У многих российских педагогов при словах «дистанционный конкурс» сразу возникает имя центра дополнительного образования «Снейл». Но немногие знают, что это омское изобретение.
Когда в 90‑х в школах появился Интернет и возникло новое направление в образовании – дистанционное конкурсное движение школьников, Юлия Нацкевич работала учителем информатики. Стало интересно организовать и провести дистанционный конкурс. Сайт сделали с учениками сами, задания разработали с коллегами. Разместила объявление о старте конкурса на сайте Ассоциации научных и учебных оpганизаций – пользователей компьютерных сетей пеpедачи данных. Нужны были грамоты для победителей с печатью и подписью. А этого сделать сами уже не могли. Первые грамоты подписывались директором школы, в которой работала Нацкевич. Затем были хождения по разным административным зданиям и организациям. Все было непонятно, сложно, требовало бумаг и согласований… Выход нашелся – регистрация собственной компании!
– На придумывание имени для новой организации был потрачен один вечер с коллегой и будущим соучредителем, – смеется Юлия. – Выбирать название мы отправились в Интернет, что очень забавно для 90‑х, и нечаянно на глаза мне попалась картинка веселой улитки. Мы увидели в ней себя, непринужденно движущихся к новому. И даже шуточный девиз придумали: «До горизонта не дойти, но сколько нового в пути!»
Первые конкурсы, которые начал проводить центр в 2000 году уже под именем «Снейл», – по английскому языку и на английском языке. Обязанности распределили просто: учитель информатики отвечает за сайт, продвижение, организацию проведения, учитель английского языка – за конкурсные задания, тексты для продвижения мероприятий. Постепенно стали подключать друзей, коллег: родились конкурсы по математике, МХК, психологии.
– Наша команда в тот момент – это исключительно своя школьная тусовка, а набор конкурсов – просто кто какой конкурс написал, – рассказывает Юлия. – Конечно, об исследовании рынка речи не было. Да и не было рынка. Но и понимания ценности этого образовательного продукта не было ни у нас, ни у участников. Нам просто было интересно создавать конкурсы с помощью интернет-технологий, а ребятам – участвовать в них. Много позже идея приобрела очертания, появилась идеология команды и того продукта, который создаем. Главное – не пришлось искать компромисс для себя: мы учителя и по-прежнему учим детей. Только с помощью других технологий: не с мелом и ручкой, а с планшетом и компьютером. Учим всегда, в любом месте, в любое время и на любом устройстве.
Этап становления связан с приходом в команду еще одного партнера в 2006 году. Тогда появились конкурсы по всем школьным предметам для всех возрастов. Центр «Снейл» стал полноценной образовательной структурой. Постепенно пришлось отказаться от первых конкурсов, с которых все начиналось, они не совпадали с идеологией центра.
– Мы пришли к тому, что нашим продуктом будет конкурс по принципу «пришел и сделал», – объясняет Юлия. – Увидели, что дети не любят «длинные истории», этапность в Интернете. Они после 1‑2 этапов не возвращаются к заданию, теряются. Нужен тьютор, а у нас не было такой возможности. И мы остановились на формате конкурса. Одни из первых в дистанционном образовании обосновали, что конкурс может быть элементом образовательного процесса, настроен и на формирование умений и навыков, и на получение знаний. И это уникальная снейловская позиция.
Сегодня «Снейл» – это и традиционные дистанционные конкурсы, и обучающие, и конкурсы-игры, цель которых – повысить мотивацию к получению знаний. Они проходят еще за более короткое время – обычно равное уроку. Есть и новые направления. Например, подготовка детей к ЕГЭ, образовательная робототехника (у центра появилась школа робототехники «РобоПолигон» в Омске).
– Для нас важным является именно формат школы, мы стремимся, чтобы наши ученики, посещая «РобоПолигон», не просто увлеклись робототехникой и научились мастерить и программировать, – говорит руководитель «Снейла». – Мы хотим, чтобы они получали системные постепенно усложняющиеся знания от года к году, как это происходит в школе. Мы разрабатываем методическую базу: комплекс занятий, учебников и тетрадей, готовим педагогов робототехники. В 2018 году выиграли президентский грант на проект «Школа преподавателей робототехники» и будем бесплатно обучать учителей региона.
