search
main
0

Любить по-русски Речь не о фильме – о традициях воспитания

Не всякий русский школьник понимает сегодня, зачем существует фольклор. Увы, на этот вопрос ответит и не каждый взрослый. А вот Иван Киреевский в девятнадцатом веке объяснял российской аристократии, что в самых разных формах и жанрах фольклора проявляется особенность умственной жизни народа. И что, если, не дай Бог, забудутся пословицы, былины, поговорки, сказки и песни, следом за ними канет в Лету и сама русская нация.

Помню: в начальных классах во время веселых школьных “огоньков” мои однокашники – мальчики и девочки – очень любили играть в “ручеек” и “краски”. Это приподнимало нас над привычным разделением ролей: на вечных неудачников-троечников и благополучных и гордых отличников. В народных играх и танцах мы становились наконец просто партнерами и товарищами, как бывало это и во дворе. И вдруг приходило понимание, что возноситься над остальными ребятами в девять лет только потому, что ты преуспеваешь в учебе, не просто нехорошо, а неприятно. Потому что гораздо радостней открывать в других их таланты. Возможно, эта мысль, к которой умело подвела нас первая учительница Валентина Дмитриевна Агапова, и явилась для меня началом русской этнопедагогики.
Но что еще подразумевается под этим понятием? Оказывается, этнопедагогика растворена в русском фольклоре: в афоризмах, героическом эпосе, загадках и обычаях, даже в народных промыслах. Ну а что такое традиция? Это разъяснила мне одна небольшая книжица, которая вышла в издательстве “Народное образование”. Традиция – всего-навсего способ передачи накопленного духовного и трудового опыта нации. Следовательно, под словом “патриот” надо прежде всего понимать человека, знающего фольклор и традиции своего народа.
Как, в сущности, просто! А мы-то голову себе ломаем: на каком материале воспитывать в детях патриотизм! Получается, что можно не вносить в школу политику, не приводить депутатов. Но зато приглашать на уроки “народоведения” старых бабушек и дедушек, пап и мам ваших учеников. Потому что этнопедагогика всегда связывала три поколения, объясняют авторы сборника “Нравственное воспитание школьников на народных традициях” Калерия Лисова, Галина Батурина и Галина Суворова. Надо лишь усвоить одну тонкость: приглашенные должны прекрасно разбираться в том, что такое “идеалы” русского народа. Да еще иметь представление о традиционных приемах воспитания.
Авторам книги можно верить, потому как Г.Батурина – ведущий научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания, К.Лисова – ведущий сотрудник центра “Сельская школа” Института общего среднего образования РАО, а Г.Суворова – доктор педагогических наук и руководитель того же центра.
Но вот родился человек, чуть подрос… И что же дальше? Как выяснилось, даже в самых глухих сельских местах России русская педагогика начиналась с короткой фразы взрослого: “Делай, как я”. Совместный труд взрослых и ребенка лет четырех, а то и трех учил, какими пользоваться орудиями труда. Постепенно навыки труда и поведение “отрабатывались”. И здесь был большой простор для творчества с обеих сторон. До сего времени существует пословица “Вещи моют водой, ребенка воспитывают приучением”. Да и Ян Коменский нам твердит: “Человек взращивается посредством дел, а не болтовни”. Связь между поколениями основывалась на взаимоуважении. Следовало не “гавкать” на ребенка, а прибегнуть к “убеждению”, то есть обосновывать свои требования. Давать “примеры для подражания”. Вот зачем нужны “идеалы”. Тут-то и пригождались сказки, песни да героический эпос. Однако и этого было мало. В целях воспитания требовалось и общинное благословение: “Да не посрамите вы землю русскую!”.
В двадцатом веке русская этнопедагогика сильно пострадала. Помню, как ужасно удивляло меня, когда я приезжала к бабушке в деревню, что ни она, ни дед не знали сказок, старинных песен и не учили меня крестьянскому труду. И странно было совсем недавно узнать, что дедушка вышел из богатой, но раскулаченной семьи. А один бабушкин родственник, просветитель и народник, был знаком с Горьким.
Что же представляет собой русская этнопедагогика сегодня? Бисероплетением, лоскутной мозаикой, резьбой по дереву сейчас уже никого не удивишь. Этому можно научиться практически в каждом доме детского творчества. Песням и танцам тоже. И поэтому особенно приятно было узнать, что в Ивановской средней сельской школе Ярославской области изучается предмет, непривычный для современного русского уха: “Добротолюбие”. Это целостная система воспитания, рассчитанная на девять лет. Скажу только, что в первом и втором классах ребята знакомятся с понятиями добродетели и порока; изучают, как в старину строились отношения между поколениями и односельчанами. В пятом классе основы традиционной духовности подкрепляются конкретными примерами. И курс начинает носить название “Достопамятные люди России”. В шестом – превращается в “Училище благочестия”. А вся девятилетняя программа носит название, говорящее само за себя, – “Преображение”.
