Эти заметки написаны под впечатлением от общения и совместной творческой работы с ребятами в реабилитационном лагере, который был создан автономной некоммерческой организацией реабилитации детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями «Дети» (директор – Марина Александровна Гусева, врач – Григорий Янкелевич Цейтлин, заведующий отделением реабилитации Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии).
Физически побеждая тяжелую болезнь, малыши и подростки сталкиваются еще с одной проблемой – им трудно адаптироваться в обществе. Отсюда и сложности в школе, конфликты, замкнутость, неуверенность в своих силах. Долгие годы лечения, боль и страдания вырывают детей из знакомой среды. Им приходится практически начинать жизнь заново. В помощи нуждаются и близкие им люди – родители, которые проходят тяжелый путь к выздоровлению своих детей, братья и сестры, которым тоже нелегко. В лагерь ребята приехали не просто отдохнуть от учебы, дома, а для того, чтобы научиться работать над собой, ладить с людьми, доводить начатое дело до конца, а потом прийти в школу и избежать старых проблем. Мы, педагоги, психологи и вожатые, старались, используя свои профессиональные и человеческие возможности, помочь детям.
ень знакомства. Первый день всегда напряженный. Дети приехали из разных городов, немного смущены неизвестным. Как поскорее познакомиться? Как может в этом помочь художественное творчество?
Первые задания не связаны с высокой техникой рисования, потому что дети и так неуверенно держатся на занятии. Звучит традиционное: «Я не умею рисовать, у меня ничего не получится», а в глазах читается: «Оставьте меня в покое».
Задание с «ладошками». «Обведите свою ладошку, украсьте ее такими деталями, цветом, которые характеризовали бы вас как неповторимую личность». Это задание было встречено с большим интересом, потому что захотелось о себе рассказать и о других узнать. Все «ладошки» мы скомпоновали в большое «дерево дружбы», а «корнями» стали такие же «ладошки» всех взрослых. Таким образом, команда познакомилась друг с другом. Дети даже писали на «ладошках» свои адреса, чтобы можно было потом общаться с друзьями. Дерево стало символом нашей команды на всю смену. Это задание направлено на то, чтобы поскорее снять внутреннее напряжение, которое чувствуется практически в каждом ребенке, помочь выйти из своей скорлупы, войти в мир людей.
«На что похож свободный отпечаток на бумаге?». Прошу придумать название получившейся картины и описать свои образы словами. В этом задании рисунок и слово дополняют друг друга, и дети смелее включаются в творческий процесс. Не страшно рисовать, когда помогаешь себе словом, ярче вырисовывается образ. Проговаривая свои мысли, можно освободиться от груза тяжелых воспоминаний и ощущений, порадоваться новым впечатлениям. Вот образцы некоторых работ:
«Взгляд в темное прошлое». Ирина С., 15 лет.
…Это взгляд в прошлое, в пустоту…
…Остались воспоминания, кошмары, страх, боли, угрызения совести, раскаяние…»
«Жизнь на кончике пальца». Иван Р., 17 лет.
…Каждый цвет в картине – цвет моего настроения: черный – пустота, зеленый – зрелость души, красный – любовь, оранжевый – сосредоточенность, желтый – желание жить, белый – безмятежное пространство, синий – вера».
«В ожидании дождя». Данил Р., 15 лет.
«Забытое старое». Ангелина П., 16 лет.
«Переполнение чувств». Х.
…на картине я выражаю свои чувства к одному человеку. В данный момент эти чувства переполняют меня…»
Комментарии к рисункам поражают своими недетскими размышлениями. И в следующем задании хочется настроить ребят на веселый лад.
«О самом веселом и смешном звере». Конкурс рисунка.
Мы специально проводили этот конкурс на воздухе, среди сосен и яркого солнца. Дети могут работать группами или в одиночку. Наблюдая за ними, отмечаешь, как они смеются над совместными решениями, тщательно продумывают названия. Это задание помогает уйти от грустных мыслей.
А младшие ребята рисовали, с их точки зрения, самое радостное и веселое вокруг них. И получились рисунки «Портрет Солнышка» (Максим П.), «Яблочное дерево» (Вероника А., 7 лет), «Очень красный цветок» (Иван З., 8 лет), «Гонки на воде» (Паша Ш., 9 лет), «Летят по небу облака и птицы» (Миша Ш., 9 лет) и т.д.