Из самых значимых проектов Юлия Нацкевич вспоминает «Неизвестные лица Второй мировой», теперь это «Книга подвига». Начался он, еще когда она работала в школе, но четкость приобрел в 2015 году. Это краудфандинговый проект, который создается всеми желающими: своеобразная народная летопись. Каждый ребенок может рассказать историю героев войны, имена которых не слишком известны, но память о них хранится в семейных архивах. Сейчас в Книге Памяти размещено 4350 рассказов о героях, юные авторы из России, Казахстана, Молдовы, Украины поделились семейными историями о победителях. Каждый рассказ – это чьи-то жизнь и подвиг.
Еще один важный проект – «Книга добра», инициатором которого стала педагог Татьяна Кононова, о которой писала «УГ». Татьяна переехала в Москву, усыновила ребенка с тяжелым генетическим заболеванием. Детям предлагалось описать, нарисовать свое понимание добра, рассказать о добром поступке. Любом – о помощи бабушке, заботе о малышах, уходе за цветами. Нацкевич считает, что важно научить видеть большое в повседневности, ценить доброе отношение к миру, быть открытым и отзывчивым. А в этом проекте нужно было остановиться и подумать: а сам ты добр? Все заработанные средства «Снейл» передал фонду «Помоги спасти».
Новая высота – это конференция «Информационные технологии в образовании», которую центр проводит в Омске в дни международного ИТ-форума.
– Этот проект мы начали из фантастической задачи – провести крутое яркое мероприятие об образовании, – признается Нацкевич. – Очень хотели, чтобы Омск стал центром притяжения педагогов, которые интересуются перспективами дистанционного образования, применения новых технологий; чтобы наши учителя стали говорить, как образование может менять жизнь детей, как само меняется. Потому что дети сейчас часто об Интернете и его образовательных возможностях знают больше. Мы хотели, чтобы конференция была живой, интересной, открытой. В 2019 году, на третьем году ее жизни, задумка удалась. Были прекрасные секции, интереснейшие темы, звезды школы – учителя, педагоги дополнительного образования, воспитатели, директора. Оказалось, что в Омске есть прекрасные примеры цифровых школ, уроков, практик. Мы очень хотели, чтобы об этом знали в других регионах, в стране.
Недавно «Снейл» стал партнером Университета Национальной технологической инициативы и сейчас в рамках сетевого интенсива работает над ним со студентами омских вузов. Это заброс в будущее – в цифровое образование.
– Мы долго размышляли, кому нужны и нужны ли наши конкурсы, – говорит Юлия. – Около 20 процентов участников «Снейла» стали постоянными. Сообщество педагогов «Снейла» есть в каждом городе России, и отзывы педагогов о наших конкурсах помогают делать их лучше. Мы задумываемся о том, чтобы в регионах был наш представитель, чтобы использовать продукты «Снейла» в образовательном процессе. Недавно выяснили, что опыт использования наших конкурсов анализируется в научных статьях педагогов, методистов, исследователей. Это говорит о том, что наша стратегия «люби то, что делаешь» верна.
Эту уверенность подкрепляет то, что «Снейл» теперь экспериментальная площадка Федерального института развития образования по проекту «Математика дома». Хотя дистанционное образование еще не пришло в школы, центр хочет предложить школьникам альтернативу: изучать предмет по-другому – с набором игровых механик, с нелинейным построением образовательного маршрута, совмещая разные формы обучения и форматы. То есть строить свой образовательный маршрут, используя конкурсы не как контроль знаний, а как механику обучения.
– У нас нет возможности стоять на месте, мы должны постоянно смотреть вперед и отслеживать происходящие в обществе, в мире, в мировом образовании, в технологиях изменения, – считает Нацкевич.- Самое трудное – искать сотрудников. Мы постепенно растем, открываются новые направления, нужны педагоги, авторы, менеджеры.
Хороших специалистов мало: они должны быть знающими, эрудированными, уметь работать в команде, адаптироваться под постоянно меняющиеся условия, обладать высокими навыками коммуникации, стрессоустойчивостью, верить руководителю, иметь свою позицию и уметь ее защитить. Но прежде всего наш сотрудник – профессионал в своей предметной области. Это все навыки XXI века. Найти готового очень сложно.
И поэтому центр стучится в вузы. Давно сотрудничает с Омским педагогическим университетом, а в этом году подписывает долгосрочное соглашение о сотрудничестве, согласно которому становится постоянным местом практики для будущих учителей и поможет готовить специалистов для школы будущего. Начали работать с педагогическим колледжем №1, приглашая студентов освоить курс «Школа преподавателя робототехники». Может быть, в условиях реальной педагогической работы у ребят появится представление о том, что сегодня педагог должен быть мобильным, постоянно развивающимся. Не урокодателем, а учителем.
Комментарии