Но воспитывать семи-десятилетних детей вполне можно по правилам честных народных игр, считает учительница И.Черемных. Она работает в Магнитогорске. То есть по правилам “городков”, “лапты”, “казаков-разбойников”. В Переяславской средней школе Рыбинского района Красноярского края дети посещают кружки и факультативы: “Русская песня”, “Умельцы и богатыри”, “Русская идея – русская душа”… Там же клуб “Народные праздники и традиции” объединил подростков от 11 до 13 лет. То есть поют ли дети, танцуют ли, увлечены ли народными промыслами, важно главное: только в совместной деятельности проверяется прочность знаний и навыков, а “убеждения” переходят во “внутреннюю нравственную позицию”.
А позиция эта неоднозначна. Потому что, с одной стороны, этнопедагогика повторяет вслед за Владимиром Мономахом: “…чему не умеете, тому учитесь, – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран”. А с другой – опирается и на завет Ушинского – не становиться “иностранцем посреди своей Родины”.
В наши дни о воссоздании русской национальной школы первым заговорил Иван Федорович Гончаров, профессор Ленинградского педагогического университета им.Герцена. Но можно и не объявлять себя “национальной школой”, а просто ввести в учебный план цикл необычных дисциплин, как в Ошланской общеобразовательной, что в Кировской области: “Русская музыка”, “История русской армии”, “Русский танец”, “Русская этнография”, “Русское изобразительное искусство” или “Русский дом”. Это тоже формы преподавания этнопедагогики. Только если в далеком прошлом ее учили родители, теперь – школа.
Чем еще хороша книга? Она дает методики многих собранных по России этноуроков. Например, по теме “Русская изба”. Начинается рассказ учителя… Откуда пошло выражение “родной угол”? Оказывается, первые городища строились по треугольнику: два рукава реки плюс линия глубокого рва. Но и в самой избе были свои “углы”. Бабий кут – у печи-кормилицы. Супруг располагался с починкой обуви или хомута для лошади у двери на лавке. Это “подпорожье”… Все было некрашеным: полы, лавки – мылись к праздникам с помощью речного песка, поэтому имели приятный желтоватый цвет.
Большой по объему материал отдан в книге теме народных праздников. Кстати, хотя в праздниках участвовали все поколения, к взрослым застольям дети не допускались. Сидели на полатях.
Пришел декабрь… Наступила пора зимних посиделок. Где бы ни собирались в эту пору девушки, они приходили с прялками. Тут происходило и более тесное знакомство с парнями. Девушка пряла, а парень сидел возле и тихо с ней беседовал или же играл на гармони. Поэтому девицы украшали не только себя, но и свою прялку. Прялок вообще могло быть несколько. Кроме повседневных – особая, резная. Парни же и дарили понравившимся девицам прялки. Посему не без умысла именовались “вечеровальниками”. А надоело прясть, в доме же водили “круги” – совместные хороводы.
Как напрядут нити, в Великий пост начинали ткать. В воскресенье из уважения к церковному обычаю не работали. Грехом не считали только вышивание и вязание. А в марте-апреле уже расстилали ткань на снег, чтобы отбелить. Следовало караулить, а то украдут. И здесь девушек выручали парни: по ночам разжигали костры, играли на гармони.
Весну не просто ждали: ее звали. Кричали в полный голос, “кликали”. И сколько тут было молодой радости, наверное! Ведь чтобы твой клик весна услышала, забирались на крыши сараев и амбаров, где хранился хлеб. Потому как, если хлеб не защищать, не оберегать, его ведь и не будет! Хлеб – тоже общая забота.
В мае, в день поминовения Георгия Победоносца, впервые выпускали скот попастись. Учителя школы села Смородино Грайворонского района Белгородской области придумали для своих ребят “Праздник пастушков”. Георгий, воин Христов, считался покровителем скота. Пастухи обходили с иконой все общинное стадо, по спинам коров катали яйцо – символ начала всех начал, плодовитости и обновления. Потом делали себе яичницу и ели.
В этой же школе учитель Анна Андреевна Басаргина проводила урок “Конь в жизни русского крестьянина”. Дети лепят или рисуют коней, читают стихи. А учитель рассказывает, что пластика этого благородного и прекрасного животного вызвала даже зависть одной знаменитой балерины, которая сказала: “Вот у кого надо учиться гармонии движений!” Урок о лошади – важный элемент русской этнопедагогики. Он доказывает естественную близость человека и природы. Заботься о ней, не предавай ее интересов, и природа в ответ позаботится о тебе.
Книга “Нравственное воспитание школьников на народных традициях” научит вас проводить и праздник Троицы, который наступает в середине июня. В эту пору дети распущены на каникулы, но этнопедагогика в состоянии существовать и на площадях библиотек и домов культуры!
Уже упомянутая Анна Андреевна придумала и сценарии праздников “Горшочек каши” и “День Наума-Грамотника”. Пророку Науму первому кланялись, прося посодействовать успехам сына или дочери в учении: “Наум наставит на ум”. Учебный год начинался в селе 14 декабря по новому стилю. А вослед кланялись и учителю. Как одолеет малый азбуку, так и передает от матери педагогу горшок горячей каши – в благодарность. Но учитель не ест один, приглашает к каше весь класс – отсюда и слово “однокашники”.
А в конце книги вы можете найти список литературы по русской этнопедагогике. Например, Агеева Р.А. “Какого мы роду-племени?”. Согласитесь, интересный вопрос!

Ирина РЕПЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте