search
main
0

Любимая внеурочка. Как в образовательной программе учесть разнообразные интересы учеников

Процесс обучения и воспитания – это всегда было, есть и будет ответственное дело, требующее конкретных мер и серьезных решений. Рационализация процесса обучения и воспитания, то есть процесса получения знаний, осуществляется путем создания одного из основных документов образовательной организации – образовательной программы. В школах обучаются и воспитываются абсолютно разные дети, каждый из которых имеет свои интересы, свою скорость обучения и многие другие индивидуальные особенности, влияющие на его развитие. В связи с этим образовательная программа позволяет организовать жизнь в стенах школы максимально удобно, учитывая потребности детей каждой возрастной категории. И если она грамотно написана, то можно не сомневаться: урочная и внеурочная деятельность будут организованы правильно, а значит, можно говорить о шансе развить в каждом ребенке уверенность в своих способностях и возможностях.

Ни для кого не секрет, что в соответствии с изменениями в федеральных нормативно-правовых документах в учебные планы образовательных организаций внесен такой раздел, как внеурочная деятельность. В связи с этим внеурочная деятельность детей стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Но с этой самой минуты во многих педагогических коллективах стали возникать вопросы: Что же такое внеурочная деятельность? Что она в себя включает? Как ее организовать?Наше учреждение не стало исключением. В разработанную адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования для обучающихся с задержками психического развития Казанской специальной школы-интерната были внесены изменения – добавлены часы внеурочной деятельности. Мы провели педагогический совет в формате мозгового штурма, на котором педагоги подняли серьезную проблему: как подобрать и организовать мероприятия, чтобы они принесли нашим воспитанникам максимальную пользу и раскрыли потенциал каждого ребенка? В результате были определены курсы внеурочной деятельности в рамках учебного плана и программы внеурочной деятельности, а также формы их организации. Общекультурное направлениеВ нашей школе данное направление представлено следующими курсами внеурочной деятельности: в рамках программы внеурочной деятельности (вторая половина дня) – «Тропинка к своему Я», «Мы все жители планеты Земля», «Мастерилка»; в рамках учебного плана – клубом «Хочу все знать» (1-4-е классы); клубом «Грамотейка» (2-4-е классы), клубом «Юный математик» (2-4-е классы), проектной деятельностью; системой дополнительного образования.Так, основная цель курса «Тропинка к своему Я» – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.В результате реализации этого курса у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Вопрос экологического воспитания в школе-интернате мы решаем благодаря курсу внеурочной деятельности «Мы все жители планеты Земля», в рамках которого детям прививается экологическая культура, которая формируется из взаимосвязанных элементов – передачи экологических знаний, воспитания экологических чувств, формирования экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. В процессе внеурочных занятий воспитатель подбирает соответствующие методы и приемы, которые способствуют эффективному достижению поставленных целей, а именно формирование экологических знаний о природе, усвоение правил взаимодействия с окружающим миром, участие в природоохранной деятельности.Цель курса внеурочной деятельности «Мастерилка» – повышение психоэмоционального состояния через художественно-эстетическое развитие и создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей. Это прекрасное средство развития индивидуальности, духовного обогащения личности ребенка средствами изобразительного искусства и творческой деятельности, развития умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.В результате реализации программы курса «Мастерилка» у школьников будут сформированы такие качества, как художественный вкус, интерес к декоративно-прикладному творчеству, эстетическая культура, творческие способности, доброжелательное отношение к людям и друг к другу.Одним из перспективных направлений работы, способствующих развитию личности ребенка, является также проектная деятельность. Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, эта деятельность развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.Спортивно-оздоровительное направлениеЭто направление представлено в рамках программы внеурочной деятельности курсом «Здоровейка», а также системой дополнительного образования – кружком «Юные спортсмены» и танцевально-оздоровительным кружком «Светлячки».Все эти направления работы способствуют созданию условий для формирования установки на здоровый образ жизни, на развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья и позволяют внедрять здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья школьника; формировать у обучающихся необходимый уровень грамотности по вопросам ЗОЖ; развивать творческую самостоятельность посредством освоения двигательной деятельности; развивать мыслительную активность; повышать интерес к спортивным мероприятиям; систематически проводить мониторинг диагностики здоровья и психофизического состояния учащихся; способствовать общему разностороннему развитию воспитанников школы-интерната; преодолевать отклонения в психическом и физическом развитии.Нравственное направлениеВоспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Так как наша образовательная организация является начальной ступенью образования детей с ЗПР, важно заложить основы духовно-нравственного развития и воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Через реализацию курса внеурочной деятельности «Я – гражданин» предполагается освоение учеником своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.В процессе внеурочных занятий педагоги используют педагогический потенциал социального окружения, чтобы помочь учащимся школы-интерната освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Курс включает занятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Во внеурочные мероприятия воспитатели привлекают ветеранов ВОВ и труда, воинов-афганцев, ликвидаторов-чернобыльцев в целях сохранения преемственности славных боевых и трудовых традиций; проводят встречи с интересными людьми, народными фольклорными коллективами; проводят экскурсии в краеведческий музей; сотрудничают с библиотекой; организовывают представления, викторины; принимают участие в социальных и сетевых проектах, посвященных патриотизму, милосердию, добрым делам. Конечным результатом реализации курса должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина.Социальное направлениеЭто направление представлено в рамках программы внеурочной деятельности Казанской специальной школы-интерната курсом «Мы живем среди людей». Целью курса является формирование социально активной личности воспитанника, способной успешно ориентироваться в обществе, формирование социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.P.S. При наличии грамотно написанной образовательной программы знания по предметам школьного цикла находят свое естественное продолжение в разнообразных видах внеурочной деятельности школьника. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию личности, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни. Заинтересованность Казанской специальной школы-интерната в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только требованиями к ее включению в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных и особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека – удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как воспитанник выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов.Казанская специальная школа-интернат – лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016. Участвуйте в конкурсе и вы! Подробнее о правилах 2017 года: http://ug.ru/contest/school. Материалы принимаются до 15 октября.Людмила МУХИНА, заместитель директора по УВР Казанской специальной школы-интерната, ст. Казанская, Ростовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте