Утро. Метро. Вверх и вниз по эскалатору поднимаются и спускаются тысячи людей. Поезда, автобусы, маршрутки везут их в разные концы нашего огромного города. Кого-то на работу, кого-то на учебу: люди спешат по своим делам… Мегаполис проснулся.
Молодая женщина, необыкновенно красивая, с улыбкой Моны Лизы, ведет за руку ребенка. Она что-то рассказывает ему, малыш улыбается в ответ, выкрикивает короткие фразы, подпрыгивает. Вдруг мой взгляд падает на молодого человека, брезгливо наблюдающего за этой картиной. Рядом я вижу женщину – на ее лице читается сострадание. Почему?.. Мама ведет за руку особенного ребенка. Да, это бросается в глаза. Да, это вызывает разные реакции… Но, когда я вижу таких мам, я радуюсь тому, что малышу повезло: у него самая чуткая поддержка в мире! Разве мать может не любить своего ребенка? И разве для нее он не самый лучший на всем белом свете? Она не обращает внимания на эти взгляды, она к ним привыкла. Она знает главное, что это просто прохожие, от мнения и отношения которых к ее сыну ничего не зависит. Она знает, что судьба ее крошки зависит от совершенно других людей – людей, умеющих грамотно выстроить путь развития таких ребятишек. Для них одинаково важно, КЕМ такие малыши будут и КАКИМИ они будут людьми!Долгое время детей с ограниченными возможностями здоровья обучали в специализированных школах. Было ли это оправданно? Нет, и еще раз нет! Мировая практика показывает, что ребенок, лишенный общения с ровесниками, совершенно разными, непохожими друг на друга, замедляется, а иногда и вовсе останавливается в своем развитии. Как же быть? Что делать? С чего начинать? Эти вопросы задает себе каждая семья, которая сталкивается с такими проблемами. Основное, самое трудное, с чего необходимо начать, – это принять тот факт, что у тебя особенный ребенок. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем больше шансов помочь малышу.К счастью, времена невежественного отношения к таким детям ушли! В образовательных организациях нашего города создаются условия для развития и адаптации особенных детей. Поступая в дошкольные группы школ Москвы, каждый обучающийся может рассчитывать на свою индивидуальную траекторию развития. Специалисты Центральной психолого-медико-педагогической комиссии дают рекомендации по коррекционной работе, специальным условиям, необходимым ребенку с ОВЗ. Команда – в ней дефектологи, логопеды, психологи, родители – приступает к ежедневной кропотливой работе, требующей огромного терпения. С чего начинает свою работу эта команда? Сперва воспитатель развивает и поддерживает у ребенка интерес к выполнению различных интеллектуальных и творческих заданий. Учителя школы, подхватывая «эстафетную палочку», начинают формировать гражданскую и нравственную позицию. Самая большая нагрузка ложится на семью. Поэтому школьные психологи оказывают родителям методическую помощь и психологическую поддержку. При таких условиях образование детей с особенностями физического и психического развития становится качественным и всесторонним. В настоящее время уже есть хорошие адаптивные образовательные программы для детей с физическими и психическими особенностями здоровья. Они позволяют достичь нужного уровня развития в своей возрастной группе. Обеспечивая переход с одного уровня образования на более высокий, ЦПМПК корректирует работу педагогов школы. Это повышает результаты освоения индивидуальной образовательной программы. Это помогает ребенку развиваться в своем темпе. Это дает ему больше шансов на успешную социализацию. Вечер, метро… Вверх и вниз по эскалатору поднимаются и спускаются тысячи людей. Поезда, автобусы, маршрутки везут их в разные концы нашего огромного города. Люди спешат домой… Вдруг я опять вижу ту, «утреннюю» маму с ребенком. Она улыбается, а рядом идет сын: в руках он держит неказистую (на взгляд постороннего человека) поделку, но я знаю: это победа, их общая победа! Шаг в будущее! Я прислушиваюсь: мальчик рассказывает, как он успешно справился с заданием. Кому-то будет трудно оценить значение происходящего, но только не маме! Она любит, она поможет, направит, защитит! А это значит, что у особенного малыша все получится!Тамара КАНАХИНА,заместитель директора школы №438
Комментарии