search
main
0

Лучшими стали школы, где больше всего думают о том, чтобы дети не болели, и многое для этого делают

В актовом зале Департамента образования прошла торжественная церемония награждения победителей Московского городского конкурса «Школа – территория здоровья-2009», в которой участников и победителей приветствовали первый заместитель руководителя Департамента образования Лариса Курнешова, заместитель руководителя Департамента образования Юрий Ермаченко, заместитель начальника Управления организации медицинской помощи детям и матерям Департамента здравоохранения Любовь Куликова.

Современное общество предъявляет к содержанию и методам воспитания и обучения все более высокие требования, однако при этом наиважнейшая задача – сохранение здоровья детей. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, их физическое развитие, здоровое питание стали нынче приоритетными направлениями государственной политики. «Именно в школьный период, – подчеркнул Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию, – формируется здоровье человека на всю последующую жизнь».

Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Перед системой образования Президент России поставил конкретную задачу – создать такие условия обучения в школе, чтобы ребенку было «комфортно и психологически, и физически», чтобы к каждому обучающемуся применялся «индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения». Здесь важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и соответственно одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу здоровья и программам развития школьников.

Решение этой задачи московские педагоги видят во взаимодействии систем образования и здравоохранения, активной позиции участников образовательного процесса: округов, учреждений образования через создание условий для обучения и воспитания всех категорий детей. В рамках межведомственного взаимодействия разрабатываются новые механизмы, регламенты отслеживания и поддержки здоровья детей, адекватные современные требования к организации безопасной образовательной среды.

Приоритетные национальные проекты «Образование», «Здоровье», городские целевые программы «Столичное образование-5», «Столичное здравоохранение» дали ключевые механизмы по развитию новых оздоровительных технологий и методик здоровьесберегающего обучения, формированию заинтересованного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса столичного мегаполиса.

В Москве создана сеть образовательных учреждений, деятельность которых направлена на обеспечение индивидуально ориентированного образовательного процесса с учетом состояния здоровья детей: 105 образовательных учреждений «Школа здоровья», в том числе 74 средние общеобразовательные школы, 25 центров образования, 6 начальных школ. «Школы здоровья» стали методической базой отработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс для ОУ, которые наряду с реализацией общеобразовательных программ обеспечивают комплексное решение задач по оздоровлению обучающихся и профилактике заболеваний. Это:

– 193 школы, лицея, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, имеющие в своей структуре центры содействия сохранению и укреплению здоровья детей;

– 266 общеобразовательных учреждений, организующих работу в режиме полного дня, главная идея которых – интеграция основного и дополнительного образования при условии сохранения и укрепления здоровья детей;

– 219 общеобразовательных учреждений, имеющих классы коррекционно-развивающего обучения, в которых осуществляются социальное сопровождение, психологическая поддержка детей, имеющих проблемы в обучении, детей группы риска.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволило всем категориям детей с хроническими соматическими заболеваниями, детям-инвалидам, в том числе и ранее находившимся на надомном обучении, успешно обучаться в образовательном учреждении.

Обновление школьного оборудования в образовательных учреждениях позволило эффективно решать задачи по повышению адаптационных возможностей обучающихся с проблемами в здоровье. Все чаще в школах можно увидеть конторки, позволяющие осуществлять смену динамических поз, стулья, столы, регулируемые по высоте, воздухоочистители, зрительно-вестибулярные тренажеры, зоны двигательной активности и психологической разгрузки, игровые среды в рекреационных пространствах.

Использование педагогических здоровьесберегающих технологий позволило изменить образовательную сферу школы. Педагоги школ в своей работе широко используют проектно-исследовательскую деятельность, элективные курсы «Уроки здоровья» с учетом возрастных особенностей детей, «Здоровый образ жизни» по профилактике вредных привычек, «Школа Айболита» для детей начальной школы.

В школах столицы реализуются программы «Чистая вода», «Школьное здоровое питание», «Школьное молоко», «Школа без табака», «Школа без насилия», «Школа без стресса» и т. д.

В рамках выполнения программы «Чистая вода» дети не только являются потребителями чистой воды, но и получают знания о необходимости соблюдать питьевой режим, участвуя в исследовательской работе по изучению и охране водоемов.