Как трудно уговорить робких детей не бояться взять карандаш в руки, убедить, что каждый их рисунок неповторим! Мы рисуем сказочную птицу, каждый свою, маленькую. А потом соединяем их все вместе, и получается большая «Птица Счастья».
Приподнятое настроение во время работы и, конечно, всеобщее обозрение работ на постоянно действующей выставке, похвалы автору освобождают ребят от зажатости и укрепляют в них чувство успешности, что побуждает творить дальше и усложнять задания. Важно, что мы не принуждаем детей к творчеству. Любой может встать и уйти или остаться и не рисовать. Отслеживая процесс работы детей, убеждаешься, что с каждым разом все больше ребят хотят участвовать в создании произведений.
К сожалению, неуверенность и внутреннее недовольство собой приводили иногда к тому, что авторы очень удачных рисунков хотели разорвать, уничтожить их и при этом спрашивали, почему ты против этого. Может быть, в тайне они мечтали о комплиментах, одобрении? «Вам правда нравится? Почему?»
И вот занятие рисованием переходит в общение, беседу, и ты превращаешься из педагога просто в человека и радуешься, что дети идут на контакт с тобой. Они могут быть откровенны и открыты. И ты боишься потерять эту связующую нить. Перед тобой открывается мир детей, которые, пережив мучительное лечение, сочетают в себе детскую наивность, инфантильность, как будто время отбросило их назад, и недетскую мудрость в суждениях. Они осторожны и вместе с тем доверчивы и непосредственны. И ты начинаешь ощущать огромную ответственность, когда эти много познавшие дети доверяют тебе, и стараешься не разрушить совершенно особые отношения, сложившиеся за эти дни.
Каждый день, анализируя работы, приходилось корректировать следующие задания, усложнять их, изменять акценты, исходя из мельчайших проявлений интереса, проблем общения. Как вытащить детей из своей раковины? Как помочь почувствовать себя взрослыми?
Сказки для маленьких. «Ребята, представьте себе, вы скоро вырастете и сами станете родителями маленьких детей!» А малыши часто задают вопрос «почему?». Как ответить, чтобы было интересно маленькому человеку? Рассказываю сказку Киплинга про Слоненка, африканскую сказку о том, почему у людей разный цвет кожи. «Вот и вы ответьте в сказочной форме на вопрос «почему?». Приятно почувствовать себя взрослыми, и ребята сосредоточенно включаются в эту игру. Так родились сказки для маленьких и иллюстрации к ним.
«Почему у свиньи хвост крючком?». Полина Л., 13 лет
У одной принцессы жила дома свинья. Принцесса очень ее любила и, наряжаясь, всегда делала такой же наряд своей любимице: принцесса в платье, и свинья в таком же платье, принцесса в туфельках – свинья в туфельках, у принцессы в руках сумочка – у свиньи на шее такая же висит.
Но однажды, собираясь на бал, девушка сделала себе красивую завивку. Глядя, как довольная хозяйка вертится перед зеркалом и любуется на свои локоны, свинка недовольно хрюкнула.
– Ах, бедняжка, – воскликнула принцесса, – я же про тебя забыла!
Девушка задумалась о том, как сделать завивку свинье: волос ведь у нее не было! И вдруг она обратила внимание на ее хвостик. Принцесса накрутила его на бигуди, и через некоторое время он превратился в милую завитушку.
После бала (а на нем у принцессы и у свинки было множество поклонников) обе красавицы вернулись в комнату. Принцесса помыла голову и расчесалась – ее волосы снова стали прямыми. А свинка полюбила свой новый хвостик и решила никогда его не распрямлять.
«Почему трава зеленая?». Аня И., 13 лет
Почему трава зелена?
Зелена трава-муравушка,
Потому что светит солнышко,
Потому что глазки радуются,
Видя зеленый цвет.
Потому что яркое лето
В свои права вступило.
Потому что это цвет Земли,
Цвет радости и счастья,
Цвет Жизни!.. и Удачи.
Люби зеленый цвет,
Мальчишка и девчушка!
Люби цвет Жизни!
«Куда плывут облака?». Анна И., 14 лет
Облака плывут вокруг нас – уже далеко скрылись за полосу горизонта, а ты все смотришь им вслед, наблюдаешь… Облака плывут далеко! Иногда, если присмотреться, можно увидеть среди них какое-нибудь животное или еще что-то неизвестное. Куда плывут?
«Почему у леопарда пятна?». Данила Я., 12 лет
Однажды в джунглях жила кошка-леопард. Она была желтого цвета, и все у нее было хорошо. Но однажды, на закате, лег спать леопард на ветку дерева. И случилось так, что ветка не выдержала и сломалась. А зверь плюхнулся в грязь. Напрасно леопард отряхивался, он все равно не смог стереть оставшиеся пятна. И так они у него и остались!
«Почему у жирафа длинная шея?». Марго О., 14 лет
Раньше у всех жирафов были обыкновенные шеи, как у других зверей – антилоп, косуль, оленей… Там, где они жили, было много хищников. Чтобы было безопаснее, животные старались пастись рядом друг с другом. А чтобы вовремя выследить хищника, они по очереди следили за тем, что творится вокруг. Большинство зверей паслись, опустив голову, только жирафы стояли, задрав голову – ели листья на самых высоких ветках и следили за обстановкой. И так часто они вытягивали шеи, глядя вокруг, что стали вообще длинношеими.
«Почему страусы не летают?». Сережа П., 13 лет
Раньше все страусы летали, они были самые большие летающие птицы. Но однажды один страус возгордился – мол, я самый большой и поэтому должен летать выше всех. И с этими словами взял и полетел. Он взлетел так высоко, что Солнце обожгло ему крылья. Даже упав на землю, он снова попытался взлететь, но было поздно. И теперь он быстро бегает, но не летает.
Порой я замечала, как более взрослые ребята утешали младших. Если вдруг стало грустно, или захотелось к маме, или болит что-то – прижмут к себе и стоят тихо…
«Цветочные фантазии». Мы рисовали и сочиняли, теперь пора объединить слово, изображение, музыку и создать наше первое художественное событие – «Цветочные фантазии».
На дворе лето, и наш театральный праздник проходил на природе. Сцена – поляна под соснами. Каждый условный возрастной отряд сосредоточился на придумывании сказочных историй о цветах. Мы, взрослые, играли роль консультантов и вдохновителей. Малыши придумали сказку, в которой добрые Одуванчики победили злого Дракона, средние превратились в жителей леса и воды – леших, русалок и т.д., а старшие решили обыграть древние мифы о цветах.
Костюмы делались из жатой бумаги, ватмана и ткани. Наш холл превратился в настоящую художественную мастерскую. И глядя, как радовались ребята, примеряя свои костюмы, я убедилась, как трудно и важно для детей входить в мир своих сверстников и быть на равных со всеми. Во время подготовки к выступлению потихоньку уходила робость, дети начинали чувствовать себя красивыми и уверенными в себе. И среди этого веселья и красоты наша ведущая – Фея Цветов захотела рассказать о себе от имени ромашки. Так родилась полевая Принцесса, которая и открыла Праздник Цветов.
«Хорошо быть ромашкой. Стоишь в поле с другими ромашками, а легкий ветерок слегка колышет твои белые реснички. Бывает, проползет по твоему стебельку муравей или еще какая букашка, пощекочет немного и убежит куда-то в травку. Или прилетит яркая бабочка, сядет на головку и будет пить нектар.
Милый народ – бабочки. Каждая из них особенной окраски, каждая по-своему красива. Они похожи на цветы, только летающие. Иногда сядет бабочка, а ты ее спросишь: «Как дела?» «Да ничего, живем потихоньку», – ответит та. Порой заговоришься так, что бабочка скажет: «Ой, заболталась я с тобой, ромашка, а мне ведь еще с цикорием надо поговорить!» И улетит. А ты думаешь: «Суетливый народ эти бабочки, вечно спешат куда-то. Не то что мы, ромашки – стоим в поле всю жизнь и размышляем о жизни. Разве не прекрасно?»
Бывают, к сожалению, и неприятные моменты. Наползет, например, тля – и начнет стебель поедать. И когда думаешь, что уже ничто тебя не спасет, прилетит божья коровка и избавит от всех мучений. Прошелестишь ей свое цветочное «спасибо», а она прожужжит в ответ: «Тебе спасибо, что накормила!» – и улетит. А бывает, придет человек, сорвет головку (а то и весь стебель оторвет) и начнет гадать: любит или не любит. Или нарвет много-много других ромашек и цветов и унесет с собой.
А еще после каждого лета наступает холодное время, которое люди называют словом «осень». Облетают с нас лепестки-реснички, темнеет серединка. Но проходит осень, проходит снежная зима. Да, мой стебель отмирает, но корни продолжают жить. И в конце весны, пропитавшись энергией солнечного тепла и света, выпускаем мы новые стебли, на них вырастают новые желтые глазки-серединки и белые лепестки-реснички.
И начинается новое лето, новая жизнь. Расправишь свои лепестки, вдохнешь свежего воздуха и подумаешь: «Хорошо все-таки быть ромашкой!»
Детям нужны зрители. Их была целая поляна перед «сценой», на ней расположились родители (был родительский день) и просто жители санатория – все, кто захотел. Для детей это была настоящая радость. И признание своей значимости.
Общение с миром вокруг. Мир вокруг прекрасен. Как получить радость, соприкоснувшись с ним, научиться преодолевать трудности, почувствовать себя сильным? Конечно, надо отправиться в поход! Тарусский заповедник, сосновый бор, река, сосны, холмы, песчаные берега и наши маленькие путешественники, среди которых некоторые первый раз оказались один на один с природой. Очень многое было в первый раз для детей. И, читая потом их впечатления, улыбаешься тому, что запомнилось больше всего:
«…Понравилось идти вброд босиком, есть у костра суп с картошкой, и петь ночью песни, и просто смотреть в небо, и почти не спать всю ночь…»
У нас, как и в каждом коллективе, были дети, которых утомляет большое количество людей вокруг, которые иногда хотят уединиться. Вот с такими ребятами мы отходили от нашего лагеря, искали интересные кадры, наблюдали за охотой паука и полетом коршуна, по следам очень хотели найти кабана, познакомились с новыми растениями, которые нигде больше не растут, попробовали лесную клубнику. На наших кадрах бабочка, сидящая на пальце, портрет лягушки, коряги, похожие на сказочных существ, портрет заходящего солнца и, конечно, пейзажи Тарусского края. И разговоры, когда ребята раскованны и свободны… Впечатления от окружающего мира бесценны. Гармония с миром раскрепощает ребенка, он становится самим собой, радуется жизни, хочет творить.
Подарки другим. Задание – сделать подарок для своих родных или друзей, доставить радость людям, которые тебя любят. Мы расписываем посуду. Убеждаем робких, что для любящих людей будет приятно любое их творчество. На тарелках и чашках возникают образы, которые всплывают в памяти как впечатления от увиденного вокруг – цветочная поляна, волшебный павлин, деревья, звери и птицы, пейзажи и узоры. Задание увлекает детей, и, когда мы раскладываем готовые работы подсохнуть, получается целая коллекция ярких и радостных изделий. А авторы уже расспрашивают, что будем делать в следующий раз.
Витражи. Каждому приятно почувствовать себя нужным, ощутить свою значимость. Мы создаем витражи, чтобы украсить интерьер своей мастерской. Сначала делаем эскизы, затем сами витражи. Материал – оргстекло и цветные пленки. Витраж сияет на солнце, и авторам приятно слышать слова восхищения в свой адрес. Еще один шаг вперед – мы сделали работу не для себя лично, а для всех.
Спектакль «Золушка». Наш самый главный режиссер, Людмила Николаевна Огородова, предложила ребятам создать мини-спектакль по мотивам сказки «Золушка». Но актеров оказалось всего десять человек. Как задействовать всех остальных? Наша мастерская превратилась в театральный зрительный зал. Мы решили сделать декорации на стене и импровизированной сцене в виде сказочного города, создать тыкву, символические часы и хрустальный башмачок, макеты, объемные башни и замки, очаг, лес… Дети работали вместе со взрослыми. Главное – каждый ощущал себя причастным к большому и серьезному делу. Об актерах говорить не приходится. Они были счастливы, когда зал награждал их овациями и просил автографы после спектакля.
Когда радостно или грустно. Отрывки детских впечатлений о лагере.
«Хорошо, когда играешь, делаешь что-то красивое. Грустно – когда дождь. Зато после дождика – радуга, и становится хорошо». Лера М., 4-й отряд.
«Мои новые друзья – это весь 2-й этаж. Мне жалко с ними расставаться…». Максим П., 2-й отряд.
