставит к жертвеннику свечу. Звон колоколов).
Девочка-Россия:
Кто-то, некто, я не знаю – кто ты.
Безымянным пребывай вовек.
У меня одни с тобой заботы,
Ввергнутый в дорогу человек.
Все мы можем… Ничего
не можем!
Разве вот прозрели кое в чем.
Мы войдем в вагон, число
умножим
Тех, кто в путь вселенский
вовлечен.
Георгий (обнимая девочку-Россию):
И пока еще не загремели
Не туда или как раз туда,
Дуй спокойно пиво,
современник,
Разве нам с тобой дано
отмерить,
Сколько там до Страшного
Суда?
Ты мне дорог, человек
случайный,
В полымя нырнувший из огня,
Ты, с самим собой меня сличая,
Дружелюбно смотришь на меня.
Ольга:
Видишь, то же самое – живая.
И к другим питаю интерес,
Безотчетно, как себе, желаю
Вам добра, чего у всех – в обрез.
Танцевальная композиция “Каждый хочет любить” на музыку из репертуара Валерия Леонтьева.
(После композиции).
Георгий: Россия – страна христианского мира. Так пусть век возрождения духовности станет той дорогой, которая приведет каждого из нас в храм.
Ольга: И на этом пути давайте вместе с вами возвращать и сохранять единственность и многоликость мирной России.
(Ольга и Георгий ставят свечи к жертвеннику. Их должно оказаться 12, символизирующих 12 апостолов Иисуса).
Финальная композиция “Возврати себе храм” на музыку Олега Газманова.
(На последнем куплете композиции все участники программы выстраиваются в живой храм. Звучит перезвон колоколов из музыкальной композиции Чюрлениса. На фоне колоколов – голос с эффектом ревербератора).
Голос:
Спасем планету или спалим мы.
Всем слава или казнь вины.
Нет Бога, но неоспоримо
Мы перед Богом все равны.
И мы воспрянем, воспарим мы,
Себя почувствуем людьми,
Нет Бога, но неоспоримо
Жить надо в Боге и любви!
(Занавес закрывается. Звучит мелодия из репертуара Николая Баскова “Мгновение”).
Наталья ЖОВНЕРЧАК,
режиссер Дворца творчества детей и юношества
Березники,
Пермская область
Комментарии