На сегодняшний день комплексная безопасность образовательной среды – тот объективный фактор, который помимо обеспечения жизни и здоровья всех участников образовательного процесса выступает необходимым условием для развития и формирования их личности, обеспечивает правовую, социальную, психологическую, информационную защищенность учащихся, педагогов, родителей.
Нынче пристальное внимание уделяют безопасности образовательных учреждений всех видов и уровней. Трагические события в Беслане, Москве, других городах нашей страны, участившиеся похищения детей наглядно показывают важнейшую роль знаний основ безопасности жизнедеятельности в подготовке населения, в том числе персонала образовательных учреждений, учащихся, воспитанников и их родителей для выживания при проявлениях терроризма и в иных опасных ситуациях.В современных условиях необходима целенаправленная скоординированная работа всех структур, системы обеспечения комплексной безопасности города. Регламентирующие документы, выходящие из разных ведомств, приказы и постановления должны дополнять друг друга, а не противоречить условиям в действии. Договоренность МЧС с полицией об использовании решеток (в какое время и кем они должны открываться и закрываться в образовательных учреждениях) даст возможность планомерно работать без нарушения документации. Необходимо сократить срок согласования паспорта готовности образовательного учреждения: как показывает практика, в установленные две недели вопрос не решается.Для выявления причин, приводящих к чрезвычайным ситуациям, и своевременного их устранения крайне важно, чтобы проводимые решения и принимаемые меры отвечали сегодняшним запросам по обеспечению безопасности образовательных учреждений, имели предупреждающий характер. Предупрежден – значит вооружен!ЧОПам необходимо особо тщательно отбирать контингент охранников в образовательные учреждения, обращая особое внимание на человеческий фактор, личностные характеристики сотрудников. Но, как говорится, один в поле не воин. Для создания безопасных условий деятельности образовательных учреждений, их защищенности от различного рода угроз, в том числе проявлений терроризма и экстремизма, необходимо совершенствовать существующие целевые программы. Программы, которые должны быть направлены не только на инженерно-техническую оснащенность образовательных учреждений, что сегодня необходимое условие работы, но и на подготовку администрации образовательных учреждений к адекватным действиям в чрезвычайных ситуациях, а в большей степени на предупреждение чрезвычайных ситуаций, профилактическую работу. Плакат «Родина- мать зовет!» знают все с детства, почему бы не разработать плакаты по предотвращению дорожно-транспортного, детского и производственного травматизма, воспитанию у обучающихся культуры безопасного поведения, чувства ответственности за личную и коллективную безопасность?! Почему бы не разместить такие плакаты в школьных и дошкольных образовательных учреждениях по принципу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»?!Обеспечение безопасности учащихся в образовательном учреждении – важная задача, которую можно решить только совместными действиями и обоюдной заинтересованностью администрации учебного заведения и родителей. Расширение возможностей карты москвича даст способ безналичного хождения денежных средств в пределах учебного учреждения, ограничивая школьников от соблазна противоправных действий. Одним из направлений работы по обеспечению комплексной безопасности следует считать широкое и своевременное информирование родительской общественности о нерешенных вопросах для повышения личной и коллективной безопасности образовательных учреждений.Привлечение общественных организаций, способных решать конкретные проблемы школы, детского сада, других образовательных учреждений, необходимо для повышения их комплексной безопасности. Без участия родителей сегодня невозможна жизнь образовательного учреждения. Плодотворная работа управляющих советов, сотрудничество администрации ОУ, педагогов с родителями – тот механизм взаимодействия, который становится залогом успешной учебно-воспитательной деятельности с учащимися для создания безопасной и комфортной среды.Осознав значимость сетевых технологий в развитии школьников, применяя на практике все более современные технологии по защите детей от интернет-угроз, общество вывело программу «Дети в Интернете – кто за них в ответе?» на государственный уровень, обозначая приоритетные направления в обеспечении безопасности интернет-ресурсов. Родители вместе с образовательным учреждением создают тот важнейший комплекс факторов и условий среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.Одним из основных элементов системы безопасности образовательных учреждений становится работа с родителями, родительскими комитетами, управляющими советами. В развитие этого элемента я считаю необходимым:- организовывать общие собрания родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования охраны, антитеррористической защищенности образовательных учреждений, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность детей;- активизировать работу общественных советов по безопасности, родительской общественности в тесном взаимодействии с руководством образовательных учреждений и ученическими советами по совершенствованию методов воспитания культуры безопасного поведения, оказания помощи детям в приобретении знаний и навыков личной и коллективной безопасности в условиях мегаполиса;- организовывать и активизировать участие родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи образовательным учреждениям;- привлечь родительскую общественность к решению вопросов обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения, активизировать участие родителей и семьи в процессе воспитания детей по безопасному поведению в школе, дома, на улице и в других общественных местах;- привлекать родителей-специалистов к участию в контроле качества оказания охранных услуг, предоставляемых частными охранными предприятиями в рамках государственных контрактов.Необходимо повысить воспитательный потенциал образовательного учреждения и семьи в профилактике межнациональных конфликтов, противоречий на религиозной почве, проявлений экстремизма, участия подростков в радикальных и криминальных группах, обеспечить воспитание ответственности обучающихся и воспитанников перед своими товарищами, родными, близкими, коллективами и перед своей страной за свои поступки.Межведомственный ресурсный центр мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды провел мониторинг комплексной безопасности школ, который затрагивает помимо привычных аспектов физической безопасности проблемы проявления ксенофобии и экстремизма среди школьников, подробно рассматривает комфортность взаимоотношений в школе, выявляет истоки конфликтных отношений, давления на детей отдельных учителей и, наоборот, старшеклассников на учителей. Много интересной информации в отношении употребления наркотиков и построения профилактической работы в этом направлении. В ходе исследования были выявлены серьезные угрозы, связанные с компьютерной и интернет-зависимостью школьников.Таким образом, мониторинг позволяет родителям увидеть те стороны школьной жизни наших детей, на которые мы обычно не обращаем внимания. Хорошо бы нам, родителям, присмотреться к своим детям, к изменениям в их поведении, а может, напрямую спросить их не только об оценках, поинтересоваться, насколько комфортно живется нашему чаду и его одноклассникам, тем, какие события вообще бурлят за школьными стенами.Хотелось бы, чтобы окружные органы родительской общественности не только поддержали проведение мониторинга, но и приняли в нем самое активное участие. Московская школа должна соответствовать титулу «Безопасная школа». Совместно с Межведомственным ресурсным центром мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды мы должны обеспечить всяческое содействие в решении этой задачи.Передовой опыт и практика лучших образовательных учреждений, основанные на мониторинге, должны стать достоянием всех педагогических коллективов и родительских сообществ.Ирина ВАСИНА, заместитель председателя экспертно-консультативного совета родительскойобщественности при Департаменте образования
Комментарии