«…В лагере очень хорошо. Я мастерила ежика из теста, рисовала яблочное дерево, замок – он был нужен для сказки. У меня много друзей – Аня, Тоня, Настя, Вика, Даня, Наташа, Света… Я с ними подружилась в лагере…». Вероничка, 4-й отряд.
«За три недели произошло много событий для меня: мы ходили в поход, ездили в Парк птиц, играли, у меня появилось много друзей. В лагере время проходит очень быстро, потому что мы заняты весь день…». Аня К., 3-й отряд.
«…Мне понравилось, как я делала витраж, расписывала посуду, ежиков, икебану. И я делала туфельку для Золушки (она получилась очень красивая). Я встретила друзей, наконец, полюбила мальчишек, хотя иногда они так надоедают!..». Настя П., 10 лет.
«…Мне было хорошо, когда приехали наши друзья из «Трансаэро» и проводили конкурсы. И как я делал декорации и эскизы, часы, замки. И как с Григорием Янкелевичем придумывал конструкцию к часам, чтобы двигались стрелки. Я работал, как взрослый. Радостно, когда игры, подарки. Грустно, когда со мной не дружат». Валера.
«…Я очень люблю свой отряд и обожаю своих соседок по комнате Иру и Иришку, они стали мне самыми верными и близкими подругами. Эта смена была самой лучшей за мою жизнь». Настя, 1-й отряд.
«…Радость для меня – это когда рядом настоящие друзья…». Полина Л., 2-й отряд.
«…Моя жизнь очень изменилась, когда я приехала в этот лагерь, все было ново и необычно. Меня захлестывали эмоции… Я радовалась каждому дню… Наши дни наполнялись интересными событиями и мастерскими. Мне очень нравится рисовать… Я не успевала скучать и грустить. Мне понравился поход и что ребята беспокоились, чтобы я не замерзла. Здесь ребята очень искренние, добрые и отзывчивые… Когда я приеду в Москву, я буду очень скучать по лагерю и ребятам… Я очень надеюсь, что и меня кто-нибудь вспомнит…». А., 1-й отряд.
«…Я встретил девочку с невероятно красивыми глазами. Я ухаживал за ней, дарил шоколадки и водил на дискотеку. Но у нее была вредная соседка, которая постоянно нам мешала и поссорила нас… У нас были замечательные вожатые, педагоги и психологи. Из лагеря и уезжать не хочется. Вот бы остаться здесь еще подольше, и потом еще, и еще… и так далее». С., 2-й отряд.
«…Каждый пишет что-то свое, а я хочу написать о моих чувствах к лагерю, людям, которые с нами 24 часа. Лагерь – место, где ты можешь парить, как птица, которую выпустили на миг, за который ты должен познать жизнь без родителей, справиться с трудностями и преодолеть барьер чувств. И вот я парю, пытаясь справиться с чувствами и эмоциями, переполняющими меня… Добрые люди окружали меня, помогали, приходили на помощь, всегда поддерживали меня…». И., 1-й отряд.
Воздействие искусством – лишь малая часть программы реабилитации ребят. Чего мы добились за три недели? Очень малого – остались нереализованными идеи, которые возникали по ходу общения, мы только начали сотрудничать вместе. Очень многого – мы помогали детям учиться общаться друг с другом, видели, как раскрываются их прекрасные качества, как замкнутость и неуверенность сменяются радостью нахождения друзей. Уходило недоверие к окружающим людям. Возникло желание выразить себя в творчестве.
Еще раз убедилась, что художественное творчество (терапия средствами искусства) дает возможность почувствовать себя уверенным в своих силах, компенсирует негативные переживания. Творчество помогает стать самим собой, вступить в гармонию с миром, концентрирует внимание на выздоровлении. Жизнь в одной лагерной компании детей разного возраста, общие дела, забота друг о друге преображают их, убеждают в том, что даже за три недели можно преодолеть множество своих комплексов, а значит, в дальнейшем облегчить себе жизнь в школе.
Последний день. Письма друг другу, пожелания, добрые слова и маленькие символические подарки друзьям, обмен адресами и желание еще не раз встретиться опять.
Такую помощь в реабилитации нужно оказывать постоянно, помогая ребятам поверить в себя, в свои силы, заставляя их активно входить в большой мир.
Наталия БОГДАНОВА, заслуженный учитель РФ, учитель изобразительного искусства средней школы №807, Москва
Комментарии