В начале каждого учебного года среди учителей, старшеклассников и их родителей возникают жаркие споры о том, что изменилось в едином государственном экзамене, к какой неизвестности готовиться и по какому поводу паниковать. В этом учебном году русский язык (как и положено общенациональному достоянию) всех примирил и успокоил, по крайней мере, в вопросе демонстрационного варианта ЕГЭ: никаких принципиальных изменений по сравнению с прошлогодней демоверсией нет, поэтому уже сейчас можно начинать подготовку к экзамену.
Каждый учитель структурирует работу по подготовке к ЕГЭ по-своему, наполняя ее собственными заданиями или используя открытый банк заданий и специализированные пособия. Например, выпущенные хорошо зарекомендовавшим себя издательством «Экзамен» и прошедшие научно-методическую оценку ФИПИ пособия И.П.Васильевых и Ю.Н.Гостевой «ЕГЭ 2020. Русский язык. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий» и «ЕГЭ 2020. Русский язык. 37 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий». Оба сборника актуальны для учителя и ученика, поэтому подробнее поговорим о том, в котором больше текстов для размышления.
Два слова о практическом наполнении. Книга содержит не только 37 вариантов с ключами (в том числе разобранные проблемы и примерные формулировки авторской позиции в пояснениях к заданию 27), но и технические материалы (бланки и инструкции). Подробный разбор одного из вариантов тестирования позволяет использовать пособие и при самостоятельной подготовке, так как показывает принцип решения того или иного задания.
Содержательно пособие полностью соответствует демоверсии и позволяет понять, что должен знать выпускник и как эти свои знания продемонстрировать. Позволим себе не останавливаться подробно на каждом задании, ведь сама структура экзамена уже хорошо известна. Однако отметим, что разработчики очень требовательны к заданиям с часто встречающимися «ловушками», на которые обязательно нужно обращать внимание, например наличие запятой (а не только тире и двоеточия) в задании 21, разница между формой слова, лексическим повтором и однокоренными словами в задании 26, отличие тропов от приемов в задании 26.
Остановимся подробнее на задании 27. Есть мнение, что текст, использованный при составлении варианта, выполняет исключительно утилитарную функцию и требуется только для последовательного, почти хирургического извлечения из него проблемы, двух примеров для комментария и авторской позиции. Говоря проще, нужен только в экзаменационные 210 минут и больше не останется ни в душе, ни в сердце, ни в культурном багаже ученика. Такая точка зрения вполне имеет право на существование, но… Понятие учебного текста подразумевает появление не привычного диалога читателя и автора, а довольно необычного полилога, в котором помимо названных читателя и автора появляются еще и учитель, и автор-составитель задания. И от того, как отберет текст составитель и какое место займет в этом полилоге учитель, зависит восприятие текста учащимися.
Последние годы мы часто слышим дискуссии о необходимости включения того или иного текста в контрольно-измерительные материалы: так было с текстом о «жидких людях» Галины Туз, текстом Дмитрия Быкова о Чацком, прошлогодним текстом Виктора Драгунского о «лопатах» (хотя он вовсе не о них). Это говорит, как нам кажется, о недостаточной работе в ходе подготовки к ЕГЭ с полемическими и нестандартными текстами.
Авторы-составители представленного пособия предлагают широкий диапазон текстов разных авторов, эпох, жанров, с разным уровнем диалога автора с читателем.
В предложенных 37 текстах мы можем выделить практически все проблемы, так или иначе встречающиеся в контрольно-измерительных материалах: и философские, и социальные, и политические, и нравственные, и экологические. Круг авторов предполагает серьезный разговор учителя с учениками, и разговор этот может касаться уже не только сочинения, к которому мы готовимся, но и самих культурных, духовных основ существования человека и общества.
Среди предложенных авторов – хорошо знакомые и знаковые для ЕГЭ Валентин Распутин, Борис Васильев, Анатолий Рыбаков, Константин Симонов, Юрий Нагибин, а также писатели, чьи тексты редко встречаются в открытом банке заданий и других пособиях: Дмитрий Мамин-Сибиряк, Валентин Катаев, Виктор Розов, Павел Нилин. Особо отметим, что составители пособия без опасений включают тексты наших современников, причем проблемы, поднятые авторами, звучат и полемически современно (например, текст декана факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Елены Вартановой о «человеке медийном», человеке, живущем в мире информации), и тревожно современно (тексты журналиста Бориса Колесова о природе и психофизиолога Иосифа Фейгенберга о выборе и трудности принятия решения).
Тексты признанных классиков русской литературы Александра Островского, Антона Чехова, Василия Шукшина позволяют провести параллели с другими произведениями этих же авторов, изученными на уроках литературы. Тем более что фрагменты текстов подобраны в пособии не из школьной программы по литературе, и у учителя неожиданно появляется прекрасная возможность обсудить с учениками чеховский юмористический рассказ «В ландо», статью «Застольное слово о Пушкине» Островского и шукшинский стиль в повести «Живет такой парень». Обсудить не только на предмет проблемы, комментария и авторской позиции, но и чего-то большего.
Комментарии