терпи,
прощай
Директорский клуб “УГ”
Удостоверение
ЧириКОВ
Владимир Иванович
Директор Поросинской сельской школы
Томская область
ще совсем недавно это небольшое сибирское село Поросино Томского района одноименной области окружали совхозные поля. Но вот совхоз исчез, осталось крошечное акционерное хозяйство, не способное дать всем жителям местных сел работу.
Зеленым оазисом в пустыне выглядит сельская школа. Кругом разруха, запустение, гнетущая обстановка безысходности, а здесь не растерялись – школе удалось без шефов и спонсоров удержаться на плаву, сохранить ученический коллектив. Их искусству выживания теперь едут учиться со всех концов страны. Нередки иностранные гости.
Школе всего пять лет, четыре года в ней директором Владимир Иванович Чириков. За это время 32-летний руководитель сумел создать коллектив единомышленников. Предложенную им концепцию эколого-эстетической школы поддержали.
Вся учебно-воспитательная работа в Поросинской школе зиждется на “трех китах” российской классической педагогики: Ушинский, Макаренко, Сухомлинский.
Учитель русских учителей привлек Чирикова глубокой верой в могучие силы русского народа. Народное воспитание, по Ушинскому, означает, что школой должны быть охвачены все дети, они должны получить достаточные знания по истории, географии и природе своей Родины. Школа должна развивать в детях горячую любовь к своей стране, чувство долга по отношению к ней и стремление отдать все свои силы на служение Отчизне, подготовить к труду и жизни. А еще поросинского директора привлекла в Ушинском очищенная от идеализма и метафизики православная педагогика.
– Понятие духовности, – говорит Владимир Иванович, – в последнее время сводится к понятию только религиозности. Это неверно. Духовность – это все то, что создается человеком, силой его духа и направлено к добру, красоте и самому высокому, что есть в человеке и на что он способен. Несущей опорой системы нравственно-гуманистических ценностей для нас остаются Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья – мудрость. Мы воспринимаем их не как религиозные ценности, а как вечные общечеловеческие духовные столпы бытия, отделив “зерна от плевел”, мы сохраняем такие гражданские ценности, как вера в общественный идеал, вера в государство, патриотические идеалы. Преподавания религии, Закона Божьего в нашей школе нет и не будет.
Священность домашнего очага, лада, любви, заботы была в культуре нашего общества непререкаемой. Забвение этих ценностей ощущалось как великий грех и вина человека. Время лишило эти ценности священного ореола. Предательство родителями своих детей и детьми родителей стало делом привычным, как смерть на войне. Поросино в этом плане не исключение: здесь тоже десятки семей, где дети стали не нужны родителям. Папа и мама неделями в запое, ребенок бродит по селу больной, голодный, озлобленный, и, прежде чем исследовать с ним 3 или 4 яруса в ближайшем болоте, надо его еще привести в школу, накормить, отогреть душу, вернуть веру в добро и человека.
В этих условиях приходится обращаться к опыту А.С.Макаренко, его искусству создания условий для самореализации ребенка – в добре, а не во зле. Цель воспитания – формирование коллективизма, стиль – соединение высокого доверия с большой требовательностью к человеку, постоянное стремление вперед.
Увлеченные новомодными именами зарубежных инноваторов, современные педагоги стали забывать собственных классиков и среди них В.А.Сухомлинского, книги которого “Сердце отдано людям” и “Рождение гражданина” еще совсем недавно были в центре внимания педагогов всего мира. Чириков не забыл павлышского учителя-новатора, считает его идеи воспитания личности плодотворными, старается развить их в новых условиях.
Любимый девиз директора из Поросино: “Люби, терпи, прощай”. Приезжающих за опытом учителей интригует в этой триаде, конечно, слово “терпи”.
– Как же, – спрашивают они, – можно призывать терпеть, когда зарплату по два месяца задерживают?