В рамках программы «Школьное здоровое питание» выполняются основные принципы рационального питания, полное удовлетворение энергетических потребностей организма, обеспечение адекватного уровня обмена веществ.

В рамках программы «Школьное молоко» обучающиеся обеспечиваются витаминизированным молоком.

Программа «Школа без табака» ориентирована на санитарно-гигиеническое информирование детей о пагубности вредных привычек, в рамках реализации программы проходят ежегодные акции «Класс, свободный от курения», «Письмо моему курящему другу», «Школьники против наркотиков», «Правда о никотине».

В рамках реализации программ «Школа без насилия», «Школа без стресса» организована просветительская работа среди детей, родителей на собраниях, классных часах, в правовых неделях, устных журналах, специализированных тренингах. Правовые вопросы обсуждаются на уроках обществознания.

В режим работы школ в обязательном порядке введены утренняя физзарядка и физкультминутки на уроках, мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения. Для проведения занятий по физической культуре и оздоровлению обучающихся современным оборудованием оснащены спортивные залы, тренажерные залы, школьные стадионы и спортивные площадки, бассейны, залы ЛФК, кабинеты массажа. Для профилактических мероприятий в школах оборудованы медицинские кабинеты, в том числе кабинеты врача, медицинской сестры, процедурные, стоматологические, офтальмологические, физиотерапевтические кабинеты.

Для профилактики простудных заболеваний в образовательных учреждениях имеются приборы бактерицидного назначения и обеззараживания воздуха помещений, аэрофитомодули, позволяющие поддерживать естественный микроклимат; ионизаторы воздуха «Люстры Чижевского»; фонтаны для поддержания оптимальной влажности воздуха, сбалансированное питание.

Для совершенствования оздоровительной деятельности школы привлекают специалистов ведущих медицинских учреждений – НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, Центра восстановительной медицины и курортологии, ГУ НИИ питания РАМН и др.

Наряду с традиционной и обязательной диспансеризацией детей в школах проводятся мониторинговые исследования состояния их здоровья, обеспечивающие раннюю диагностику заболеваний и оздоровление детей группы риска.

В отличие от диспансеризации мониторингам свойственны оперативность и адресность. Данные мониторингов отражаются в индивидуальных картах обучающихся, в том числе в «Паспорте зрения», «Паспорте здоровья ребенка».

Второй год внедряется в общеобразовательные учреждения «Паспорт здоровья ребенка».

Основная цель «Паспорта здоровья ребенка» – повысить уровень грамотности и ответственности родителей в области здоровья своих детей, обратить внимание на основные этапы их развития. В основу «Паспорта здоровья ребенка» положены результаты ежегодной диспансеризации детей медицинскими учреждениями. Эта информация дополнена со стороны образовательных учреждений результатами саногенетического мониторинга, диагностического тестирования психолого-педагогической службы учреждения, наблюдениями классного руководителя.

В настоящее время Департамент образования совместно с Департаментом здравоохранения работают над созданием электронного паспорта здоровья ребенка.

Важным вопросом остается подготовка педагогических кадров: в Западном округе реализуется межведомственная окружная программа «Округ здорового детства»; в Южном округе в общеобразовательных учреждениях работают кабинеты самодиагностики для старшеклассников (9-11-е классы), где дети могут самостоятельно измерить рост, вес, артериальное давление, проверить зрение; в Северо-Восточном округе особое внимание уделяется психологическому сопровождению детей.

Ведущие – директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Вера» Мария Шутова и заместитель директора Центра психолого-медико-социального сопровождения «Вера» Александр Большаков – сразу напомнили всем слова писателя Ивана Тургенева: «Счастье, как здоровье, когда оно есть, его не замечаешь», сказанные им еще 160 лет назад, и предложили убедиться в том, как свежо звучат эти слова сегодня!

Второй год Департамент образования проводит Московский городской конкурс «Школа – территория здоровья». В 2008 году в этом конкурсе принимали участие только «Школы здоровья». Тогда победителями Московского и Всероссийского конкурсов стали центры образования «Школа здоровья» №1998 «Лукоморье» (директор Елена Котомина),` №1240 (директор Татьяна Щипкова), №1317 (директор Константин Петров), №1071 (директор Ирина Щербо).` В 2009 году в конкурсе приняли участие уже не только «Школы здоровья», но и ОУ, имеющие центры содействия здоровью, ОУ, реализующие здоровьесберегающие технологии.

Председатель оргкомитета, начальник Управления дошкольного и общего образования Департамента образования Ирина Петрунина в своем выступлении на церемонии отметила: «В 2009 году Московский городской конкурс «Школа – территория здоровья», как и в прошлом, был организован в два этапа. Первый этап проходил с 1 апреля по 1 мая 2009 года в окружных управлениях образования, второй, заключительный, проводился в Департаменте образования с 1 октября по 10 ноября 2009 года. Во втором этапе Московского городского конкурса «Школа – территория здоровья» приняли участие 29 образовательных учреждений из десяти округов, это были победители окружных этапов конкурса. Конечно, надо сказать слова благодарности членам организационного комитета и жюри, которые в течение года в свободное от работы время вместо отдыха изучали, анализировали, оценивали деятельность общеобразовательных учреждений по здоровьесбережению, организовывали и проводили презентации их работ».

Лауреатами конкурса стали и получили благодарственные письма Департамента образования, памятные подарки (видеоаппаратуру):

Школа №345 (директор Наталья Тверская);

«Школа здоровья» №682 (директор Лариса Самара);

Школа №425 (директор Марина Аксенова);

Школа №1296 с центром содействия укреплению здоровья обучающихся (директор Ирина Громовая);

«Школа здоровья» №1099 (директор Наталья Шестакова);

«Школа здоровья» №1025 (директор Марина Муравьева);

«Школа здоровья» №892 (директор Лидия Тлисова);

Школа №787 (директор Любовь Щеголева);

Центр образования «Школа здоровья» №1858 (директор Владимир Стрельцов);

Школа №687 с центром содействия укреплению здоровья обучающихся (директор Надежда Акимова);

Школа №574 (директор Наталья Михарева);

«Школа здоровья» №568 (директор Елена Смышляева);

«Школа здоровья» №523 (директор Людмила Трубина);

«Школа здоровья» №1825 с центром содействия укреплению здоровья обучающихся (директор Светлана Зарецкая);

«Школа здоровья» №1062 (директор Светлана Волкова);

«Школа здоровья» №830 (директор Марина Климова);

«Школа здоровья» №1090 (директор Татьяна Василенко);

«Школа здоровья» №1920 (директор Татьяна Апридонидзе);

«Школа здоровья» №1703 (директор Наталья Шихманова).

Победители Московского городского конкурса «Школа – территория здоровья» получили дипломы Департамента образования, памятные подарки, а также сертификаты на получение комплекта учебно-методических и наглядных пособий для преподавателей по формированию духовно-нравственного здоровья учащихся через освоение традиций народов России от некоммерческого фонда поддержки образования и обеспечивающей его промышленности «Единство».

По итогам Московского городского конкурса «Школа – территория здоровья» в 2009 году первое место жюри присудило:

Центру образования «Школа здоровья» №97 (директор Ирина Мальчевская);

Центру образования №1409 (директор Ирина Ильичева);

Школе №1995 (директор Елена Норенко).

Второе место заняли:

Центр образования «Школа здоровья №1071 (директор Ирина Щербо);

Школа №1158 (директор Татьяна Киркова);

Центр образования №1429 (директор Любовь Хечанова).

Третье место завоевали:

«Школа здоровья» №1065 (директор Марина Марченко);

Школа №108 (директор Валентина Буланова);

Школа №960 (директор Алла Бондарева).

Конечно, такой праздник не мог обойтись без тех, ради кого трудятся педагоги, – детей. Праздничное настроение своим наставникам с успехом создавали учащиеся танцевально-театральной студии «Синяя птица», участники шоу-балета «Визави» и юная певица Анна Самохвалова из ЦО «Школа здоровья» №97; юные певицы – ученицы 1-го и 2-го классов Мая и Яэль Эрихман, ученица 7-го класса Александра Горбунова и ученики 2-го класса – участники вокального ансамбля «Мамонтенок» ЦО «Школа здоровья» №1317.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте