Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2012» учитель русского языка и литературы школы №1479 Вита Кириченко назначена директором гимназии №1520. Вита Викторовна считает, что в том числе и вопросы, заданные газетой «УГ-Москва» на пресс-конференции в Департаменте образования, стали причиной ее столь быстрого карьерного роста.
– Вита Викторовна, когда вы почувствовали, что назрели и уже происходят какие-то существенные изменения в системе образования?- Это произошло несколько лет назад. Безусловно, меня и моих коллег затронули инициатива «Наша новая школа», введение новой системы оплаты труда, новая система нормативно-подушевого финансирования, создание таких условий в школе, когда уже можно было проявиться по-другому, по-новому (например, началась реально, а не на бумаге, а по-новому, работа управляющего совета школы), когда ты можешь выходить на уровень не только педагогического коллектива, но и на более высокий и в эту минуту понимаешь, что тебя заметят и услышат.- Конкурс «Учитель года» всегда традиционно называют процессом повышения квалификации педагогов. Было ли что-либо в творчестве коллег для вас на Всероссийском конкурсе, что сильно удивило, поразило, что хотелось использовать в своей работе?- Мое мнение и мнение всех участников Всероссийского конкурса, что «Учитель года» – уникальные, самые действенные курсы повышения квалификации. Такая оценка в Липецке, где проходил конкурс, звучала не раз. У меня пока все еще на уровне эмоций, очень много всего было интересного, думаю, когда пересмотрю все видеозаписи занятий конкурсантов, мастер-классов лауреатов, смогу что-то взять для себя. Возьму однозначно! Настолько разными были конкурсанты, настолько разные у них опыт, технологии, подходы, что я удивилась тому, что ты билась над решением какой-то задачи, а оказывается, у кого-то оно уже есть, вдруг кто-то рассказывает, как он это сделал, и все не только гениально, но и просто. Самое большое богатство этого конкурса – общение с людьми, оно дало мне настолько много, сколько не дали бы ни одни самые лучшие курсы в мире. – Многих педагогов очень сильно разочаровали дискуссия в Липецке конкурсантов с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым и разговор в Москве с Президентом России Владимиром Путиным. Судя по всему, Владимир Владимирович явно ждал, что лучшие учителя России поднимут какие-то такие вопросы, которые помогут ему с государственной точки зрения решить некие проблемы, что они подскажут ему: это нужно сделать так, так и так. А между тем вопросы учителей все-таки были на уровне исключительно школьного или районного уровня. Скажите, российский учитель еще не дорос до того, чтобы подсказывать президенту страны, какие архиважные проблемы для образования нужно решать на федеральном уровне, или боится это делать?- Я думаю, что мы сейчас с разных точек зрения будем смотреть на одно и то же. Той пятерке, которая вышла в финале Всероссийского конкурса «Учитель года-2012» на сцену для разговора с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым, было очень сложно вести этот разговор. Сразу скажу, что мне было легче перешагнуть через планку общения, так как я познакомилась с Дмитрием Викторовичем на открытии Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы в МГУ имени М.В.Ломоносова. К тому же это ведь была не просто беседа, а конкурсное задание на том этапе, когда осталась пятерка и было понятно, что участникам этой пятерки хотелось победить. Это накладывало отпечаток как на отношение конкурсантов ко всему, так и на их поведение. Мне показалось, что тема дискуссии далеко не для всех была близкой и понятной. (Например, когда на конкурсе до этого на одном из испытаний я попала в группу, дискутирующую о профориентации, со мной там были две учительницы начальной школы, и одна из них – коллега с Камчатки – в микрофон растерянно сказала, что не знает, что рассказать по этой теме, настолько она для нее чужда.) К сожалению, того разговора, на который все рассчитывали, не получилось по простой причине: люди не были к нему готовы. Более того, насколько учитель из Санкт-Петербурга был уверен в себе (а это очень знающий и опытный учитель, очень хороший профессионал), настолько ему было тяжело во время этой беседы, ведь не каждый день мы, учителя, сидим рядышком с министром и обсуждаем насущные проблемы. Для кого-то выход на сцену уже был событием. Поэтому оценивать разговор с министром с точки зрения того, насколько учитель может проявить свою гражданскую позицию и активность, вряд ли возможно. Что касается беседы с Владимиром Владимировичем Путиным, то для многих из нас, возможно, она вообще была одним из самых значимых событий в профессиональной жизни. Вопросы, которые учителя ему задавали, они задавали и до этого, может быть, в другой форме. Ведь до этого мы встречались с директором Департамента МОН РФ Еленой Низиенко, во внеконкурсной программе – с Дмитрием Ливановым, везде и всегда педагоги задавали вопросы, которые их интересуют. Да, может быть, они недотягивали до высокого государственного уровня, да, думаю, есть какая-то часть боязни при общении с высокими начальниками, но для меня это не минус учителя, а совершенно нормальное поведение обычного человека в такой ситуации. Мы не доросли до государственного уровня? Хуже, когда каждый суслик мнит себя агрономом. Считаю, будет замечательно, если учитель дорастет до Учителя, тем самым он выполнит свою миссию. Невозможно ожидать от него преуспевания абсолютно во всех ипостасях на том уровне, который ему не знаком, но знаком человеку другого статуса в другой ситуации.- Вы не только учитель года Москвы, но еще и педагог Москвы-2012, ведь наш прошлогодний конкурс закончился тем, что на сцене Крокус Сити Холла из десятки победителей всех номинаций выбрали одного-единственного – абсолютного победителя, который показал себя не только учителем-предметником или воспитателем, а Педагогом. Не кажется ли вам, что действительно после завершения соревнований по номинациям должно быть некое интеллектуальное действо, которое заставит всех нас вспомнить, что учительство – это интеллигенция, которая может оказать существенное влияние на развитие страны, города, на все ветви власти?- Мне опыт прошлого года показался положительным, и то, что каждый из девяти победителей по номинациям к финальному испытанию конкурса «Педагог года Москвы» готовил социально значимый проект, я считаю правильным. То, что наша девятка делала до 17 мая 2012 года, для меня оправданно, это, как мне кажется, позволяет учителю, воспитателю, психологу, классному руководителю, мастеру производственного обучения, молодому преподавателю вуза, студенту педагогического вуза, педагогу-дефектологу, педагогу дополнительного образования проявить себя и в другом качестве. Те проекты, которые были представлены, заслуживают уважения и претворения в жизнь. Поэтому если подытожить то, что мне пришлось прожить в Москве за прошлый учебный год и на конкурсе в Липецке: продуктом конкурсной программы должно стать то, что имеет значение не только для конкретной школы, но и для города, региона, который ты представляешь, для страны, в которой ты живешь. – Когда заканчивается конкурс, кто-то становится победителем, и этому человеку всегда задают вопрос о дальнейшей карьере. Вы прошли через такие испытания, поднялись на высокую ступень, готовы ли вы стать директором, сможете ли создать свою современную школу высокого уровня?- Отвечу коротко: да, готова. Что касается коллектива, то я с большим удовольствием забрала бы к себе в школу часть конкурсантов «Учителя года Москвы», с которыми соревновалась. Среди них было много моих единомышленников, которые разделяли мои позиции и взгляды, как, впрочем, и на Всероссийском конкурсе.
Комментарии