– Во-первых, – отвечает Владимир Иванович, – это слово я трактую широко. Быть терпеливым при достижении результатов, в воспитании прежде всего, быть терпеливым в отношениях с детьми и коллегами. Забастовки учителей не приемлю в принципе. Надо думать прежде всего о детях, а потом о себе. Это материнский, отцовский и учительский долг. Я стремлюсь вести людей к единению, а не к раздраю и хаосу.
Поросинская школа небольшая, но уютная, домашняя. Ни один класс не похож на другой. Причем главная цель оформления предметных кабинетов – не отражение специфики изучаемых дисциплин, а создание комфорта, ощущения единства с природой. В каждом классе – обилие живых цветов, фотообои, паласы для игр малышей прямо на полу. На втором этаже в рекреации – зимний сад. Здесь нет чинно расставленных горшочков с цветами. Стволы, пни, корни причудливой формы – все это обвито самой невообразимой зеленью. Вольеры с попугайчиками, клетки с ежиком и черепахой. Самодельные скамеечки для отдыха. Все это помогает ребенку ощутить себя в оазисе доброты и культуры, понять, что природа – та же жизнь, “в ней есть душа, в ней есть язык”.
Очень многое Владимир Иванович берет из опыта, накопленного Артеком, где он в молодости работал пионервожатым. Не только коллективизм, но и все эти декоративные коряги, природная пластика, кактусы, цветы, зверюшки – тоже оттуда, из Артека.
В школе нет никакой роскоши, хотя здесь не отказались бы от цветного телевизора, видеотройки, компьютера. Наведываясь в город, учителя покупают все, что создает уют в школе, – фотообои, палас, тюль, шторы, не задумываясь о том, возместят им потом эти затраты или нет. Пример этому подал сам директор.
Поросинская школа – не только храм, где проповедуют духовность и экологию, это мастерская, где дети сами творят красоту. Это их руками изготовлены многочисленные резные изделия из дерева – красивые и полезные. За цветами и животными они ухаживают сами.
Все мероприятия в школе, в том числе и с участием гостей, заканчиваются “минутой торжественности”, когда произносят слова: “Желаем добра Родине, желаем добра природе”. Этот ритуал предложила кандидат биологических наук из НИИ экологии и биофизики В.Б.Купрессова. Вместе с известным в городе пропагандистом экологических знаний, методистом института повышения квалификации работников образования В.Г.Рудским она помогала школе выработать и обкатать программу экологического образования школы.
– У нас нет сомнения в правильности выбранного пути, – говорит Чириков, – мы внимательно выслушиваем всех, кто к нам приезжает, но… ничего после этого не меняем. Я не против Монтессори и Штейнера, но нашу отечественную педагогику считаю лучшей.
На одном из семинаров директору был задан ехидный вопрос: “Эколого-эстетическая школа, из Америки к вам едут, а дети у вас головы попугайчикам отрывают”. Упоминание о действительном случае с вольерным попугайчиком не смутило Чирикова. Он ответил: “Когда сто детей не мучают птиц, а один мучает, – это тоже результат”.
В зале раздались аплодисменты.
Владимир МОИСЕЕВ
Томская область
Фото Андрея ЕМЕЛИНА
Почта “ДК”
Каков он, климат в коллективе?
публикации “Директорского клуба” в “УГ” N 8 “Игры в местоимения” автор анализирует одну из функций директора школы: настраивать коллег на деликатное общение с детьми. Полностью поддерживаю позицию своего коллеги. За свой более чем 30-летний директорский опыт убедился, что общение учителя с детьми на основе уважения юной личности является одним из основополагающих в решении воспитательно-образовательных задач.
Два слова о себе. В 1965 году в возрасте 20 лет принял крупную восьмилетнюю школу (400 учащихся, 25 учителей), которую возглавлял девять лет. Последние 22 года работаю директором Воскресенской девятилетней школы в Курганской области.
Уважение к личности базируется на здоровом нравственно-психологическом климате педагогического коллектива. И это – важнейшее условие успеха в учебно-воспитательной работе.
За первые полгода работы учителем в этой школе я убедился, что коллектив очень даже дееспособен, но иногда по каким-то мелочам “натягивается” струна, возникают ссоры, недомолвки, обиды друг на друга, а то и обсуждение в перемены деревенских слухов. Став директором, я отчетливо понимал, что исключить подобные факты силой приказа невозможно. Поэтому настойчиво проводил мысль о порочности этих явлений, прямо или косвенно мешающих нормальной работе педколлектива. Но самое главное, я старался утвердить не просто дух взаимоуважения, а прежде всего уважения к каждому учителю со стороны директора школы. В любой ситуации – при посещении и анализе урока, на заседании педсовета, совещаниях я стремился выказать уважение к личности учительницы, отметить ее педагогические возможности и способности.
За 2-3 года мне удалось создать климат взаимодоверия. Учителя стали постоянно повышать свое педагогическое мастерство. От так называемых “Планов самообразования” мы отказались одними из первых в районе.
Своим опытом теперь учителя охотно делятся на районных методических обьединениях, а я сам как учитель истории был участником областного конкурса “Учитель года-92”.
Как ни странно, в итоге вырос авторитет учителя в селе, с ним стали считаться все – от рядового колхозника до председателя колхоза и сельсовета.
Таким образом, высоконравственный психологический климат в педагогическом коллективе позволил наладить хорошие взаимоотношения по всем направлениям: директор – учитель; учитель – учитель; учитель – ученик; учитель – родители; учитель – общественность. А это в свою очередь всю работу школы подняло на новую более высокую ступень.
Николай ТАРАСОВ,
директор Воскресенской неполной средней школы, отличник народного образования России
Головинский район,
Курганская область
Сам себе консультант
Один из ведущих немецких консультантов по вопросам организации работы предприятий заметил как-то: “То, как на предприятии относятся к пожилым сотрудникам, говорит о царящем на нем производственном климате значительно больше, чем все громкие слова, сказанные на очередном загородном пикнике”.
А как обстоит дело у вас? Относятся ли к пожилым сотрудникам как к полноценным коллегам или они постепенно превратились в этаких “получателей милостыни”?
риводимый нами перечень поможет вам понять, как обстоят дела со способностями пожилых сотрудников.
Снижаются:
* сопротивляемость организма высоким физическим и психическим нагрузкам,
* скорость реакции,
* быстрота мышления,
* способность продуктивно работать в условиях жестко ограниченного времени.
Остаются на прежнем уровне:
* внимание и способность к концентрации,
* производительность работы в длительном режиме,
* обьем полученных знаний,
* надежность.
Возрастают:
* производственный и профессиональный опыт,
* сила суждения,
* точность выбора путей и средств при выполнении комплексных заданий,
* способность к стратегическому мышлению,
* самостоятельность,
* сознание ответственности,
* уравновешенность,
* добросовестность и трудовая мораль,
* зрелость,
* общий трудовой порыв.
“Хорошо, я это обдумаю”.
Кому из руководителей не приходилось слышать этих слов от своих подчиненных?
В этих случаях не пускайте ситуацию на самотек. Так как большинство из подобных людей готово на самом деле заниматься чем угодно, только не тем, чтобы действительно подумать о чем-то определенном.
Чтобы этого избежать, всегда определяйте ясные цели и устанавливайте точные сроки.
Проследите за тем, чтобы каждый участник совещания говорил лично от себя и как можно меньше пользовался местоимением “мы” или неопределенной формой.
Причина достаточно проста: за “мыканьем” и “есть мнение” очень часто скрывается стремление не высказывать своего мнения или просто отсутствие такового.
Перед отправкой важной корреспонденции в официальные учреждения проверьте еще раз работу вашего факсимильного аппарата.
Негативные последствия от неправильной компоновки, наличия в тексте “слепых” мест и страниц полностью будут на вашей совести.
А это может стоить дорогого!
Комментарии