Проблема взаимоотношений человека и природы возникла в наше время, с того самого момента, когда человек провозгласил себя ее «царем». Тургеневский герой Базаров высказался о природе так: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». А ученый Мичурин заявил: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». Вот и брали, и разрушали храм природы.
В связи с жизнью на суше у лягушки укороченное тело, кожа богата железами, глаза с веками, ноздри, конечности состоят из отделов, подвижно соединенных при помощи суставов. В связи с жизнью на суше и манерой передвижения (прыжками), скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними ногами.
В наше время появились новые термины: «экология», «экологическая катастрофа». Мы ежедневно наблюдаем, как человек своими руками рушит многокрасочный и многонаселенный мир природы, не понимая, что природа будет мстить человеку за истребление «меньших братьев». Следует помнить, что человек и природа – понятия, неотделимые друг от друга. Убивая природу, человек обрекает на гибель себя.
Где же выход из сложившейся ситуации? Какая сила может противостоять катастрофе и оттолкнуть нас от пропасти? Ответ, наверное, один – педагогика. Да, только учитель является той силой, которая способна «озеленить» общественное сознание. Любовь к окружающему миру нужно пробуждать с самого рождения. Необходимо научить ребят экологически мыслить, воспитывать у них экологическое сознание, экологическую культуру.
На уроках и внеклассных занятиях учитель биологии может привести примеры удручающе безответственного, нерадивого отношения к природе. Сломанное неокрепшее деревце, убитая лягушка, разоренное гнездо – все это связано с отсутствием у детей душевной чуткости и экологической культуры.
Тема экологии очень сложна, она требует длительной кропотливой работы, объединения сил семьи, школы, общества в целом. «Прежде чем ребенок услышит первые слова о Родине, надо засеять семенами красоты поле детского сознания», – советовал Сухомлинский В.А. Только через красоту можно воспитать экологическую культуру.
Красота и доброта – два неразделимых понятия. Почему доброта не становится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчики даже стесняются своей доброты? Нужно учить детей сопереживать всему живому.
Я хочу рассказать о проведении урока в 8-м классе при изучении темы «Земноводные» в форме биодетектива. Такую форму можно применять на уроках по изучению внешнего, внутреннего строения живых организмов и на заключительных уроках, посвященных изучению многообразия и охране животных. Задача этих уроков заключается в том, что в ходе поисковой работы с учебником, с дополнительной литературой учащиеся знакомятся с такой информацией, которая меняет их отношение к изучаемой группе животных. Тема урока: «Среда обитания, внешнее строение и передвижение лягушки. Биодетектив «Лягушачьи тайны».
Цель урока:
1) Раскрыть особенности внешнего строения, скелета, мышц лягушки, связанные с жизнью на суше и размножением в воде.
2) Продолжить формирование умений работать с учебником, сравнивать объекты и делать выводы.
3) Способствовать развитию экологического мышления.
Оборудование: таблицы: «Травяная лягушка»,
«Мир земноводных,
«Строение конечности лягушки»;
магнитофон с записью «Голоса земноводных».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир хордовых животных и познакомимся с классом «Земноводные».
Тема урока: Биодетектив «Лягушачьи тайны».
Цели урока:
1. Выяснить происхождение и значение новых понятий, используемых на уроке.
2. Познакомиться с внешним строением лягушки, выявить черты приспособленности к среде обитания .
Сегодня на уроке работает группа экспертов, которая познакомит нас с информацией. А каждый из вас выступит в роли следователя. Итак, за работу.
В нашем словаре сегодня:
1. Земноводные.
2. Амфибии.
3. Лягушки.
Земноводные. Что же это за организмы? Какие животные к ним относятся?
Эксперт 1. Ю. Колесникова (Общая характеристика Земноводных)
Вывод (записать в тетрадь): Земноводные или Амфибии – группа животных, во взрослой форме обитающих на суше, а размножающихся и развивающихся в воде. «Двоякоживущие».
Работа с таблицей «Мир земноводных».
Учитель: Посмотрите на таблицу. Здесь изображены некоторые представители класса Земноводные. Давайте систематизируем их. Внимательно рассмотрим внешний вид этих животных. Похожи они? А чем отличаются? На какие группы вы бы их разделили?
Вывод:
(Схема 1 вычерчивается в тетради)
Учитель: Типичным представителем класса Земноводные является травяная лягушка, этот урок мы посвящаем ей.
Это животное знакомо нам с самого детства. Ребята, какие возникают у вас ассоциации, когда вы слышите о лягушке? (Брезгливость, отвращение, испуг).
Да, мы часто можем наблюдать, как ребята ловят лягушек, мучают, еще страшней – забивают камнями или палками. С чем связана такая жестокость, почему эти животные незаслуженно презираются людьми? Прежде всего с невежеством людей. Мы очень мало знаем о лягушках.
Сегодня мы «заводим» личное дело на лягушку травяную, незаслуженно истребляемую людьми. В ходе поисковой работы каждый из следователей должен собрать как можно больше улик, которые изменят наше отношение к этому животному. Итак, за работу.
Эксперт 2. О. Кононенко (Происхождение слова «лягушка»).
Кто хочет добавить?
Эксперт 3. И. Богатов (Происхождение слова «лягушка»)
Запись в тетрадь: 1. Лягушка – русское слово. «Лягуха», «лягуша» – «бедро», «ляжка».
2. Лягушка – «холодяночка».
Систематическое положение:
(Один работает у доски, все в тетради).
тип – хордовые;
класс – земноводные;
отряд – лягушка;
род – лягушка;
вид – лягушка травяная.
Итак, земноводные – обитатели и воды и суши, значит, у них есть какие-то приспособления к жизни в воде и к жизни на суше.
Заполните таблицу в своих оценочных листах:
(См. таблицу 1)
У экспертов есть что добавить по этому вопросу?
Эксперт 4. А. Лазарев «Прибор «лягушачий глаз».
Эксперт 5. Л. Кригер «Из кожного яда лягушки готовят антибиотики против грибковых заболеваний ног».
Беседа:
1) Как передвигается лягушка по суше?
2) Почему не шагом ходит, не бегает, а только прыгает? (Задние и передние конечности различны).
Задание: работая с таблицей и рисунком из учебника, изучить особенность строения конечностей и результат внести в оценочные листы.
Учитель: А теперь давайте сделаем вывод о приспособленности лягушки к среде обитания.
Вывод: В связи с жизнью на суше у лягушки укороченное тело, кожа богата железами, глаза с веками, ноздри, конечности состоят из отделов, подвижно соединенных при помощи суставов.
Изучение скелета.
Цель: Выяснить особенности строения скелета в связи с жизнью на суше.
Скелет лягушки
(См. таблицу 2)
(Под руководством учителя дети заполняют таблицу)
Вывод: В связи с жизнью на суше и манерой передвижения (прыжками), скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними ногами.
А теперь давайте с вами обобщим, что же мы вложили в «личное дело» лягушки:
1. Первыми вышли на сушу.
2. Прибор «лягушачий глаз».
3. Антибиотики для грибковых заболеваний.
4. Чемпионы по прыжкам в длину.
III. Закрепление материала. Самостоятельная работа. Ребята получают «немые» карточки с изображением скелета и в течение пяти минут должны определить отделы скелета и кости, образующие каждый отдел.
IV. Итог урока. Выставление оценок.
Надежда АКАТОВА, учитель биологии СШ №1 г. Харабали, учитель года Астраханской области-2002
Комментарии