Ситуация, когда ученик – в данном случае студент лучше разбирается в компьютерных тонкостях, чем преподаватели, – известна в Санкт-Петербургском госуниверситету информационных технологий, механики и оптики (СПбГУИТМО известен в народе как ЛИТМО). Благодаря своим талантливым студентам ЛИТМО официально занимает первое место в России по результатам побед на чемпионатах мира по программированию (МГУ, к примеру, имеет лишь второе место) и неофициально первое в мире – по результатам выступлений за последние пять лет. В этом году студентов ЛИТМО, взявших «золото» на мировом первенстве программистов, лично принимал и поздравлял Владимир Путин. А совсем недавно литмовцы снова подтвердили мастерство, заняв первое место в полуфинале чемпионата мира и в четвертый раз выиграв звание чемпионов России. Но самое интересное, что тренируют юных чемпионов в основном не преподаватели, а студенты старших курсов. Поэтому неудивительно, что за комментариями на тему «продвинутых» преподавателей для «продвинутых» детей мы обратились к декану факультета информационных технологий и программирования СПбГУИТМО Владимиру ПАРФЕНОВУ, много лет курирующему работу сборных команд университета.
– Я так понимаю, что в вашем случае вопрос стоит так: одаренные дети уже есть, а вот как быть с преподавателями для них?
– Вы сами понимаете, что уровень преподавателя для победителей олимпиад и чемпионатов должен быть достаточно высоким: тренер чемпионов в области программирования должен и сам соображать примерно на том же уровне. И технологии подготовки, проведения, обслуживания подобных олимпиад довольно сложны. Однако проводятся они в основном усилиями молодежи. Вот сейчас только что закончилась, например, 7-я Международная неделя информатики и програмирования в Санкт-Петербурге. Технический комитет и жюри этих соревнований составляют молодые люди 20-23 лет. Это в основном студенты старших курсов вузов или выпускники, которые сами когда-то участвовали в соревнованиях.
Но в целом заманить студентов в преподаватели очень сложно. Ведь хорошим студентам уже 4-го курса компании предлагают зарплату начиная с 500-600 долларов, а только что окончившим университет – тысячу и больше долларов. Зарплата же преподавателя вуза без степени сейчас 2 тысячи, но рублей.
Единственный обратный пример в ЛИТМО – Андрей Станкевич, который тренирует сборные команды нашего университета, а также сборные команды некоторых других ведущих университетов и сборную школьников России. Именно он был тренером нынешних чемпионов мира и сейчас продолжает готовить их смену. Кроме того, Андрей – председатель жюри Всероссийской олимпиады школьников, он сам готовит задачи и т.д. Этому уникальному молодому человеку 23 года, он закончил ЛИТМО в этом году. И понятно, что его бы с удовольствием взяла к себе любая компания на очень высокую оплату. Однако мы сумели его удержать в вузе, и сейчас он ассистент кафедры компьютерных технологий. Но это особый, уникальный случай: для того чтобы он остался преподавателем, крупная московская компьютерная компания (наш спонсор) выделила ему достойную стипендию.
– А как обстоит дело с обычными, «взрослыми» преподавателями? Они с одаренными студентами не справляются?
– Их просто ужасно мало, и боюсь, что нас ждет катастрофа в ближайшем будущем. С самыми талантливыми детьми – участниками олимпиад, чемпионатов, которые учатся у нас бесплатно на знаменитой кафедре компьютерных технологий, занимаются собранные со всего Петербурга преподаватели. Таких специалистов единицы. Лучшие преподаватели из вузов давно ушли, потому что на зарплату в 3-4 тысячи рублей трудно существовать. Те, кто остался, работают со способными ребятами «для души». Студентам-контрактникам преподавателей найти проще: там можно и зарплату сделать побольше: долларов 400-500 в месяц при большой нагрузке. А вот вся студенческая середина – с ней непонятно, как быть. Эти студенты не дотягивают до одаренных, но не настолько заурядны, как контрактники. А преподавателей для них не хватает. В результате нашелся такой выход: фирма, работающая в области разработки программного обеспечения, набирает таких хороших средних ребят и нанимает для них преподавателей, которые вечерами с ними занимаются.
В общем, поле высококлассных специалистов разрушено за последние 15 лет. А ведь, чтобы вырастить высококвалифицированного педагога, требуется минимум 5-7 лет…
– В самом начале вы имеете дело с плодами рук школьных учителей. Как вы оцениваете их уровень подготовки? Могут они, по-вашему, адекватно подготовить одаренных детей?
– В школе примерно такой же, если не больший, дефицит хороших педагогов. Например, у нас в школе до сих пор изучается Паскаль, но он сейчас несколько устарел и его даже хотят исключить как язык на чемпионатах мира по программированию. На нем в финале пишем только мы, потому что его по инерции преподают в нашей средней школе. Надо вроде бы переходить на изучение языка Си, но это будет нелегко: школьные педагоги не успевают следить за современными методами программирования.
Конечно, у нас в Санкт-Петербурге есть несколько замечательных педагогов в спецшколах, которые могут работать с одаренными детьми. Для таких детей у нас создана при университете ИТМО Академия информатики и программирования.
– Вы стараетесь как-то помогать школьным «информатикам»?
– В меру возможностей. Мы готовы поддержать школьные кружки для одаренных детей методически: для этого у нас есть сайт www.ips.ifmo.ru, на котором выложены курсы по алгоритмам программирования, языкам Паскаль и Си.
Комментарии