search
main
0

«Люби Россию в непогоду»

Трудные вопросы и сложные решения

«Люби Россию в непогоду» – так называется сборник публицистических статей, написанных в начале нашего века выдающимся русским писателем, фронтовиком, автором замечательных произведений «Не стреляйте белых лебедей», «А зори здесь тихие…», «Завтра была война» Борисом Васильевым. Его произведения надо читать, думать о них, спорить с автором, а главное – ценить неравнодушных людей с больной совестью.

Любить в непогоду – это тяжелый труд, это мучительное погружение в самого себя, это душевные страдания. Любить же в солнечную погоду – это легко, весело, радостно! Но мне близка пушкинская мысль «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Я верю, что страдания, переживания, трудные вопросы будят мысль, укрепляют душу, зовут к диалогу с другими, далекими и близкими. Я учитель, и мне важно знать, понимают ли и принимают ли меня, мои убеждения ученики. Боюсь, что не всегда!

«Мы живем в эпоху величайшей смуты. Правда и ложь, честь и бесчестие, верность и предательство, вера и лицемерие вот уже больше тридцати лет преднамеренно смешиваются и подмениваются для того, чтобы духовно оглушить и ослепить людей, вызвать в душах замешательство, растерянность и беспомощность…» – так в 1949 году писал выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин. Мне кажется, его слова актуальны и сегодня. Чему мы, учителя, должны учить и как жить, чтобы существующие нравственный релятивизм и правовой нигилизм не стали ориентирами в жизни и образовании наших учеников?

Современная ситуация в нашем мире заставляет еще раз задуматься о вечной борьбе добра и зла. В последнее время многим людям кажется, что зло становится сильнее, напористее. Наши ученики это чувствуют и, увы, заражаются не только вирусом омикрона, но и вирусами эгоизма, стяжательства, равнодушия. И что самое опасное, не замечают этого нравственного заражения. Не замечаем порой и мы!

В ноябре прошлого года у нас в гимназии прошла дискуссия среди старшеклассников, приуроченная к 200-летию Федора Михайловича Достоевского, «Камо грядеши» («Куда Ты идешь, Господи?»). К моему удивлению, разговор получился взволнованный и острый!

Молодые люди задаются вопросом: если Бог есть и он несет добро, то почему так много зла? В романе Достоевского «Братья Карамазовы», в главе «Легенда о Великом Инквизиторе», звучит мысль о том, что Богу пришлось допустить зло, чтобы оставить свободу человеку. Ибо насильственно навязанное добро в конечном счете таковым не является. Условием добра остается свобода. Свобода – это постоянное состояние выбора между добром и злом, но, чтобы люди выбирали добро, надо искать согласие между людьми и понимание каждого каждым. Но это так трудно, почти невозможно…

Добро сильнее зла! Так я считаю. Ведь зло для достижения своих целей может рядиться в одежды добродетели. Такой вывод прозвучал на диспуте. Пришли мы к истине? Нет! Но мы нашли, как мне кажется, некоторые точки согласия! «Кто не пробовал горьких вещей, тот не заслужил сладких».

Любовь к своему Отечеству – горький хлеб. В нашем школьном музее «Школа. Война. Блокада», которому уже 42 года, есть документы, в которых добро и сострадание, дружба и боль, мечта и надежда. На одной из фотографий ученики нашей школы №166 Сергей Ильин и Евгений Шошин. Они были неразлучными друзьями. Сережа и Женя пришли в 1-й класс нашей школы в 1935 году. Из воспоминаний Сергея Львовича Ильина: «Школьные годы – это самое прекрасное время, правда, понимать это начинаешь уже много позже… Наш класс был очень дружный. С некоторыми товарищами мы не теряли связи, даже уехав из Ленинграда в эвакуацию во время войны. Но главным моим школьным другом и всей последующей жизни до его кончины в 2002 году был Женька Шошин…» Великую Отечественную войну и блокаду мальчики встретили в возрасте 14 лет. В один из ноябрьских дней 1941 года, подходя к школе, дети увидели, что она оцеплена веревками с красными флажками и доступ в нее перекрыт. В подвале здания лежала неразорвавшаяся фугасная бомба. В связи с этим занятия были приостановлены. Оставшихся школьников перевели в другое здание, на Греческом проспекте Ленинграда. «Там мы сидели, не раздеваясь, за учительским столом кружком с учителем и пытались что-то записывать, несмотря на замерзающие чернила, отогреваемые собственным дыханием» – в этих строчках блокадного дневника ленинградского школьника нет высоких слов о патриотизме, о любви к своему городу. Но в описании повседневной жизни в тяжелые времена чувствуется любовь к своим друзьям, учителям, а значит, в непогоду укрепляется любовь к своему дому, к своим ближним, к Родине! Я в это верю! И об этом надо говорить взрослым с детьми, учителям с учениками.

В последние годы витает вопрос: а надо ли все это помнить? Может быть, просто перевернуть страницу истории и жить сегодняшним днем, думая о будущем? Ответ на этот вопрос дал еще в 1963 голу ленинградский поэт Вадим Шефнер в своем стихотворении:

Стоит ли былое вспоминать,

Брать его в дорогу, в дальний путь?

Все равно – упавших не поднять,

Все равно – ушедших не вернуть,

И сказала память: «Я могу

Все забыть, но нищим станешь ты,

Я твои богатства стерегу,

Я тебя храню от слепоты».

Наши ученики, сформированные в последние десятилетия в ценностях общества потребления, в условиях пропаганды необходимости комфортного существования в обществе, пропаганды философии успешного человека, часто не готовы к трудностям, ограничениям нашего времени. Их молодые родители, дети перестройки, тоже считают, что «где тепло, там и Родина». А если холодно, дождь, снег и сильный ветер? Что делать?

Давайте прочитаем известные поэтические строчки Булата Окуджавы и подумаем вместе с учениками, друг с другом…

Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем, но зато умрешь, как человек.

Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2003, директор гимназии №166 Санкт-Петербурга, фото автора

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте