Особое место в общей системе профессиональной подготовки студентов педагогического училища занимает курс педагогики. «Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей…» – так говорил В.А.Сухомлинский. Чтобы глубоко познать эту науку, ее надо любить. Одним учебником здесь не обойдешься.
Каким бы увлекательным, содержательным ни было учебное пособие по педагогике, если опираться только на него, добиться высокого профессионализма будущему учителю будет очень сложно.
Стать профессионалом поможет студентам разнообразная внепрограммная педагогическая литература. Используя в учебном процессе многообразие методов работы с дополнительной литературой, можно поддерживать постоянный интерес к предмету. Цель дополнительного чтения – приобретение новых знаний по педагогике, расширение кругозора, формирование специалиста с глубокими и прочными знаниями.
Но нельзя думать, что потребность в таком чтении появится у студентов спонтанно. Над этим преподавателю следует работать целенаправленно, планомерно, постоянно уделять внимание новинкам педагогической литературы, которая в настоящее время появляется в огромном количестве. Одна из задач уроков педагогики – привить любовь к книге, воспитать потребность в чтении, помочь выработать свою точку зрения на прочитанное, формировать читательскую культуру.
Как этого добиться? Можно предложить следующую систему работы по данному направлению.
Приступая к изучению курса педагогики, необходимо провести 2-3 библиотечных урока, где напомнить студентам, как следует работать с научно-педагогической и методической литературой. Работу можно провести в следующей последовательности:
1. Научить осмысливать название книги.
2. Обратить внимание на структурные элементы книги (оглавление, аннотацию, предисловие, справочный аппарат).
3. Закрепить умения и навыки студентов по основным формам записи (выписка, цитаты, план, конспект, тезисы).
4. Познакомить с книжным фондом библиотеки, с алфавитным, систематическим и предметным каталогами книг и статей из журналов и газет.
5. Познакомить с последовательностью анализа педагогического произведения.
6. Дать понятие беглого, или скоростного чтения, а также глубокого осмысленного (медленного) чтения. Познакомить с различными типами осмысленного чтения: сложенным, фиксирующим (или регистрирующим), разъяснительным, критическим, творческим. (Пояснение этих типов чтения кратко дано в книге Р.П.Скульского «Учиться быть учителем». М., Педагогика, 1986 год).
В дальнейшем по работе с дополнительной литературой при изучении педагогики можно использовать три основных типа уроков: урок-рекомендацию, урок читательского контроля, урок – творческий отчет.
Например, в разделе «Теория воспитания» можно выделить несколько крупных блоков.
1. Методы воспитания.
2. Формы организации воспитательного процесса.
3. Основы семейного воспитания.
4. Этнопедагогика и современная школа.
5. Коллектив и личность, личность и коллектив.
По каждому блоку в календарно-тематический план включаются все три типа уроков. (См. схему).
Такая последовательность уроков очень полезна, так как способствует активизации самостоятельной работы студентов, развивает мыслительную деятельность, творчество.
Урок-рекомендация. Основными методами обучения здесь являются работа с книжными выставками и библиографический обзор. Обычно к уроку делается две выставки: информационного и рекомендательного характера. На первой демонстрируются те книги, которые есть в библиотеке по изучаемой теме. Обычно они не подлежат обязательному чтению. Тематика может быть весьма разнообразной: «Познай тему глубже», «Это интересно», «Прочитай – не пожалеешь», «Книги, которые ждут вас».
Вторая выставка – рекомендательная. На ней демонстрируются те издания, с которыми студентам следует познакомиться подробно или выборочно. Примерная тематика такова: «Это следует прочитать», «Книги для обязательного чтения», «Для самостоятельной работы», «К уроку – творческому отчету». По выставкам проводится библиографический обзор. Эту работу может выполнить сам преподаватель, а иногда студент-старшекурсник или библиотекарь.
В конце урока-рекомендации студенты составляют в тетради таблицу, которая помогает им готовиться к уроку читательского контроля и творческому отчету. (См. таблицу).
Задания по работе с книгой могут быть весьма разнообразными, они зависят от целей, которые преследует преподаватель. В таблицу включаются репродуктивные и творческие задания, направленные на осознанное изучение целой книги или ее фрагмента. Первые проверяются на уроке читательского контроля, а вторые – на заключительном уроке. Главное назначение урока-рекомендации заключается в том, чтобы правильно определить количество литературы, ее содержание, как и что с ней делать, какими приемами и методами пользоваться.
Урок читательского контроля. Чтение дополнительной литературы обязательно контролируется. Этот контроль должен быть планомерным и систематическим. Он запланирован всем ходом учебного процесса по педагогике. Контроль способствует тому, чтобы студенты работали с дополнительной литературой непрерывно, регулярно. На данном уроке нельзя ограничиваться только тем, знают ли студенты содержание книг, умеют ли воспроизводить полученную информацию, нужно обязательно включать их в такую ситуацию, где им потребуется показать свои знания для решения каких-либо практических задач.
Урок – творческий отчет. Это отчет студентов о выполнении разнообразных творческих заданий по выбору. Такой урок более импровизированный, здесь много неожиданностей и открытий, звучат нестандартные ответы по книгам, здесь можно критиковать и хвалить автора, показать свои способности. Какое бы задание ни выбрал студент, преподавателю не следует давать оценку «это задание не для вас» или «нужно было взять задание посложнее (полегче)». Всякое творческое задание достойно выслушивания.
Описанная методика работы с дополнительной педагогической литературой помогает студентам приобщиться к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, что является основой для написания рефератов и курсовых работ по педагогике на старших курсах.
Елена КУЗОВКОВА, преподаватель педагогического училища, с. Дебессы, Республика Удмуртия
Технологии преподавания
Комментарии