search
main
0

Любимый жук. Журнал как эффективный способ решения нравственных и психологических задач

– Ребята, какие вы журналы читаете? В классе повисает задумчивость. Потом девочка, не привыкшая пасовать, радостно сообщает: «Журнал «Ведьма»!» И тут же по реакции окружающих понимает: она сказала что-то неправильное, чем вряд ли стоит гордиться. Но ведь другие и вовсе молчат! Да и что ответить? Это у родителей сегодняшних подростков был выбор: «Юный техник», «Юный натуралист» или даже «Пионер», а нынешнему «рыночному» поколению достались только «Ниндзя», «Человек-паук» да «Сабрина». А ведь дети берут то, что им предлагают. В Екатеринбурге 3 года назад появилась альтернатива бессмысленному листанию картинок – журнал с немного странным, но очень привлекательным названием «Любимый Жук». Он возник не потому, что авторы идеи сознательно решили заполнить пустующую читательскую нишу, хотя результат именно такой. У каждой истории – своя предыстория.

Кризис младшего возраста

Так получилось, что журнал придумали сами дети. Точнее, привели к идее его создания. Ирина Черкасова около 15 лет работает социальным психологом. Большинство из тех, кому она помогает, – школьники. Самый кризисный возраст, когда выстраивается характер, длится примерно с 6 до 13 лет. Проблемы у всех разные, но в них обнаруживаются закономерности. Многие комплексы, страхи и неудовлетворенности возникают из-за того, что дети не хотят или не умеют проявить, реализовать себя или у них нет возможности сделать это. С каждым Ирина Евгеньевна проходила путь раскрытия личности. Со временем стало ясно, что индивидуальный творческий процесс может быть интересен и другим. А ребята, наработавшие такие качества, как раскрепощенность, свобода самовыражения, желают рассказать о своем опыте. Они говорили: «Нам некуда писать!», «Нам нечего читать!» Вывод напрашивался сам собой: нужно создать журнал.

– Ирина Евгеньевна, почему именно «Любимый Жук»?

– Все интересуются. Вокруг журнала сформировался целый коллектив – ребята из разных школ Екатеринбурга. Когда мы проводим праздники, например Новый год, то кроме Деда Мороза и Снегурочки гостей встречает и такой замечательный персонаж, как Любимый Жук. Симпатичный, красный с пятнышками. Нет человека, который не знает и не любит божью коровку, она и стала эмблемой журнала. У нее даже название доброе – божья, несущая благо. Я иногда спрашиваю детей, для чего существует этот жук. Он милый, приятный, любит улетать с поднятого пальца, но есть ли от него польза? Кое-кто отвечает правильно: он поедает тлю. Он сохраняет нам зеленую листву. Так и наш журнал, его цель – нести полезную информацию, помогать ребятам. А часто и взрослым!

«Любимый Жук» не родился ярким, «с пятнышками», первые выпуски были скромными, на газетной бумаге. Три года назад мало кто верил в долголетие «Божьей коровки». Сегодня он выходит с завидной периодичностью, на 52 страницах, в цвете, тиражом 2 тысячи экземпляров, его приятно взять в руки, а содержание выстроено так профессионально, что хочется прочитать абсолютно все (в то время как средние цифры прочтения журналов лишь 40 процентов). Пишут сюда исключительно дети. Но так как конкурс примерно 10 материалов на 1 место, отбор тщательный: качество должно соответствовать общему уровню.

Есть в журнале информационная страничка, поэтическая, художественная, «Клуб друзей», «Мастерская талантов». Но основная направленность, конечно, психологическая. Закон – никакого морализаторства. Серьезнейшие задачи поднимаются и решаются в форме сказок, историй, игр, советов, тестов, кроссвордов. Составляют их дети, специалисты же (журналист, психолог, дизайнер) лишь направляют и корректируют. Здесь педагогику понимают не как процесс воспитания, а как процесс сопровождения: наблюдать, помогать, поддерживать, а не указывать и надзирать. Читатели журнал подшивают, возвращаются к прежним номерам, ведь темы он поднимает вечные для быстро проходящего детства. Как воспитать силу воли (оказывается, она состоит из 12 качеств). Как повысить самооценку. Как подавить свой гнев, справиться со страхом, обидой, усталостью, негативными эмоциями. Впрочем, данные темы оказываются важными и для других возрастов. Журнал для многих становится помощником и гидом.

Человек с обложки

По коридору школы навстречу Ирине Евгеньевне несется третьеклассник. «Как, скажите, как мне попасть на обложку журнала?!» (Это традиция: каждый номер кого-то презентует.) «Давай подумаем. Вот на обложке Влад Долматов. Он победитель конкурса «Лучший лицеист четверти». Вот Наташа Шелковкина. Она совершила смелый поступок. Ты тоже хочешь быть на обложке? Будь!» Умный ребенок догадывается: «Я понял: у меня должно быть достижение».

Психолог учит детей с раннего возраста вещам совершенно необходимым, но мало осознаваемым сегодняшними взрослыми: не учили их (нас) в свое время, немодно было, неактуальным казалось. Цепочка поступка: идея; цель; достижение цели; результат. Мало желать – надо делать.

Девочка с обложки, симпатичная пятиклассница Наташа, пережила недетский стресс. Ее искусала собака. Возник жуткий страх – боялась выйти на улицу. Потом открылся кашель, лающий, «собачий». Полгода работы с психологом (впрочем, Ирину Евгеньевну она воспринимала не как доктора или воспитателя, а как добрую помощницу, на традиционного психолога она не соглашалась). Наконец кризис преодолен. Девочка принимает решение о личной встрече с собакой. За час она должна приблизиться, познакомиться и подружиться с псом, красивым, хорошо воспитанным, но о-очень большим (английский мастиф все-таки). Она сделала это!

…«Любимый Жук» – авторское издание, это личный бренд Ирины Черкасовой. Уже было несколько попыток перекупить готовый успешный проект с точным социальным попаданием. Не удалось. Ирина Евгеньевна видит свою миссию в психологической работе с детьми нестандартными методами. Журнал по-прежнему выпускается на личные средства. От рекламы отказались. Как выяснилось, были правы. В то время как кризис подрезал рекламные крылья многих изданий, «Любимый Жук» свои крылья только расправил, популярность и спрос на него растут. Учителя и родители, без которых проект не имел бы столь значимого результата, уже ведут речь о юношеском издании, ведь те, кто сейчас учится в пятом, скоро станут старшеклассниками…

Что делать, если родители ссорятся (по версии «Любимого Жука»)

«Тебе нужно:

сохранять спокойствие;

не включаться в ссору;

по возможности не слушать разговор, лучше уйти в другую комнату;

когда ссора утихнет, предложить помириться;

объяснить: «когда вы ссоритесь, мне очень сложно, потому что я люблю вас обоих».

«Я считаю, что в момент ссоры не нужно встревать. Почему? Потому что ссора – это очень серьезно для любого человека, а порой она необходима. Она нужна, чтобы осознать свои ошибки, понять, что ты причиняешь боль и другому человеку, и самому себе. Надо уметь ссориться, осознавать свое поведение и уметь мириться! Даша Шнайдер, 2-й класс».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте